Главная - Электросчетчики
Введение в туризм программа. Разработка занятия "введение в образовательную программу "спортивный туризм"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

ФИЛИАЛ

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

Ангарск, 2014

Программа учебной дисциплиныразработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100401 Туризм

Одобрена предметно-цикловой комиссией

Председатель:__________ И.А. Каминская

Утверждаю:

Заведующий филиалом ГАПОУ ИКЭСТ

М.В. Корчуганова

«____» _____________________ 2014 г.

Согласовано:

Заведующий отделением ГАПОУ ИКЭСТ ___________________ И.В. Лалетина

«___»____________________2014 г.

Организация-разработчик: филиал Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск

Разработчик:

Берёзкина Дарья Борисовна, преподаватель филиала Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск

Рецензент:

(от работодателя)

ООО «Турагенство Турсервис»

Генеральный директор

Н.А. Володченко

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Туризм», подготовлена в соответствии:

С Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.10 Туризм;

С вариативной частью учебного плана, согласованного с работодателем в лице ООО «Турагенство Турсервис»

Данная дисциплина позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит общепрофессиональный цикл, сформирована за счёт часов вариативной части учебного плана по согласованию с работодателем.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины состоит в развитии навыков познавательной деятельности в сфере туристского обслуживания и социально-культурного сервиса, ознакомлении с содержанием и формами практической деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи дисциплины:

Изучить историю развития туризма

Оценить современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Выявить факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Рассмотреть классификацию туризма и дать характеристику его отдельным видам

Проанализировать составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

Выявить особенности турпродукта

Рассмотреть роль государства в управлении индустрией туризма

Изучить основы правового регулирования туристской деятельности в России

Рассмотреть основные виды туристских формальностей

знать:

- основные понятия и термины сферы туризма

- основные виды туризм и их географию

- специфику туризма как особого вида деятельности

- составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

- специфику правовой базы туристской и сервисной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- на основе анализа различных показателей определять основные тенденции развития туризма

Оценивать современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Выявлять факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Классифицировать туризм по основным видам

Пользоваться нормативно-правовой базой туристской отрасли

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Т ематический план и содержание учебной дисциплиныВведение в специальность

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организация учебного процесса в колледже и на курсе. Требования к специалисту по туризму.

6

Тема 1.1 . Понятие о специальности «Туризм»

Понятие о специальности «Туризм »;Содержание образовательной подготовки специалиста: ФГОС, учебный план, график учебного процесса;

Практическая работа

Актуальность специальности и потребность в специалистах по туризму ; д еловые качества менеджера по туризму; деловая игра

Подготовка эссе «Я и моя будущая карьера»

Тема 1.2. Профессиональная деятельность специалиста по туризму

Виды деятельности специалиста по туризму. Понятие «деловой имидж менеджера по туризму.

Практическая работа

Перспективы карьерного роста специалиста по туризму. Корпоративная этика работников сферы туризма

Самостоятельная работа студентов

Письменно ответить на вопросы по теме « Истоки возникновения туризма»

Раздел 2.

Туризм как вид социально-экономической деятельности

6

Тема 2.1 .

История мирового туризма

История и основные этапы развития мирового туризма. Туризм как отрасль экономики, экономическая деятельность, рынок и общественное движение

Практическая работа

Туризм и другие области знаний. Связь туризма с другими науками. Роль Томаса Кука в становлении туризма.

Самостоятельная работа студентов

Составить сравнительную таблицу.

Тема 2.2.

Туристские ресурсы и факторы влияния на развитие туризма

Туристские ресурсы. Их классификация: природные, исторические, социально-культурные туристские объекты

Практическая работа

11-12

Виды факторов влияния на развитие туризма: природно-географические, культурно-исторические, экономические, социальные, демографические, политико-правовые, технологические, экологические.

Самостоятельная работа студентов

Раздел 3.

Организационные аспекты туристской деятельности

22

Тема 3.1.

Классификация видов и форм туризма

13-14

Классификация видов и форм туризма. Необычные виды туризма.

Практическая работа

15-16

17-18

Основные центры развития видов туризма: горный, водный, лыжный, спортивный, деловой, рекреационный, паломнический, лечебно-оздоровительный, приключенческий.

