Главная - Монтаж 
Задания на лето по русскому языку. Задание на лето по русскому языку Задание по русскому языку на лето

Что такое лето? Это длинные дни, много солнца и веселья? А может, это изобилие ягод и фруктов? Или грибов на лесной опушке? Лето — это разлитое в воздухе волшебное слово «каникулы», это сладость малины и клубники, это звонкий смех возле реки, это веселье с утра и до вечера.

Только в это время года все дети чувствуют себя счастливыми, как никогда. Нет школы, нет длинных уроков, нет двоек в дневниках. А взамен — безумные приключения, купание, походы, проделки, новые знакомства, друзья.

Лето словно придумано для того, чтоб отдыхать и наслаждаться жизнью. Кушать спелые ягоды, пробовать еще зеленые и кислющие яблоки, встречать солнце и валяться в росе, слушать, как журчит вода, собирать разноцветные камешки... Летом все мечты становятся реальностью!

Как же не хочется потом прощаться с теплыми деньками и временем безумных приключений! Но все, как всегда, кончается. Правда, не надолго, а лишь до следующего лета.

(141 слово)

Задание

1. Выполните фонетический разбор слова «купание».

2. Выполните морфологический разбор слова «безумные».

3. Выполните синтаксический разбор предложения: «Лето — это разлитое в воздухе волшебное слово «каникулы», это сладость малины и клубники, это звонкий смех возле реки, это веселье с утра и до вечера».

4. Озаглавьте текст.

Лето... Тихонько поет свою песню в траве кузнечик, теплый и ласковый ветерок, играясь, стряхивает капельки росы с цветов, легонько шевелит листьями деревьев. Вот проказник! И не сидится же ему, озорнику, на одном месте! Вот зачем недавно сорвал шляпку маленькой девочки, собирающей ягоды? Все проказничаешь, все не уймешься.

А вот река. Несет свои воды далеко-далеко, наверное, прямо в океан! Такая уютная и теплая река, любимица всех ребятишек — больших и маленьких. Плещутся в твоих теплых водах с утра и до вечера, шумят, веселятся. А ты радуешься, ласково омываешь своими водами резвящихся детишек.

Хорошо летом, тепло, радостно. Каждый день — словно праздник: не знаешь, какие сюрпризы ждут тебя еще. Не хочется прятаться от солнышка, не хочется наступления осени. Лето словно создано для отдыха и веселья. Три месяца — это так мало!

(126 слов)

Задание

1. Выполните морфемный разбор слова «наступления».

2. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Плещутся в твоих теплых водах с утра и до вечера, шумят, веселятся».

3. Найдите в тексте одиночное деепричастие. Выполните его морфологический разбор.

4. Озаглавьте текст.

Июль, второй летний месяц, славится чудесным праздником, горячо любимым в древние времена. Это день Ивана Купалы, который празднуется 7 июля. Во времена язычников этот день был особенно почитаемым.

Празднование начиналось задолго до захода солнца. Молодые парни и девушки из веток и соломы сооружали большое чучело, украшали его цветами и лентами. Девушки плели венки, наряжались в лучшие платья, а затем собирались поздним вечером у реки. Под веселые песни соломенное чучело сжигали, а когда костер немного угасал, начинались прыжки через огонь. Люди верили, что пламя способно очистить и уберечь от многих болезней.

Дальше молодые и незамужние девушки начинали интересный ритуал — гадание на суженого. Они пускали свои венки на воду, а затем по поведению украшения из цветов расшифровывали, когда же встретят своего будущего мужа. Часто парни ловили эти венки, сидя на противоположном берегу. Нередко молодые люди знакомились и влюблялись друг в друга после того, как парень ловил венок девушки.

Еще в этот день молодежь разбредалась по парам и шла искать цветок папоротника. Верили, что тот, кто его найдет, до конца своей жизни не будет ни в чем нуждаться.

(175 слов)

Задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните пунктуационный разбор предложения: «Девушки плели венки, наряжались в лучшие платья, а затем собирались поздним вечером у реки».

3. Выполните синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом.

4. Выполните морфемный разбор слова «расшифровывали».

Тихий летний вечер. Где-то протяжно завыл пес, закукарекал петух. И снова тишина. Я сижу на своем крыльце и любуюсь волшебным закатом солнца. Это невозможно описать!

