Главная - Светильники
Высказывания патриарха кирилла о дошкольном воспитании детей. Патриарх Кирилл: Нужно неусыпно заботиться о нравственном воспитании подрастающего поколения

БЕСНОВАНИЕ: КАК БЕС ВСЕЛЯЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее». Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы. Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты? Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу. В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью. Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека. Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю». Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко». «Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан). И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин. Это же подтверждает святитель Феофан Затворник: «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек». Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться. Протоиерей Григорий Дьяченко, известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках. Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться». В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди… Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам. Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса. И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом). Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею. о. Константин Пархоменко

Диакон Солодилов П. М.

Русская Православная Церковь.

Московский Патриархат.

Салехардская епархия,

приход храма Преображения Господня

в городе Муравленко

Роль православия в патриотическом воспитании молодежи

Патриотическое воспитание молодого, подрастающего поколения на сегодняшний день представляется актуальной проблемой как для Российской Федерации, так и для Русской Православной Церкви, поскольку сегодня в обществе ощущается нехватка патриотического воспитания молодежи.

Однако, прежде чем, переходить к роли Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании молодежи, следует обратиться к смыслу понятия «патриот» (патриотизм) и раскрыть его. Само слово «патриотизм» появилось на лингвистической арене сравнительно недавно. Конечно, оно имеет греческие корни и в древности оно означало «соотечественник» (от греч. πατρις - отечество), но соотечественник для грека античного мира никогда не означало того же, что это значит сегодня. Соотечественник для грека это, прежде всего, свободный гражданин из того же полиса, что и он сам. Рабы или свободные граждане другого полиса уже не считались соотечественниками.

Как уже было сказано выше, слово патриотизм появляется сравнительно недавно на лингвистической арене. Приблизительно с 1720-х гг. оно появляется в английской политической риторике. На протяжении всего XVIII-го века контекст и значение термина постоянно меняется. Поскольку формирование и появление слова было связано с Английской буржуазной революцией, то оно приобрело оттенок борьбы с монархом, который наступает на свободные права граждан .

В дальнейшем этот термин (патриотизм как любовь к отечеству) был воспринята французскими мыслителями Эпохи Просвещения. Они стали воспринимать патриотизм в противовес тирании монархии, как некую добродетель просвещенного человека. Например, Монтескье в своей работе «Дух законов» писал, что патриотизм как любовь к отечеству есть любовь к равенству, но , - подчеркивал он - эта добродетель не христианская, а сугубо политическая. По его мнению, представители монархии руководствуются понятиями чести, а те, кто является представителями республик, руководствуются патриотизмом. Борьба за патриотизм во время Великой Французской революции использовалась в качестве метода политической борьбы.

Как считают М. Одесский, Д. Фельдман термин «патриот» и «патриотизм» не был обиходным в России до конца XVIII-го в. Через просветительскую литературу он входит в обиходную речь. Декабристы используют этот термин как часть своей революционной риторики и националистического дискурса. Однако, уже при императоре Николае Ι этот термин приравнивается к понятию верноподданичества. Концепция официального патриотизма вскоре стала вызывать неприязнь среди интеллигенции. Ко времени правления императора Александра III негативная окраска этого термина усиливается. Он приравнивается к негативной, ксенофобской риторике, к различного рода запретам свобод и прав, что сказалось на дальнейшей исторической ситуации .

В советский период этот термин приобретает социалистический окрас. Отчасти это было прямым заимствование идей французских просветителей. Патриот это, прежде всего, тот, кто любит социалистическое общество, стремится к его построению на земле. Однако, уже при И. В. Сталине термин вновь приобретает консервативные тона эпохи дореволюционной России. В советской журналистике 70-80-хх гг. термин приобрел этнонационалистическую окраску. На сегодняшний день, патриотизм воспринимается в контексте любви к своей родине, готовности к защите своего отечества от иностранного захватчика.

Следует сказать, что, хотя этот термин и связан с эпохой просвещения, а также имеет позднее происхождение, но для истории Русского государства и Русской Церкви суть его (о которой было сказано выше. Патриотизм как любовь к родине, как готовность к защите отечества от иностранного захватчика) всегда была актуальна и востребована, хотя для этого и использовались иные термины и выражения.

Святейший Патриарх Кирилл говорил об этом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013-м г. следующее: «Со времен Крещения Руси и доныне Церковь имеет особое попечение о духовно-нравственном состоянии народа. И это - не дань государству за его благосклонное отношение к Церкви, вносящей свой вклад в патриотическое воспитание добропорядочных граждан… Забота о душах людей - главная составляющая церковного служения в прошлом, настоящем и в будущем » .