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Тема 3.2.

Туристская индустрия и её структура

Туристский рынок, основные его элементы и продвижение турпродукта

Практическая работа

20-21

Этапы создания тура. Формирование маршрута. Комплектация тура.

Самостоятельная работа студентов

Подготовить сообщение

Тема 3.3.

Поставщики туристских услуг

Туроператорская и турагентская деятельность.

Практическая работа

23-24

Работа с каталогами. Поиск информации

Самостоятельная работа студентов

Подготовить таблицу

Тема 3.4.

Средства размещения в туризме

25-26

Этапы развития мировой гостиничной индустрии. Классификации средств размещения мира. Необычные гостиницы.

Практическая работа

27-28

Характеристика средств размещения на международном туррынке (на примере отдель2ной страны)

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Тема 3.5.

Предприятия питания в туризме

29-30

Классификации предприятий питания по критериям. Комплекс услуг предприятий питания. Необычные рестораны мира.

Практическая работа

31-32

Характеристика предприятий питания на международном туррынке (на примере отдельной страны)

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Контрольная работа

33-34

Итоговый тест

Всего:

34

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

- учебного кабинета;

Библиотеки, читального зала, информационного центра с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

Комплект географических карт;

Комплект учебно-методической документации;

Комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

Компьютер;

Экран;

Мультимедиа проектор;

Принтер;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Атлас мира / ФГУП ПКО "Картография" Федер. агенство геодезии и картографии Мин. транспорта РФ. - М. : Картография; М. : Оникс 21 век, 2007. - 288 с.

    Власова Т.В. Физическая география материков и океанов: Учеб. пособие для вузов / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 640 с. - (Высшее профессиональное образование)

    География российского внутреннего туризма: Учеб.пособие.-М.:КНОРУС,2008-272с

    География туризма [Текст] : Учеб. пособие для вузов. - М. : КноРус, 2008. - 592 с.

    Дыжина, Н. Н. География туризма [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Дыжина. - М. : Дашков и К, 2010. - 255 с.

    Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. Учебное пособие.-СПб.:

Изд-во Михайлова В.А., 2005, 347с

    Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма [Текст] : Учеб. пособие для вузов / А. Б. Косолапов. - М. : КноРус, 2008. - 272 с.

    Косолапов, А. Б. Туристское страноведение. Европа и Азия [Текст] : учеб.-практ. пособие для вузов / А. Б. Косолапов. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2008. - 395 с.

    Самойленко А.А. География туризма: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону:"Феникс",2006-368с

    Самые красивые и знаменитые места планеты / М. Аксенова, О. Елисеева, Т. Евсеева и др. - М. : Астрель; М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 512 с. : ил

    Сапожникова Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристического изучения стран: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006

    Севастьянов Д. В. Основы страноведения и туризма: СПб., 2007.

Дополнительные источники:

Учебники и учебные пособия:

    Баландин Р. К. Сто великих географических открытий / Р. К.Баландин, В. А.Маркин. - М. : Вече, 2001. - 480 с. - (100 великих)

    Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: Учебно-практ. пособие / Б. А. Косолапов. - М. : Кнорус, 2005. - 400 с

    Лагутина Б. Т. Страноведение. – М., 2007.

    Мироненко Н. С. Страноведение. Теория и методы. – М., 2005.

    Страны мира [Электронный ресурс] : Геогр. справ. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Новый диск, 2005. - 1 CD-ROM: цв.

    Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Т. М. Тимошина. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Равновесие, 2005. - 1 CD-ROM: цв.