Мир на мгновение озаряется золотистым светом, все сияет в лучах заходящего солнца, переливается, стремится побольше захватить горящих лучей. Но вот конец. Пламенный диск на прощание подмигивает запоздалым лучиком и прячется за горизонтом, погружая мир в бархатную темноту.

И сразу же, как по команде, появляются звезды, мерцая и словно дразня с небесной высоты. Где-то запел соловей, захлебываясь от счастья и упоения, с улицы раздался шум проезжающей мимо машины. Я вдохнул полной грудью этот чистый, мягкий воздух. За ухом запел первый комар. Звездным покрывалом мир окутала теплая летняя ночь.

(112 слов)

Задание

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните лексический разбор слова «упоения».

3. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Составьте их схемы.

Задания на лето по русскому языку для 1 класса.

1. Допиши гласную букву, чтобы получилось слово:

Д…м, п…ть, п…л, м…л, с…н

2. Допиши согласную букву, чтобы получилось слово:

Лу…, ра…, ро…, со…, ды…

3.Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Школа, лампа, песня, дело, каталог, лопата.

4.В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Мель, пальто, друзья, радость, море, веселье, шмель.

5.В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Пение, самолёт, яблоко, терпение, дочь, енот, тополь

6. Вставь в предложения нужные по смыслу слова.

На грядке растут укроп и ………….

По дорожке пробежал ……………

Поставь в словах ударение.

7. Подчеркни гласные буквы в словах.

Акация, улыбка, магазин, иней,

сковорода, страна.

8. Подчеркни согласные буквы в словах.

Июнь, листья, машина, рюкзак,

касса, чайник

9. Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Загадка, волшебник, досуг,

портфель, щавель, свёкла.

10. В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Пень, семья, ночь, варенье, коньки, деревья, метель.

11. В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Ястреб, поезд, гостья, умение, печь, ель, тюлень

12. Подчеркни слова, в которых второй слог ударный:

Магазин, грусть, город, овраг, салат, сахар, помидор.

Напиши два слова, в которых ударение падает на второй слог.

13. Подчеркни согласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Стол, стулья, тарелка, цветы, ромашка, календарь

14. Подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие согласны звуки.

День, месяц, чашка, шило, альбом, мальчик

15.

С…рока, п…нал, кла….., м…л…ко,

в…р…бей, к…рова, д…вочка

16. Выпиши слова, в которых все согласные звуки твердые. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Вода, земля, наш, верный, друг, помощник

17. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Они, мы, любили, растили, сирень, ландыш

18. Вставь в слова пропущенные буквы.

Д…журный, в…рона, р…бота, м…шина, к…р…ндаш, уч…ник

Напиши ещё 5 словарных слов:

19. В какой группе буквы расположены не в алфавитном порядке? Подчеркни.

1). ь, ы, ъ,э 2). в, г, д, е

3). м, н, о, п 4). ц, ч, ш, щ

20. Запиши слова в алфавитном порядке:

шапка, море, кисель, волна, яхта, сосна

21. В каком слове все согласные звуки звонкие? Подчеркни.

ракета, флаг, война, победа

Напиши два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

22. В каком слове все согласные звуки глухие? Подчеркни.

стекло, слово, радуга, туча

Напиши два слова, в которых все согласные звуки глухие.

23. Спиши предложение. Проверь.

Ученик взял тетрадь и карандаш.

24. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь предложение с одним из слов, запиши.

м…дведь, с…рока, д…журный, д…вочка, М…сква, за…ц

25. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

чемпион-пион+о+дача-ча+н

26. Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв:

кони, зверь, тень, конь, ель, дверь

27.

пуш…нка, верш…на, ж…знь, ш…ло, выш…вка, наж…вка

28. Прочитай текст. Раздели его на предложения.

Я иду по лесу вдруг слышу стук дятла его называют санитаром леса дятел лечит деревья от вредителей.

Сколько предложений в тексте? _____

Запиши второе предложение.

29. Напиши слова по образцу:

светло – светлый

весело - _____________________

хорошо - ____________________

быстро - _____________________

вежливо - ____________________

прилежно - ___________________

Обозначь в словах ударение. Подчеркни слоги с буквой й.

30. Спиши пословицы без ошибок. Проверь. Объясни их смысл.

Скромность всякому к лицу.

Есть слёзы – есть и совесть.

31. Раздели слова на слоги. Какие слова нельзя переносить? Спиши их..