Церковь, на протяжении всего своего исторического сосуществования с государством на Руси, всегда заботилась о патриотическом воспитании народа. Одним из ярчайших примеров подобной заботы об отечестве, о народе является прп. Сергий Радонежский, чье 700-летие праздновалось в этом году. Имя преподобного, его подвиг выходят далеко за пределы исторического времени, они как бы заглядывают в вечность, и открываются в истории для тех, кто приходит к раке с его мощами. Каков же этот подвиг, который так освятил имя преподобного? Подвиг прп. Сергия заключался в том, что он в годину опасности, нависшей над государством, выступил от лица Русской Церкви как активный помощник и духовный лидер в этой борьбе. Н. М. Карамзин так характеризует прп. Сергия в этот период: «сей святой старец, отвергнув мир, еще любил Россию, ее славу и благоденствие ». По мысли же выдающегося русского историка В. О. Ключевского, главное дело прп. Сергия «простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление русского государства ». В восприятии Ключевского преподобный выступает как нравственный и духовный катализатор русского общества. Как заключает В. О. Ключевский, прп. Сергий принес народу особое настроение, «этим настроением народ жил целые века: оно помогало устроить ему свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок » .

Другой выдающийся русский историк, дедушка русской поэтессы серебряного века Марины Цветаевой Д. И. Иловайский (1832-1920) во втором томе своего многотомного исследования «История России» дает достаточно необычную характеристику преподобному Сергию. Описывая деятельность митр. Алексия, он сравнивает ее с деятельностью кардинала Ришелье на церковно-политическом поприще, а деятельность же прп. Сергия он сравнивает с деятельностью аббата Сугерия. Иловайский Д. И. так это описывает: «…патриотические заслуги Сергия Радонежского дают ему значение русского аббата Сугерия ». Аббат Сугерий (1081-1151), как известно, был значительной фигурой политического и религиозного характера во время правления Людовика VI. Он активно проповедовал укрепление и усиление власти Людовика, был горячим сторонником его политики. В этом смысле интересно его сравнение с преподобным Сергием. Иловайский как бы намекает на то, что фигура преподобного это не только и не столько фигура религиозного характера, но, прежде всего, фигура политическая, которая стала духовно-политическим основанием государства и народа в период Куликовской битвы .

Д. И. Иловайский продолжает в своей работе развивать государственнические и патриотические идеи Н. И. Карамзина. В частности, оценивая подвиг преподобного Сергия, он так ярко описывает его значение: «Преподобный Сергий, хотя и строгий, отрекшийся от мира подвижник, был, однако, пламенный русский патриот. Он горячо любил родину и никому не уступал в ревности к ее освобождению от постыдного ига » .

Небольшая подборка высказываний крупных русских историков о деле прп. Сергия Радонежского лишь подтверждает те слова, которые были сказаны Святейшим Патриархом Кириллом на Епархиальном собрании г. Москвы в 2013 г. Действительно, Русская Православная Церковь на протяжении всей истории имела попечение о воспитании патриотических народных чувств, ощущений, имела заботу о том, чтобы отечество было сохранено от различных опасностей и треволнений. В этом плане, Церковь оказывала и продолжает оказывать большое влияние на воспитание в народе любви к отечеству .

Сегодня, как уже об этом говорилось в начале доклада, тема патриотического воспитания как никогда актуальна. Особенно актуальна тематика патриотического воспитания молодежи. Естественно, что проблема отцов и детей это вечная проблема, но для нашего государства в постперестроечную эпоху она стала весьма важной, центральной. Государство столкнулось с проблемой «потерянного поколения», когда молодые люди родившееся в эпоху перестройки, стали большими темпами отдаляться от старшего поколения. Как говорит в своем выступлении иг. Иоанн (Ермаков): «Как отмечают специалисты, поколению, родившемуся в 80-е годы двадцатого века, свойственно чувство тревоги, потерянности, ощущение нереализованности своих возможностей. Самоутверждались эти молодые люди, как правило, самыми доступными для них способами. Если украсть может не каждый, то найти алкоголь, табак и наркотики оказались способны многие… В результате возникла пропасть на мировоззренческой почве, разделяющая старшие поколения и тех, кого мы называем подрастающим поколением » .