    Туристический атлас мира [Электронный ресурс] : В 8 ч. Ч. 8. - Доп. и перераб. изд. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Кирилл и Мефодий, 2001. - 1 CD-ROM: цв., зв

    Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии: Справочник / Г.А. Шпажников. - М.: Наука, 1980. - 247 с.: карты. - Библиогр.: с. 229-245

    Энциклопедия стран мира: научное издание / РАН ООН. - М.: Экономика, 2004. - 1319 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, деловых игр.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

профессионально пользоваться основными терминами и понятиями

определять основные тенденции развития туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

оценивать современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

выявлять факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

классифицировать туризм по основным видам

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

пользоваться нормативно-правовой базой туристской отрасли

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Знать:

основные понятия и термины сферы туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

основные виды туризм и их географию

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

специфику туризма как особого вида деятельности

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

специфику правовой базы туристской и сервисной деятельности

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, 2013

* * *

Введение

Туризм (фр. tourisme; tоur – прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа – туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

Туризм в наше время во многих странах мира бурно развивается, играет все более заметную роль в мировой экономике. По мнению экспертов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999–2010 гг. может составить более 1 трлн туристов , а прибыльность этой сферы услуг будет неуклонно возрастать. Уже сегодня на сферу туризма приходится около 6 % мирового валового национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов .

Поскольку туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на любой континент, государство или город. Значение туризма для экономики разных стран связано прежде всего с теми преимуществами, которые он приносит при условии успешного развития. Прежде всего – это рост рабочих мест в гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, то есть его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество – рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.

В России, однако, в силу ряда причин, сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2 % мирового туристского потока . Сегодня численность приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет около 8 млн человек, что далеко не соответствует ее туристическому потенциалу.

Среди основных причин, сдерживающих развитие въездного туризма, – создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации образ России как страны, неблагоприятной для туризма; несовершенство действующего порядка выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

Вместе с тем ежегодно заметно растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 млн человек , и цифра эта постоянно растет. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап качественного становления.

Из истории туризма

Люди путешествовали всегда, во все времена. Представители древних народов, населявшие различные части Земли, оставили записи о своих впечатлениях от пребывания в дальних краях. Эти исторические свидетельства показывают, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний, к примеру, в Греции, Риме и Китае представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, с торговыми или с дипломатическими целями. Геродот, например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях.

В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались искусство и философия путешествия, описывалось население других стран, языки, религии, традиции дарить подарки, черты местного быта и гостеприимство.

Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VIII в. н. э.) и европейцами (в том числе Марко Поло – ХII в. н. э.) было сделано много записей о путешествиях. Отметим, что эти путешественники оставили после себя замечательное литературное наследие. Так, поэт Баско, посетивший Японию в ХV в., написал мемуары, которые по сей день служат прекрасным справочным материалом нынешним туристам. Туризм в это время имел, как правило, не познавательный характер, а был ориентирован на встречи важных персон и делегаций, а также на посещение священных мест.

С XV в. европейская экспансия усилилась, чему отчасти способствовали появление детальных карт и новых мореходных судов, а также рост купеческого сословия. Согласно этим документам, начиная с середины XVI в. жители Северной Европы регулярно ездили на лечение к минеральным водам, в известные учебные центры Италии и к памятникам великих цивилизаций в Южную Европу. Поначалу путешествовали лишь знать, паломники и дипломатические посланники. Понятие «тур» было введено гораздо позже – в 1750-х гг., и вскоре термин «турист» был принят для обозначения участников подобных развлекательных и образовательных путешествий.

Поначалу туры были продолжительными – по 2–3 года. Туриста (как правило, молодого человека) сопровождал в путешествии опекун. В наследство нам в мемуарах, туристских справочниках и путеводителях остались многие повествования об этих путешествиях. Это были не только литературные, но и описательные познавательные, страноведческие и культурологические работы, возможно, лучшей иллюстрацией которых являются записки Гете и Стендаля об Италии, а Тургенева и Карамзина – о Германии и Франции, Дарвина – о животном мире и ландшафтах различных стран, которые он посетил в ходе путешествия на корвете «Бигл».

Паломничество как особая ветвь путешествий также оставило многочисленные документальные свидетельства, среди которых хотелось бы отметить «Инока Парфения повествования о путешествиях по монастырям».

Индустриальная революция, миссионерство, социальная реформация внесли большие изменения в условия жизни людей.