ребята, львята, подарки, конь, Оля, журавль, аист, льдина

32. Выпиши слова, которые состоят из двух слогов:

акация, звезда, радио, чайник, танец, арбуз, поляна, метро, яма

33. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

ч…до, ч…лок, щ…ка, ч...чело, щ…пальце, ч…гун, утащ…,

34. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

ч…йник, щ…вель, туч…, рощ…, ч…йка, прощ…ние, печ…ть

35. Вставь пропущенные буквы

В лесу журч…л ручей. Птички ищ…т пищ…. Лось идёт в ч…щ… леса. Дятел стуч…л по дереву. Уж… ползут в камыш….

36. Подчеркни буквы, написание которых надо проверить:

дожди, трава, поля, дождь, гнездо, шарф, грибы, снег, флаг, снега, стрижи, гриб, гора, дрозд, ёж

37. Вставь пропущенные слова:

На льду реки звенят ___________.

Зарылся в снег _______________.

Идёт закончить год

и старый _____________________.

Слова для справок: декабрь, коньки, глухарь, календарь.

38. Прочитай:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпиши слова с мягким знаком, разделяя их чёрточками для переноса.

39. Спиши, вставляя, где надо, мягкий знак:

Девоч?ка, пис?мо, васил?ки, точ?ка, бол?шой, бол?ница, туч?ка

40. Вставь пропущенные буквы:

М…дведь, за…ц, л…сица, уч…ник, д…журный, т…традь,

учит…ль, портфел…, п…нал

41. Сделай звуковые схемы слов, например: семья-[с´ и м´ й´ а ], зуб-[з у п ]

Шить ______________________

Стрижи______________________

Маяк__________________________

Чай _________________________

42. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Хорош… зимой ден…ки! Снеж…нки, как пуш…нки, падают на землю. Я беру к…р…ндаш и рисую пуш…стый снег.

43. Прочитай слова:

Щ…ка, к…р…ндаш, м…ш…на;

ч…десный, з…бастая, сп…ртив-ная. Подбери к словам первой строчки подходящие по смыслу слова из второй строчки, запиши.

44. Спиши предложение, подчеркни мягкие согласные:

Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь.

45. Вставь пропущенные буквы

М…двед…, декабр…, буквар…, т…трад…, лос…, л…сица, за…ц, портфел…, п…нал, июн…, сентябр…

Напиши предложение с одним из слов:

46. Вставь пропущенные буквы и раздели слова чёрточками на слоги:

Звер…ки, бол…ница, мал…чик, пал…то, огон…ки, окун…ки, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники

47. Прочитай слова. Составь из них предложение, запиши:

В, ель, л…су, стояла, высокая.

48. Вставь пропущенные буквы устно подбирая проверочное слово:

гл…за, н…га, л…шадка, х…лмы, з…ма, в…лна, зм…я, ст…бы.

Напиши два слова на это правило:

49. Подбери к каждому слову проверочное, запиши:

………-р…ка, ………….-р…са

………-м…ха, ………..-з…мля

………-св…ча, ………..-с…ды

………-ст…на, ………..-д…ма

50. Спиши, обозначь в словах ударение.

М…сква – главный город нашей страны.

51. Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу:

Красивый (дубы), тонкий (льды), учебный (годы), свежий (хлеба)

52. Вставь пропущенные буквы:

Чистая тетра…ь, бурый медве…ь, резиновый сапо…, сильный моро…, зелёный каранда…, цветущий са…, тракторный заво…, большой горо…

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

53. Спиши. Раздели слова чёрточками для переноса.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

54. Из слов составь предложение, запиши. Подчеркни главные члены предложения.

Мама, аквариум, с, Виталику, рыбкой, подарила.

55. Допиши подходящие по смыслу слова, например: врач лечит.

Художник __________________

Учитель ____________________

Строитель ___________________

А что делает солдат?

56. Ответь на вопросы:

Кто чирикает? __________________

Кто каркает?___________________

Кто мычит?____________________

Кто стрекочет? _________________

в словах поставь ударение. Правильность написания слов проверь по словарю.

57. Спиши без ошибок.

У человека должно быть доброе сердце, а у дерева – хороший корень.

58.Прочитай, запиши названия инструментов в алфавитном порядке:

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

есть у него и топор с долотом.

может Егорка построить дом.

59. Угадай, что это за слово.