В виду этого, необходимо сказать, что сегодня как никогда востребована патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в деле воспитания молодого, подрастающего поколения. Поскольку очевидно, что подрастающему молодому человек нужна опора, стержень, духовно-нравственный ориентир, который будет для него неким маяком в его жизни, который позволить ему не сбиться с пути. Этим маяком может стать учение Христа, которое преобразовывает жизнь человека. Выше уже было показано, как подвиг отшельника, прп. Сергия стал для Руси и русского народа светом, ориентиром, цивилизационным кодом, который сформировал и продолжает формировать многие поколения людей. Представляется важным, чтобы современное молодое поколение знакомилось с подобными историческими и церковными деятелями как прп. Сергий Радонежский, св. Александр Невский, сщмч. Ермоген Московский, св. Патриарх Тихон (Белавин) и т.д. Знакомство с их жизнью, подвигами, служением позволит сформировать в молодом человеке любовь к своей родине, отечеству, к своему народу, а также будут способствовать укреплению культурных и духовно-нравственных традиций нашего народа.

Как известно, Святейший Патриарх Кирилл дал поручение Патриаршему совету по культуре разработать программу мероприятий до 2017 г., которая направлена на формирование в обществе, в подрастающем поколении культурных ценностей и духовно-нравственных ориентиров, обращенных к светлым периодам истории Святой Руси. Также важно подчеркнуть, что на сегодняшний день вектор усилий Церкви и государства в патриотической работе с обществом и молодежью совпадает, поэтому, будем надеяться, что это позволит преодолеть разрыв, который сложился между поколениями, а также позволит сохранить историческую и культурную память народа.

Список литературы

1. Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. - 624 с. - С. 489.

2. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. - 1020 с. - С. 347.

3. Иловайский Д. И. История России. Т. 2. М.: типография утв. товарищества И. Н. Кушнерев и Ко., 1896. - 495 с. - С. 98.

4. Панофский Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен-Дени. [сайт]. URL: http://royallib.ru/book/panofskiy_ervin/abbat_syuger_i_abbatstvo_sen_deni.html (дата обращение 18.02.14)

5. Иоанн (Ермаков), иг. Возрождение русской патриотической идеи и патриотическое воспитание молодежи как важнейшая задача Церкви и Государства. URL: http://www.podvorie-sokolniki.ru/index.php/materialy/ (дата обращения 18.10.14)

6. Кирилл (Гундяев), Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании города Москвы 20 декабря 2013 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/66950.htm (дата обращения 18.10.14)

7. Бурыгин Д. Пустые слова: краткая история термина «патриот». URL: http://theoryandpractice.ru/posts/8291-patriot (дата обращения 18.10.14)

8. Одесский М. П., Фельдман Д. М. Поэтика власти. М., 2012. 263 с.

В годовщину начала Великой Отечественной войны Предстоятель Русской Православной Церкви дал эксклюзивное интервью РИА «Новости», в котором высказал свое отношение к патриотизму.

Отвечая на вопрос о том, что такое патриотизм, только ли на войне он проявляется, и как Предстоятель Церкви оценивает уровень патриотизма россиян разных поколений сегодня, Святейший Патриарх заметил:

Для меня патриотизм - это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм - это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ - но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа.

Я не знаю, что такое «уровень патриотизма» и как его измерить. Но я верю, что патриотизм невозможен без искренней любви. Любви к своей родине, к своей Церкви и её святыням, любви, по слову поэта, к родному пепелищу и отеческим гробам. Наблюдая за молодым поколением, я не могу сказать, что сейчас все поголовно космополиты, далекие от патриотических настроений. Напротив: сегодня вырастает поколение молодых, которые не были свидетелями страшных преступлений атеистического государства против своего же народа, массового истребления лучших людей. Это не может не сказаться на уровне доверия к государству как таковому. За минувшие годы большинство из тех, кто хотел понять, чем и как живут в других странах, имели возможность познакомиться - и достаточно подробно - с иными цивилизациями. И многие пришли к твердому убеждению: жить надо в России, дорожить тем, что у нас есть, что досталось благодаря вере и трудам наших предков.

На фоне процессов, которые приходится наблюдать сегодня не только в Западной Европе, но и других странах, духовно-нравственный климат в России приобретает совершенно иной вес и значимость. Нам следует прекратить сравнивать себя с другими; не надо никого догонять и перегонять. У нас своя жизнь, и мы должны её прожить так, чтобы не было стыдно ни перед потомками, ни перед нашими предками. Наверное, это и есть настоящий патриотизм.

В интервью РИА «Новости» Патриарх Кирилл также рассказал о духовных основах войны и мира, о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом, о перспективах урегулирования украинского кризиса и предотвращения Третьей мировой войны.

Патриарх Кирилл ранее прикрывался словами о том, что ОПК – «культурологический предмет», поскольку формально все еще действовали законы о том, что религия отделена от государства (они действуют до сих пор, вот только теперь на них даже внимания не обращают чиновники), а также что государство гарантирует светский характер образования.