Современный туризм зародился в XIX веке в Англии. Известна даже точная дата основания туризма – 6 июля 1841 года. В этот день англичанин Тома с Ку к (1808–1885) открывает первое туристское агентство. Он совершил настоящее открытие: придумал туризм – один из самых доходных видов бизнеса, на котором сегодня богатеют не только отдельные фирмы, но и целые государства. Т. Кук, великий английский реформатор туризма, впервые начинает использовать железнодорожный транспорт для поездок среднего класса за город, на выставки и ралли. Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии: турагентствам, резервированию мест в транспорте и гостиничных номерах, классификации отелей, дорожным чекам, расписаниям и качественным путеводителям с исчерпывающей информацией.

А начиналось все весьма прозаично. Родился Томас Кук в нищей английской семье. Вскоре после смерти отца его отправили учиться в школу при монастыре. Достигнув 17 лет, Тома с принял крещение и стал полноправным членом баптистской церкви. Он перебрался из Мельбурна в Лафборо, где принялся без устали писать статьи для местного баптистского журнала, в которых объявил беспощадную войну пьяницам и курильщикам. Когда в 1840 году была открыта железнодорожная ветка, связавшая Дерби с Рагби, Тома с Кук неожиданно понял, что такое прекрасное изобретение, как железная дорога, необходимо использовать для рекламы трезвого образа жизни. Он решил нанять поезд, чтобы отвезти на нем «друзей трезвости» из Лейстера в Лафборо на ежеквартальный съезд ассоциации трезвенников южных графств центральной Англии. 570 «друзей трезвости», ставших первыми туристами, погрузились в девять открытых вагонов. В дальнейшем в рекламных целях железные дороги стали предоставлять Куку скидки, которые позволяли организовывать развлекательные поездки и для людей с самыми ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому клиентов были уже не сотни, а тысячи. Его экскурсии и путешествия основывались на очень действенном принципе: «получение максимальной выгоды для максимального количества людей по минимальной цене».

Летом 1845 года Тома с Кук организовал первое чисто развлекательное путешествие – без проповедей и воздержаний. Для своего первого путешествия, впрочем, как и для всех последующих, – Кук издал небольшой путеводитель с рассказом обо всех достопримечательностях, которые туристы смогут увидеть. Успех превзошел самые оптимистичные ожидания. Еще во время рекламной кампании спрос на билеты был так высок, что пришлось нанять два поезда вместо одного.

Освоив маршруты по Шотландии, Ирландии, Северному Уэльсу и на остров Мэн, Кук пошел дальше. Он предложил нескольким крупным землевладельцам центральной Англии открыть их замки и парки простым людям для осмотра.

Кук разработал маршруты по многим европейским городам. В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев – родину их предков. Деятельность осуществлялась через агентство «Томас Кук и сын», первой конторы, специализирующейся на организации туристических поездок. Одним из первых американских клиентов фирмы стал Марк Твен. Не случайно, наиболее яркое описание такого путешествия приводится в пародии Марка Твена «Простаки за границей» (1869).

Постепенно массовый туризм стал приобретать международный характер. Туризм превратился в общественное явление огромного, мирового масштаба. Усовершенствование производства, развитие общества привели к появлению большего количества свободного времени, а новые условия жизни людей – к возрастанию рекреационных потребностей.

На стыке ХIХ и ХХ вв. описание путешествий прекратило быть областью преимущественного внимания вольных философов и ярких индивидуальностей-одиночек (таких как Гумбольдт, Спенсер, Маркс или Плеханов), но благодаря именно им начинается период социализации туризма, обозначенный тенденциями, обоснованными в работах М. Вебера, Дюркгейма, Веблена и ван Ганнепа.

Теснейшим образом с историей туризма связано и развитие учения о туризме. Издавна изучением туризма как науки занимались сами путешественники, и подобные учения соответствовали духу и характеру туризма своего времени.

Первая мировая война и социальная революция в России положили конец власти аристократии. Люди стали более внимательно относиться к природе в связи с кризисом здоровья в условиях всеобщей индустриализации и урбанизации. Приобретают популярность принятие солнечных ванн, особенно на морских курортах, а также отдых в горах, лыжи, пеший туризм, круизы. Развитие этих видов отдыха продолжается и поныне.