Первая буква стоит в алфавите перед буквой Л, вторая – перед буквой П, третья – перед буквой О, четвёртая – перед буквой Э.

Напиши это слово, сосчитай, сколько в нём букв и звуков.

60. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

Галка-ка+чо+нога-га+к

61. Подумай, какую букву в слова надо вставить. Напиши.

Гр(о,а)за, н(о,а)ра, в(о,а)лна, з(е,и)мля, л(е,и)цо, тр(а,о)ва

62. Из слов составь предложение, запиши. Подчеркни главные члены предложения.

Девочку, душистой, бабушка, земляникой, угостила.

63. Подбери для слов каждой строчки проверочное, запиши, поставь ударение, вставь пропущенные буквы:

Зв…зда, к зв…зде

Г…ра, у г…ры

Гр…бы, за гр…бами

Ч…сы, у ч…сов

Сл…ды, по сл…дам

64. Используя синий и зелёный карандаши подчеркни буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Зе жи бу же си чу ща це

Крошка крошечные крошить

65. Сделай звуковые схемы слов:

Дубки ______________________

Моржи______________________

Трактор_______________________

Заяц _______________________

66. Найди слова, которые начинают-ся с буквы з, запиши , раздели на слоги:

зпоздзонтиксувзвысозеркалоздзвук

67. Спиши, подчеркни слово из 5 букв и 4 звуков:

Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.

68. Выбери и допиши нужное слово:

Рядом с велосипедом стоял (пушок, Пушок) _______________________

Наш дом от врагов спасает собака (малыш, Малыш)________________

69. Прочитай текст, раздели его на предложения. Спиши второе предложение:

Я насыпал в кормушку пшена сразу слетелись воробьи и синицы они проворно клевали корм.

70. Прочитай проверочные слова и вставь пропущенные буквы:

Зубы – зу… берега – бере…

Пляжи – пля… дубы – ду…

Клады – кла… поезда – поез…

Глаза – гла… морозы – моро…

71. Спиши, изменив слова в скобках, как надо по смыслу:

Тяжёлый (труды)______________

Пологий (откосы)_______________

Весёлый (взгляды)______________

Февральский (морозы)___________

72. Прочитай слова. Найди в них новые слова, запиши их и поставь ударение

Уточка, столб, зубр, щель, полк, удочка

73. Прочитай, из слогов составь слова, запиши, поставь ударение:

ка, бел нок, зво у, ник, че

за, ча, да ка, ре ре, та, бя

74. Отгадай слово:

Первая буква слова стоит в алфавите за буквой О, вторая – за буквой Д, третья – перед буквой У, четвёртая – после Т, пятая – перед буквой Ц.

Запиши слово, поставь ударение.

75. Спиши слова, раздели их на слоги для переноса:

Зёрна, мальчик, чайка, тень, касса, пение, зайчик, зонт, журнал

76. Вставь пропущенные буквы у или ю:

Ч…лок, ут…г, кольч…га, кл…ч, ч…деса, л…тики, хлоп…шка

77. Составь и запиши предложение из данных слов:

В, зацвели, чудесные, ландыши, лесу

78. Спиши предложение, подчеркни главные члены предложения:

Эмма читает интересную книгу.

Совесть - ________________________

Радость - ________________________

Жалость - ________________________

Жестокость - _______________________

  1. Ответь на шуточные вопросы.
  1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  2. Какой журавль никогда не летает?
  3. Какая гусеница не годится для танка?
  4. Какой лук не кладут в суп?
  5. Из какого крана не льется вода?
  1. Вспомни «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Узнай и запиши слова из этой сказки.
  1. большая рыболовная сеть - ________________
  2. слово-обращение рыбки к старику - __________
  3. небольшая светлая комната - _______________
  4. антоним к слову «простая» - _______________
  5. антоним к слову «разбитое» - _______________
  6. синоним к слову «выгода» - _______________
  7. прилагательное к слову «пряник» - __________
  8. существительное от глагола «выкупить» - ______________________________________
  1. Назови одним словом.
  1. человек, борющийся за что-либо - ___________
  2. тот, кто беседует с кем-нибудь - _____________
  3. музыкант, управляющий оркестром - _________
  4. тот, кто едет верхом - _____________________
  5. тот, кто ловит рыбу - __________________
  1. Эти слова пришли к нам из других языков. Попробуй определить, из какого языка заимствованы эти названия продуктов из муки.