Однако теперь он заявляет уже открыто, что не нужно ничем прикрываться, и необходимо самым вульгарным образом пропагандировать религиозное мракобесие в светских школах. Да, очевидно, патриарху мало того, что есть т.н. «духовные школы», ему нужно максимально охватить как можно больше людей для успешного бизнеса.

Патриарх Кирилл сказал:

"Во всей этой работе по воспитанию детей, молодежи очень большую роль сегодня призвана играть Русская православная церковь, которая является носительницей национального самосознания, обладает исторической мудростью, способна передать детям то, что, может быть, к сожалению, не всегда может передать светская школа"

Важно отметить, что РПЦ никак не «призвана», поскольку единственный «подарок», который получит человек от того, что ему расскажут попы, так это невежество и нетерпимость. Нужно ли это школьникам?

Еще в 1906 году отмечали на III съезде Всероссийского союза учителей, как религия влияет на школу. Было высказано мнение, что урок религии («Закон божий»):

«не подготовляет учеников к жизни, а вытравляет критическое отношение к действительности, уничтожает личность, сеет безнадежность и отчаяние в своих силах, калечит нравственную природу детей, вызывает отвращение к учению. И гасит народное самосознание»

Достойно ли подобное «возрождения»? Это ведь говорили люди компетентные, которые жили в ту пору, когда данный предмет считался чем-то обычным и действовал уже долгие годы.

Важно отметить, что РПЦ ничего передать не сможет лишь постольку, поскольку единственная роль – обслуживание интересов «хозяев», какими бы они не были. Для оболванивания – в самый раз. Впрочем, не исключено, что это намеренный шаг российского правительства. Ведь образование в РФ деградирует стремительно, и введение религии в школах только закрепит подобное положение. С какого-то времени, очевидно, станет просто невозможно получить качественное образование в общеобразовательной школе, где останутся в основном идеологические панегирики и пропаганда мракобесия.

"Школа не должна отказываться от того, чтобы быть местом воспитания детей, а не только передачи им знаний"

Чему могут воспитать люди, которые занимаются мошенничеством, отъемом тех же школ, застройкой зеленых зон, ради «лучшего навара»? Люди, которые продают свечки и иконки, ложки-загребушки втридорога, заявляя о неких волшебных свойствах. С таким же успехом «учителями» в школе могут стать какие-нибудь аборигены, которые поклоняются животным. У них тоже, очевидно, есть легенды, есть обряды, есть цацки и некое подобие попов. Можно и местных подключить, например людей с волчьими мордами на голове.

Школа же в действительности может заниматься воспитанием детей, но должны воспитывать их люди компетентные, а попы – на 100% не воспитатели. Это люди, которых намеренно обучают благочестивому обману . Т.е. они могут детям предложить «антизнания».

Сегодня, к сожалению, опасность религии в школе в действительности есть. Те же ОПК чего стоят. Однако, что важно сказать, речь патриарха не связана с ОПК. Вероятно, он намекает на то, что необходимо расширить влияние религии в школах. Т.е. нужно, чтобы преподавали религиозные «основы» не какие-то там учителя, а попы, причем чтобы они еще и получали зарплату за это от государства (прямо как в армии). Вместе с тем, конечно, необходимо расширяться, т.е. нужно, чтобы религию пропагандировали весь период обучения ребенка, а не только в 4 классе.

24 января 2018 года состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Пленарное заседание форума возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваши Превосходительства! Всечестные отцы! Братья и сестры, участники Международных Рождественских образовательных чтений!

Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с началом работы этого замечательного церковно-образовательного форума.

Тема Чтений 2018 года «Нравственные ценности и будущее человечества» дает возможность обратиться к поистине очень важным для бытия всего человеческого рода вопросам: вопросам нравственности и ее роли в жизни общества и каждого отдельного человека. Мы призваны с христианских позиций поразмышлять о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться современной цивилизации, и подумать над тем, какой ответ может предложить обществу Церковь и как мы можем актуализировать Евангельское послание применительно к реалиям и проблемам нашего дня.

Но вначале хотел бы сказать несколько слов о самом понятии «нравственности» и о тех подменах, которые встречаются в современном обществе при описании этого понятия.

Новейший философский словарь определяет «мораль (нравственность) как совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений». В целом определение приводится достаточно большое, но сводится к тому, что «нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями».

Замечу, что на первое место в этом определении поставлено именно слово «гуманные», т.е. обращенные на человека. И здесь происходит некая подмена понятий: данная Богом человеку свобода делать нравственный выбор между добром и злом воспринимается уже не как средство свободного обретения любви к Тому, Кто даровал эту свободу, а сама свобода из средства становится целью и возводится в абсолют, становится самостоятельной ценностью высшего порядка, ради которой можно приносить в жертву другие ценности, в том числе ценности духовной культуры, нравственные нормы, веками формировавшиеся национальные и культурные традиции.

Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а все остальное - вторично. Все чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них.

Несмотря на то, что многие люди не разделяют и не считают правильными подобные призывы, законодательства целого ряда государств последовательно идут по пути утверждения так называемых свобод, вступающих в противоречие с основополагающими нравственными постулатами. Все это происходит стремительно, на наших глазах. Мы видим, как в некоторых странах врач уже не имеет права отказаться от проведения аборта; как должностное лицо может потерять свое место за отказ зарегистрировать однополый «брак». Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов «отец» и «мать» в пользу ублажающего слух однополых партнеров «родитель № 1» и «родитель № 2», а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет свое осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран. К сожалению, и в нашей стране миллионы верующих - православных, представителей иных христианских конфессий, мусульман, иудеев - вынуждены смиряться с тем, что заработанные ими деньги в виде налогов направляются на финансирование абортов. Создается опасная коллизия между нравственными принципами, которых человек придерживается, и практикой, которую он должен как гражданин исполнять. Именно поэтому в таких сложных вопросах, решение которых зависит не только от норм государственного закона, но и от требований совести, важно достигать взаимоприемлемого для всех положения, которое давало бы людям возможность поступать по совести.

Мы прекрасно понимаем, что нравственные ценности и нравственное состояние общества в тот или иной период времени - это не одно и то же. Вспомним, например, что в Смутное время нравственное состояние общества было столь плачевным, что потребовался сугубый всенародный подвиг, чтобы Господь приклонил Свою милость к нашему народу и страна обрела свободу и независимость. И все же даже в то время нравственные идеалы православного народа были евангельскими идеалами и потому были нерушимы, хотя и не всегда исполнялись. Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гермоген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей.

Сегодня для сохранения и утверждения неизменных духовно-нравственных ориентиров в жизни людей нужны солидарные усилия и государства, и представителей религиозных традиций, и общественных организаций. Очень важна роль культуры в укреплении нравственных ценностей в народной жизни. Русская Православная Церковь активно взаимодействует в этом направлении с другими Православными Церквами и с христианами иных конфессий.

Декларация, подписанная мною совместно с главой Римско-Католической Церкви в результате встречи в феврале 2016 года в Гаване, продемонстрировала нашу решимость действовать сообща по наиболее актуальным проблемам современности: вопросам семьи и брака, отношению к абортам и эвтаназии, применению биомедицинских репродуктивных технологий, пониманию прав и свобод человека.

Все большую значимость имеет работа Межрелигиозного совета России, где мы регулярно встречаемся и обсуждаем волнующие нас вопросы. Межрелигиозное сотрудничество исполнено духа добрососедства, взаимного уважения и мира, который на протяжении веков царит между традиционными религиями нашей страны. Современное секулярное общество бросает все новые и новые вызовы верующим, независимо от их религиозной принадлежности. В лице религиозных лидеров России мы видим надежных союзников в борьбе с этими вызовами, а также с безнравственностью и псевдорелигиозным экстремизмом.

При всей разности культур и традиций мы все имеем общее нравственное чувство, заложенное в нас Богом, у каждого из нас есть голос совести, который мы, христиане, называем голосом Божиим. Вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов. Убежден, что нравственный консенсус есть единственно возможное универсальное основание для мирного сосуществования разных культур и народов в современном мире, если хотите, условие выживания плюралистической человеческой цивилизации, в которой, кроме этого консенсуса, коренящегося не в сфере идей, не в сфере идеологии, а в самой Богом созданной природе человека, невозможно отыскать иной основы для формирования системы ценностей, которая бы могла удовлетворять всех. Другими словами, любой интеллектуальный, культурный источник, будь то наука или даже традиция, будь то иные важные проявления общественного сознания, не может удовлетворить род человеческий, потому что в одном месте это будет приниматься на «ура», в другом - сталкиваться с безразличием, а в третьем - отвергаться. Поэтому основой для нравственного консенсуса может быть только то, что является органической основой человеческого единства, а этой органической основой является сама природа человека, сам человек. Богу было угодно вложить в человека нравственное чувство, и где бы вы ни были - в Москве, Нью-Йорке или Папуа - Новой Гвинее - нравственное чувство человека работает одинаково, хотя люди, которые отстаивают естественное происхождение нравственности и привязывают нравственность к влиянию окружающей среды, уверяют, что есть некие различия. Но все те различия, которые приводятся в качестве доказательств отсутствия общего нравственного чувства, касаются вопросов второстепенных, связанных с обрядами, с особенностями культуры и т.д. Собственно же нравственные чувства, так замечательно выраженные в Десяти заповедях, присущи всему человеческому роду. Поэтому только от этого чувства, от этой общности, соединяющей всех людей по лицу Земли, и можно выстраивать общечеловеческий консенсус, а на его основе строить иные здания, способные цементировать отношения людей, живущих в разных странах, имеющих разные культуры и нередко разное целеполагание.