В этот период приоритет в развитии учения о туризме приобретают исторические исследования, которые занимаются изучением как туризма в целом, так и историей отдельных курортов. Историками был внесен важнейший вклад, например, в изучение форм рекреации в Древнем Риме, Англии ХVII века, истории великих географических открытий, кругосветных путешествий, мирового турне.

Начиная с 1930-х гг. география стала уделять больше внимания описаниям и страноведческим характеристикам отдельных районов и содействовала интересу к проблемам развития внутреннего туризма.

В последующие после Второй мировой войны десятилетия туризм послужил толчком к развитию всех стран, но особенно – освободившихся от колониального гнета. Решающую роль в популяризации выездного туризма сыграло появление в 1952 г. в России авиапутешествий, так же как, впрочем, и в США, ученые сконцентрировали свое внимание на внутреннем туризме и на проблемах рекреации.

К 60-м годам XX века на территории Западной Европы, и в особенности США, начала складываться особая социально-экономическая система, которая к началу 80-х годов стала приобретать международный характер – индустрия туризма.

О понятии «туризм». Классификация туризма

Система взглядов на туризм как культурное явление в мировой научной общественности постоянно менялась. И сегодня структура индустрии туризма, определение отдельных его компонентов и даже само определение «туризма» остаются спорным.

Между тем актуальность четкого определения этого понятия очевидна. Ведь в зависимости от полноты и ясности определения границ системы индустрии туризма, выявления структурных компонентов, входящих в нее, главных и вспомогательных отраслей, производящих рекреационные услуги, можно установить и прогнозировать закономерности развития этой системы, иметь четкие представления о ее границах, и, как следствие этого, рассчитать реальный экономический эффект от этой отрасли экономики и определить степень ее влияния на развитие определенной территории.

По мнению некоторых ученых, под понятие «туризм» подпадают все виды движения человека, не связанные с переменой постоянного места жительства и работы . При такой точке зрения под туризмом можно понимать одну из форм миграции, не имеющую постоянного характера .

Другие авторы (Азар В. И., Ходорков Л. Ф., Герасименко В. Г. и др.) в своих определениях понятия «туризм» подчеркивают динамичность («перемещение», «движение») и территориальность этого явления. Некоторые авторы под туризмом обязательно подразумевают наличие активного отдыха.

В 1963 году на конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме, было утверждено определение, согласно которому «любое лицо, находящееся в течение 24 часов и более в стране, не являющейся его постоянным местом проживания (ПМЖ), с целью отдыха, лечения, участия в спортивных мероприятиях, заседаниях, конгрессах и т. д., не оплачиваемых в стране пребывания…» считается международным туристом . Поскольку между определением «турист» и «отдыхающий» нет качественных принципиальных различий, туризм может являться не только активным видом отдыха (спортивные мероприятия и т. д.), но и пассивным отдыхом (лечение и т. д.) . Ведь под отдыхом может подразумеваться любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории ПМЖ, так и за ее пределами . И если отдых происходит на территории, находящейся за пределами ПМЖ субъекта, то он вне зависимости от вида отдыха попадает в категорию «турист». Также идентичен «туризм» и «отдых» с точки зрения общественного производства. Туризм и отдых – это специфические формы потребления национального богатства и нематериальных благ . Хотя оба эти понятия идентичны с точки зрения конечной цели, а именно: удовлетворение рекреационных потребностей, формы их достижения разные.

Для классификации рекреационной (туристической) деятельности существуют разные подходы. Исходя из цели и основных мотивов путешествия, американский ученый В. Смит определяет шесть категорий туризма:

– этнический;

– культурный;

– исторический;

– экологический;

– рекреационный;

– деловой.

Украинский ученый Н. П. Крачило предложил несколько иную классификацию из шести видов туризма:

– курортно-лечебный;

– культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями; посещение музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры);

– спортивный;

– познавательно-деловой;

– религиозный;

– промысловый.

Российский ученый Н. С. Мироненко подразделяет рекреационную деятельность по главному мотиву на следующие три основных вида:

– лечебную;

– оздоровительную и спортивную;

– познавательную (природную, культурно-историческую).

Отечественный современный ученый В. А. Квартальнов , рассматривая поведение человека в качестве покупателя турпродукта, предлагает классифицировать рекреационную деятельность следующим образом:

– отдых, досуг, развлечение;

– познание;

– спорт и его сопровождение;

– паломничество;

– деловые цели;

– гостевые цели.

Китайский ученый Ван Циншеи считает, что классификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой и основываться на теории уровней потребностей Абрахама Маслоу.

Потребности первого, основного, уровня представлены ландшафтным туризмом, удовлетворяющим потребности туристов в познании природы и культуры.

Туристические потребности второго, повышенного, уровня, направлены на удовлетворение потребностей в развлечениях.

Третий, специальный, уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т. д. При этом «историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности (привлекательности – В.Б. ) во всех трех уровнях туристических потребноcтей» .

Туризм может быть активным или пассивным, внутренним и международным. По разным основаниям туризм может подразделяться на различные виды:

– по цели поездки туризм может быть подразделен на рекреационный, познавательный, научный, деловой;

– по характеру организации и интенсивности обслуживания – на плановый, неорганизованный (самодеятельный);

– по численности путешествующих – на индивидуальный, семейный, групповой;

– по продолжительности тура – на кратковременный или долгосрочный;

– по возрасту туристов – на детский, молодежный, взрослый;

– по способу передвижения (виду транспорта) – на автотуризм, караванный, морской и речной туризм и др.;

– по способу размещения – на стационарный и передвижной (круизы, туры);

– по интенсивности туристской деятельности туризм делится на постоянный (круглогодичный) и сезонный (связанный с определенным временем года);

– по виду использования природных ресурсов – на развлекательный, экологический, горный, водный, олимпийский, пешеходный;

– по форме финансирования туризм подразделяется на коммерческий и социальный.

По другим основаниям туризм может подразделяться на другие виды. Классификация видов туризма необходима для разработки целевых и региональных программ, имеющих элементы национальных культур, дифференцирование экономических нормативов для разных регионов страны, учитывающих особенности экосистем разных территорий, культурно-эстетические и природно-климатические условия данного региона.

Раздел I
Сервисная деятельность: организационные, этические и психологические аспекты

Глава 1
Разновидность услуг и их характеристика

§ 1.1. Сфера бытового обслуживания населения

Под сферой бытового обслуживания, как правило, понимают совокупность видов деятельности, функциональное значение которых в системе общественного производства выражается в оказании и реализации услуг для населения. В зависимости от их роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими потребностей виды деятельности сферы бытового обслуживания значительно различаются между собой.

Они существенно дополняют личное потребление, участвуют не только в удовлетворении, но и в целенаправленном формировании потребностей населения, создании условий для экономии свободного времени населения. На современном этапе формирования рыночных отношений в экономике России широкое развитие сети малых предприятий бытового обслуживания способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и работающего населения, в том числе на условиях неполной занятости, то есть помимо основной работы.

Утвержденные 8 июня 1993 года постановлением СМ и Правительства РФ № 536 «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федераций» впрямую не указывали те виды деятельности, для которых они разработаны. Трактовался этот вопрос следующим образом: «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации… регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг», подразумевая, что указанная сфера уже известна и узаконена. Далее методом от противного в «Правилах…» выделялись те сферы деятельности, на которые они не распространялись, причем оставалось не ясным, являлись ли эти виды деятельности бытовыми и на них не распространялись «Правила…», или это совершенно другая область предпринимательского труда.

В конце 90-х годов бытовые услуги в общем объеме оказанных услуг населению в целом по России составляли 16 %. При этом необходимо отметить, что объем бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг упал по сравнению с предыдущими годами (30 % в 1993 г.). Удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на социально необходимые услуги, ранее предоставляемые бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицинские).