Вместе с тем очевидно, что для Церкви понятие «нравственный» всегда сопряжено не просто с общечеловеческим пониманием добра, совести, справедливости и т. д., но с их высшими проявлениями, которые открываются нам в Святом Евангелии. Говоря о нравственных ценностях, православные верующие всегда подразумевают стремление к нравственным идеалам, нравственному совершенству заповедей блаженств: любовь к ближним вплоть до любви к врагам, готовность к самоотречению и самопожертвованию, смирение, кротость и терпение, милосердие и миротворчество, достижение чистоты сердца. Но все эти высочайшие христианские заповеди органически связаны с тем самым нравственным консенсусом, о котором я только что сказал. В христианстве нравственная тема достигает своего апогея и предоставляет людям возможность видеть, что есть подлинный нравственный идеал человеческой жизни.

Конечно, мы несовершенны, но мы должны стремиться к совершенству и учиться любви у нашего Спасителя, у святых. Пример подвига, который дают нам жития новомучеников и исповедников Русских, для нас очень важен. Среди них особое место занимают Царственные страстотерпцы, 100-летие мученической кончины которых мы вспоминаем в этом году. Словно в награду за любовь, царившую в этой семье, они остались неразлучны и в смерти. Христианские нравственные идеалы были для них выше царской короны. Не принадлежность к царскому или дворянскому роду считали они признаком благородства, но чистоту помыслов и чистоту души.

На ум приходят проникновенные и очень трогательные строки из письма великой княжны Ольги Николаевны: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»1.

Иногда спрашивают, за что канонизировали Царскую семью. Именно за это! Достаточно поставить себя на место людей, приговоренных к смерти, - которые пребывали на вершине власти, а потом были не только лишены всяких прав, но и сделались предметом издевательств. Но и в этом состоянии крайнего уничижения они прощали врагам и молились за них, а значит, явили подлинную нравственность, которая была максимально выражена в подвиге страстотерпчества.

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, засвидетельствовавших верность Спасителю своей кровью, своими страданиями, стал духовной основой возрождения церковной жизни в наших странах в конце XX века. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. прославил в лике святых более 1200 новомучеников и исповедников. Ныне число прославленных новомучеников и исповедников приблизилось уже к двум тысячам. На регулярной основе в рамках работы Синодальной комиссии по канонизации святых, епархиальных комиссий и других церковных структур ведется исследование жизни и подвига страдальцев за веру. Строятся храмы, посвященные святым ХХ века. В минувшем году совершено освящение храма Воскресения Христова в память о новомучениках и исповедниках Церкви Русской на Крови, что на Лубянке. Важно, однако, не только вносить имена подвижников в церковный месяцеслов и воздвигать храмы в их честь, но и научиться так чтить их память, чтобы их подвиг стояния в вере, верности Христу стал образцом жизни для нашего народа, чтобы изучение житий новомучеников и исповедников было важной составляющей нравственного воспитания подрастающего поколения.

Когда мы говорим о нравственных ценностях и будущем человечества, то связь этих понятий обращает наше внимание в первую очередь на молодежь, на воспитание и систему образования. Ведь будущее формируется сегодня, прежде всего в умах и сердцах молодого поколения. С этого года начинается объявленное Указом Президента России Десятилетие детства. В связи с этим еще раз уместно напомнить о важности защиты и поддержки семейных ценностей. Между тем, в этой сфере по-прежнему существует немало проблем. Многие из них вполне разрешимы при наличии желания и политической воли.

Сегодня время от времени возникают инициативы, противопоставляющие защиту прав детей интересам семьи. Вместо норм, основанных на традиционных для народов наших стран семейных и нравственных ценностях, предлагаются решения, копирующие зарубежные подходы к семейной политике. Законодательство, экономическая среда, система налогообложения, развитие систем образования и здравоохранения - все это призвано поддерживать семьи, особенно молодые, способствовать воспитанию детей в духе любви, мира и уважения к традиции.

Нельзя, конечно, не сказать и о проблеме абортов. Совместными усилиями Церкви, государства и общественных институтов многое удалось сделать, чтобы уменьшить масштабы этого поистине общенационального бедствия и продумать механизмы для решения проблемы. Особо хотелось бы отметить позитивный опыт создания сети центров кризисной беременности, которые уже спасают немало детских жизней. Эти центры начали создаваться в Церкви, а сейчас мы знаем, что они активно устрояются и государством. Позиция Церкви по вопросу абортов остается неизменной: жизнь человека - это дар Божий, и потому она должна быть защищена с момента ее начала, то есть с зачатия, и до естественной биологической смерти.