Именно в этой отрасли произошли процессы, имеющие негативные последствия для обслуживания населения России социально важными бытовыми услугами. Результатами данных процессов стали:

– сокращение физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом по всем основным группам бытовых услуг. Так, в 1998 г. объем бытовых услуг не превышал 24 % от уровня 1990 года, в том числе прачечных – 8 %, парикмахерских – 11 %, химчистки и крашения – 5 %, бань и душевых – 10 %;

– структурные изменения бытовых услуг, растет спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ремонту и строительству индивидуального жилья, индивидуальный пошив одежды, основными потребителями которых являются группы населения с высоким и средним уровнем дохода, при этом падает спрос на услуги по пошиву обуви, изготовлению и ремонту, на услуги прачечных;

– сокращение сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, как в целом, так и по отдельным видам услуг. К началу 1997 г. в России насчитывалось 57 тыс. мастерских, ателье, что в 2,2 раза меньше, чем на начало 1991 года, а в сельской местности соответственно в 3 раза меньше. Почти в 3 раза уменьшилась численность работающих в отрасли при том, что именно в этой сфере предположительно постоянно должны создаваться дополнительные рабочие места. Результаты бюджетных обследований показывают, что во всех доходных группах население осуществляет расходы на оплату бытовых услуг. Диапазон разброса бытовых услуг в общем объеме данной категории потребительских расходов достаточно велик: от 1,1 % в самой низкодоходной и до 36,4 % в самой высокодоходной группе. Однако наличие этих расходов подтверждает неоспоримый факт, что даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено потреблять бытовые услуги в силу их социальной значимости. Принципиальным моментом в оценке тенденций потребления отдельных видов услуг является необходимость дифференцированного подхода к различным видам услуг и сложившимся тенденциям реализуемого спроса на них, в том числе в силу имеющихся диспропорций в доходах различных слоев населения.

. Ван Циншен. Историко-культурный туризм и развитие туристических городов // Культура народов Причерноморья. – 2002. – № 35. – С. 11–15.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

учебной дисциплины

Введение в специальность

для специальности

43.02.10 Туризм

базовая подготовка

Владикавказ

2014

стр.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа разработана для курса «Введение в специальность», который входит в состав профессиональной подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Курс «Введение в специальность» позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель настоящего курса состоит в развитии навыков познавательной деятельности в сфере туристского обслуживания и социально-культурного сервиса, ознакомлении с содержанием и формами практической деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи:

  • понимание специфики туризма как особого вида деятельности;
  • углубление представлений о туристской индустрии;
  • овладение спецификой деятельности организаторов туризма;
  • изучение специфики правовой базы туристской и сервисной деятельности;
  • знание специфики туристских ресурсов РСО-А

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные характеристики статистических данных о развитии туризма;
  • основные качественные характеристики ресурсов, обеспечивающих реализацию целевых функций туризма;
  • фактологический материал об организационно-правовом устройстве мирового туристского движения;
  • фактологический материал о формах и возможностях самоорганизации в туризме – как в бизнес-среде, так и в среде потребителей туристских услуг;
  • фактологический материал об отечественном и зарубежном опыте развития туризма.

уметь:

  • подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов;

Самостоятельной работы обучающегося – 29 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1 .

История туризма

История путешествий. Паломничество. Путешествия и начало туризма. Значение туризма в жизни общества: экономическое, социальное, гуманитарное. Основные факторы, влияющие на развитие туристской отрасли. Исторические аспекты развития туристской отрасли.

Практическое занятие

Выявление психологического типа личности.

Самостоятельная работа

Туризм как явление в современном мире. Становление науки о туризме.

Тема 2.

Формы и виды туризма

Продолжительность туристской поездки, свободное время, сезонность. Цели туризма. Основные формы и категории туризма. Внутренний и международный туризм. Плановый и самодеятельный туризм. Индивидуальный туризм. Туристские фирмы и предприятия. Социальный туризм. Самодеятельный туризм. Таймшер и его сервисное обслуживание.

Практическое занятие

Разработка маршрута путешествия по исходным данным.

Самостоятельная работа

Туризм как особая социально-экономическая система. Основные этапы развития туризма.

Тема 3.

Туристская индустрия. Организаторы туризма

Определение туристской индустрии. Организаторы туризма: туроператор, туристское агентство. Специфика туроператорской и турагентской деятельности. Договорные отношения между ними. Перевозки. Гостиничная индустрия. Система общественного питания. Развлечения и система аттракций. Инфраструктура туризма.

Практическое занятие

Формирование информационного пакета для работы турагента.

Самостоятельная работа

Классификация туризма.