Особо хотел бы сказать о возможности преподавания православной культуры в школах, о повышении качества образования в православных общеобразовательных учреждениях, о развитии сети православных дошкольных образовательных учреждений.

Православная культура должна быть адекватно представлена в сетке учебных часов на всех ступенях общего среднего образования. Мы многократно говорили об этом, встречая понимание и поддержку в самых широких слоях нашего общества. Задача воспитания новых поколений, знающих и разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности, уже принята в Стратегии развития воспитания, утвержденной Распоряжением Правительства в 2015 году.

Особого внимания требует и развитие системы непрерывного православного образования. Сегодня часть православных образовательных организаций испытывает серьезные затруднения, которые в конечном счете сводятся к материально-техническому обеспечению, а также в не меньшей, а порой и в большей степени - к отсутствию должного внимания к их проблемам со стороны ответственных епархиальных структур. Нужно постоянно следить за ситуацией и реагировать на призывы о помощи соответствующим образом.

Поэтому я хотел бы обратиться к нашим владыкам и сказать, что забота о православном образовании - это не 25-й, а приоритетный пункт в вашей повестке дня. Невозможно говорить о благополучном будущем нашего народа и нашей страны, если мы, имея возможность развивать церковную систему образования, не поддерживаем ее на том уровне, какой необходим в наше время. Православные школы ни в коем случае не должны превращаться в школы для неудачников, для тех, кто не может учиться в другом месте, с пониженным уровнем материального и технического обеспечения. Я настаиваю на том, чтобы православные школы стали примерными во всех отношениях. Если мы беремся за осуществление этих программ, то должны это делать так, чтобы давать пример другим.

Вопросы о необходимости не только обучения, но и нравственного воспитания в школе возникли, конечно, не сегодня. Еще в середине XIX столетия митрополит Московский и Коломенский Иннокентий писал о том, что просвещение без нравственности служит более ко вреду, нежели к пользе2. Сама отечественная история показала верность и справедливость этих слов святителя.

Важно также, чтобы вопросы православного образования находили адекватное отражение как в церковных, так и в светских педагогических СМИ.

Большое значение имеет катехизическая деятельность Церкви. Необходимо стремиться к тому, чтобы такая работа проводилась не только посредством кратких бесед перед таинством Крещения, но и в рамках приходской образовательной работы с детьми, молодежью и взрослыми, особенно с теми, кто готовится стать папами и мамами. Необходимо, чтобы на площадках наших приходов действительно существовала система постоянного катехизического образования. За несколько часов общения со священником крестные родители, конечно, что-то усвоят, но это не будет глубокими знаниями и может не повлиять на стиль воспитания детей.

Важно, чтобы современный человек, соприкасающийся с Евангелием, осознал и почувствовал притягательную силу Слова Божия, явив свидетельство о фундаментальном значении Богом определенных нравственных основ человеческой жизни.

Так, великий русский ученый Алексей Алексеевич Ухтомский с сожалением отмечал, что одной из причин нравственного падения общества в начале ХХ века являлось господствовавшее в то время искаженное понимание культуры и цивилизованности: «Это культура… исключительно материального человеческого быта при очень последовательном, систематическом игнорировании христианского понимания культуры и прогресса как великого нравственного труда личности над собою. (…) Всякий человек, как бы прекрасно и "культурно" ни был он обставлен в материальном отношении, неизбежно духовно одичает, снова и снова возвратится в свой первобытно-дикий образ, насколько не будет с ним Христа»3.

Культура есть область приложения духовных и интеллектуальных сил человечества, вобравшая в себя многовековой опыт творческого, созидательного преображения окружающего мира. Цель этого преображения – подлинная гармония бытия, ориентирами на пути достижения которой являются идеалы любви, добра и красоты. Для христиан эти идеалы заданы Евангелием. И именно этими идеалами проникнута тысячелетняя культура нашего народа.

Перед деятелями культуры проблема нравственного выбора и в прошлом, и особенно сегодня стоит чрезвычайно остро. Подлинное произведение искусства отражает внутреннее состояние своего творца, транслирует его чувства и мысли. Музыкальное, литературное, художественное произведение способно глубоко воздействовать на человеческие души, побуждая либо к добру и созиданию, либо к ненависти, разрушению, конфликтам. Призываю всех, чьим жизненным призванием является сфера культуры, помнить об особой ответственности за свой талант и его плоды перед Богом, народом и историей.