Тема 4.

Туристский продукт и его состав

Туристский продукт: услуги, работы, товары. Аттракции, игры, развлечения, игорный бизнес. Работы как разновидность туристской услуги. Туристские товары. Тур, туристский маршрут и его разновидности. Туристские ресурсы. Туристский интерес. Объекты туристского интереса.

Практическое занятие

Оценка туристского маршрута и разработка предложений по его улучшению.

Самостоятельная работа

Туроператор и турагент.

Тема 5.

Гостиничная индустрия

Исторические аспекты развития гостиничного бизнеса. Становление и развитие средств размещения. Классификация гостиниц и других средств размещения. Услуги средств размещения. Технологический процесс управления гостиницей и средством размещения

Практическое занятие

Изучение турцентров отдельно взятой страны.

Самостоятельная работа

Мотивация и потребности туриста.

Тема 6.

Государственное регулирование туристской деятельности

Финансовое обеспечение и страхование ответственности туроператора. Туристские формальности. Паспортно-визовый режим. Страхование. Duty-free, tax-free.

Практическое занятие

Деловая игра «В офисе турфирмы»

Самостоятельная работа

Анализ рекреационных и туристских ресурсов дестинации.

Дифференцированный зачет

ИТОГО

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета туризма.

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

Рабочие места по количеству обучающихся;

Оборудованное рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

Наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
  2. Бгатов, А.П. Безопасность в туризме: учебное пособие/ А.П.Бгатов.-М,: Форум, 2012.-176с.- Режим доступа: http://zhanium.com//
  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
  4. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие /Д.Г.Брашнов.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.-224с .- : Режим доступа: http://zhanium.com//
  5. Кусков, А. С.Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2009. - 400 с.: Режим доступа: http://zhanium.com// .

Дополнительная литература

  1. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Б. Косолапов. - М. : КНОРУС, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://zhanium.com//

Дополнительная литература

  1. Васильев Г.А. Поведение потребителей: учебное пособие / Г. А. Васильев.- М. : Вузовский учебник, 2006. - 239 с.
  2. Кекушев В.П., Сергеев В.П. и др. Основы менеджмента экологического туризма. – М., 2001. – 257 с.
  3. Яковлев А.Г. Религиозный туризм – один из самых древних и традиционных видов туризма // Туристские фирмы, Вып. 13. – СПб. 1997.
  4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
  5. Журнал « Туризм: практика, проблемы, перспективы».
  6. Журнал «Турбизнес».
  7. Журнал «Отель».
  8. Журнал «Гостиница и ресторан: бизнес и управление».
  9. Журнал «Ресторатор».

и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение

пользоваться методами классификации объекта исследования;

Демонстрация умений в процессе выполнения практического задания,

моделирование практической ситуации, внеаудиторная самостоятельная работа.

пользоваться методами проведения интервью с руководителем/специалистом туристского предприятия;

использовать навыки поиска отраслевой информации по проблемам туризма;

подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта

Знание

основных характеристик статистических данных о развитии туризма;

Опрос, тестирование,

экспертная оценка на практическом занятии,

внеаудиторная самостоятельная работа.

 


Читайте:



Кнели рецепт приготовления

Кнели рецепт приготовления

Кнели – это популярное блюдо польской кухни, похожее на клецки: небольшие шарики, сделанные из мясного, рыбного или овощного фарша. Кнельная масса...

Оладьи из кабачков от анастасии

Оладьи из кабачков от анастасии

Популярным блюдом из кабачков являются оладьи. Они обладают легким и нежным вкусом. Рецепты оладушек из кабачков простые в приготовлении.Кабачковые...

Домашняя вареная аджика на зиму: рецепты приготовления на любой вкус

Домашняя вареная аджика на зиму: рецепты приготовления на любой вкус

Аджика — это закусочная консерва. Сегодня готовим ее в домашних условиях. Существует много способов приготовления и с разными овощами. Читатели...

Как приготовить картошку с салом в духовке

Как приготовить картошку с салом в духовке

Невероятно вкусная и ароматная картошка с салом в духовке станет «хитом» любого стола. Она получается нежной, сочной, удивительно сытной. Сало в...