За три десятилетия, минувшие с начала масштабного возрождения церковной жизни в странах исторической Руси, многое было сделано в области развития миссии, образования, молодежной и социальной работы, взаимодействия с казачеством. На наших глазах был возрожден и сейчас активно развивается институт военного духовенства, теперь уже ставший неотъемлемой частью системы подготовки и воспитания личного состава армии и флота. Духовное просвещение и нравственное воспитание военнослужащих, а также сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарных учреждений, сотрудников МЧС, устроение храмов и молитвенных комнат в местах нахождения отбывающих наказание, а также в высших учебных заведениях, готовящих специалистов для военной и гражданской службы, - все это не просто плод успешных миссионерских усилий Церкви, но насущная необходимость нашего времени. Утверждение нравственных ценностей как основания жизни и деятельности людей во всех сферах их бытия - это ответ на общую заботу о благополучном будущем наших народов.

Милосердие, сострадание, совестливость, целомудрие необходимо воспитывать с раннего детства. К сожалению, большинство семей не в состоянии оградить детей и молодежь от развращающего и ожесточающего души воздействия Интернета и иных современных технологий. Но мы можем и должны максимально противопоставить этой реальности православное просвещение и воспитание во всем многообразии их форм и методов.

Особое место занимает молодежное добровольческое движение. И это не только тот труд волонтеров, который на виду у всех, - ярким примером служит помощь добровольцев в дни принесения в Россию мощей святителя Николая Чудотворца, - но и малозаметный труд по уходу за стариками и тяжело больными людьми, помощь детям в детских домах и приютах, участие в помощи бездомным, проведении экологических акций и многое другое.

Хотел бы обратиться к современной молодежи с призывом: не пренебрегайте своим служением, всегда с открытым сердцем помогайте окружающим вас людям, ежедневно творите добро, не ожидая прибыли. Только через следование этому нравственному закону, к которому порой приходится понуждать себя, исполняется воля Божия, укрепляется единство народа, и вы возрастаете в совершенно особой атмосфере подвига. Добровольчество - это маленький подвиг, но за маленьким подвигом может вырасти способность совершать великие дела и великие подвиги, то есть становиться сильной личностью.

До недавнего времени, на фоне экономических и социальных трудностей казалось, что мы можем потерять для Церкви поколение молодых людей. Поэтому были приложены серьезные усилия для развития церковной миссии среди молодежи, и уже сегодня мы ощущаем первые результаты: молодежь приходит к православной вере и старается принимать деятельное участие в жизни Церкви.

Памятуя заповедь Божию «идите и научите» (Мф. 28:16), мы должны сами идти со словами о Христе Спасителе туда, где сегодня особенно присутствует молодежь: в учебные заведения, спортивные организации, молодежные клубы, в социальные сети. Очень важно, чтобы каждый юноша и каждая девушка чувствовал себя в Церкви не гостями, а подлинными делателями.

Современные молодые люди часто мечтают о красивой и счастливой жизни. Эта жизнь смотрит на них с обложек журналов, с экранов телевизоров, с рекламных проспектов. В них главными ценностями объявляются успешность, материальное благополучие, здоровье и красота. Люди мечтают о жизни красивой и нередко забывают о том, что настоящая красота - подчеркиваю, не внешний лоск и глянец, а настоящая красота - это внутреннее состояние человека. Подлинная красота - это в первую очередь красота души. Красота, которая в полноте раскрывается, если человек живет по совести, следуя вечному нравственному закону, заложенному в нас Богом. Потому что, следуя Божественным заповедям, человек приближается к идеальному совершенству, реализует свое истинное богоподобие, как писал о том выдающийся наш мыслитель Владимир Соловьев4.Такая красота никогда не стареет, но вместе с душой перейдет в вечность.

Желаю организаторам и участникам Рождественских чтений плодотворной работы и интересных дискуссий.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Благодарю за внимание.

 


Читайте:



Условные предложения в английском языке

Условные предложения в английском языке

Чтобы не пропустить новые полезные материалы, Предложения с I wish являются условными, но стоят особняком от остальных . По одной простой...

Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках

Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках

Т. С. Есенина Зинаида Николаевна РайхИмя Зинаиды Николаевны Райх редко упоминается рядом с именем Сергея Есенина. В годы революции личная жизнь...

Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка

Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка

Дворец Великого князя Михаила Михайловича Романова, внука императора Николая I, находится на Адмиралтейской набережной. Он был построен в 1885 –...

Русская семёрка Издательство русская семерка

Русская семёрка Издательство русская семерка

Война 1812 года стала первой, по окончании которой награждали женщин. По указу от 8 февраля 1816 г. медалью «В память отечественной войны 1812...

feed-image RSS