пампушки - __________

галушки - ____________

галета - ______________

кулич - ________________

макароны - ______________

торт - __________________

кекс - _________________

пудинг - _______________

вермишель - _______________

крендель - _________________

лаваш - __________________

клёцки - ___________________

  1. Подбери синонимы к словам.

приятель-___________ противник-__________

солдат-_____________ шагать-____________

красный-____________ доктор-_____________

Родина-_____________ бесконечный-_________

охранять-______________ серый - _____________

старый-_______________ веселый-_____________

длинная-______________ прилежный-____________

белое-_______________ тяжелая-_____________

далекое-____________ храбрая-______________

несмелая-___________ сладкий-________________

  1. Подбери антонимы к словам.

справа- ___________ зима-_____________

бедность- __________ здесь-_____________

светлый-___________ восход-____________

жарко-_____________ всегда-____________

  1. Запиши антонимы, распределив их по группам.

Ранний-поздний, широкий-узкий, белый-черный, тогда-теперь, яркий-тусклый, короткий-длинный, утро-вечер, высокий-низкий, жара-холод, близко-далеко, горячий-холодный, подземный-надземный, бледный-румяный, вверх-вниз, нагреть-остудить.

  1. время: ________________________________
  2. цвет: __________________________________
  3. размер: _______________________________
  4. температура: ___________________________
  5. место: _________________________________
  1. От каких слов произошли названия оттенков цвета.

розовый- ___________ сиреневый-_______________

песочный-__________ кофейный-_______________

малиновый-_____________

  1. Замени выражения одним словом, отвечающим на вопрос как?

капля в море - _____; рукой подать-______________;

всей душой - ______; в темпе - __________________;

как дома - __________; как по маслу - ____________;

битый час - _________; шаг за шагом - ___________;

без сучка и задоринки - __________________.

  1. К данным выражениям в левой колонке подбери синонимы из колонки справа. Запиши их через дефис.

Золотые руки с глазу на глаз

Закрывать глаза смотреть сквозь пальцы

Плечом к плечу мастер на все руки

Один на один бок о бок

  1. Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста.

Загадка леса.

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?

Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

  1. Дано название текста и первое предложение. Придумай, что могло произойти, и запиши текст.

«Вот и поиграли!»

Однажды мы с другом играли в прятки…

  1. Прочитай. Попробуй продолжить текст.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы – 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

  1. Расшифруй и запиши текст. / - запятая, // - точка, вопросительный или восклицательный знаки.

валод"а стай"ал у акна и сматр"эл на ул"ицу / гд"э гр"элас" на солнышк"э бал"шай"а сабака / палкан //

к палкану патб"эжал мал"эн"к"ий" мопс и стал на н"иво к"идат"с"а и лай"ат" // хватал й"эво зубам"и за агромный"э лапы / за морду и / казалас" / оч"эн" надай"эдал бал"шой" и угр"умай" сабак"э//

Погод"и – ка / вот ана т"иб"э задаст // - сказал валод"а// - прауч"ит ана т"иб"а //

но мопс н"э п"эр"иставал играт" / а палкан сматр"эл на н"иво оч"эн" благасклонна //

В"ид"иш л"и / - сказал валод"э от"эц / - палкан добр"эй"э т"иб"а // кагда с табой"у нач"инай"ут играт" тваи мал"ин"к"ий"э брат"й"а и с"остры / то н"эпр"им"энна д"эла конч"итс"а т"эм / што ты их пакалот"иш // палкан жэ знай"эт / што бол"шому и с"ил"наму стыдна об"ижат" мал"ин"к"их и слабых //

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, …ора, ра…каз, прогре…, ка…а.

  1. Спишите. Исправьте ошибки.

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружылись ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в далние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое сонце.

Счас…ливый Сере…ка вприпры…ку (с)б…жал (по)лес…ниц… . У мал…ч…гана праз…ни… . В его т…тра…к… по ру…кому языку ст…ит п…тёрка.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

  1. Спишите, определите падеж, вставьте окончания.

На подставк…, к ящериц…, в зелен…, без братишк…, около ел…, по тетрад…, в чащ…, из деревн…, в зоопарк…, из жизн…, с багаж…м, перед дач…й, с лапш…й, за туч…й,

  1. Спишите. Определи все признаки данных частей речи.

В лесу, по глубокому (оврагу).

  1. Спишите. Определите время глаголов.

Гладит, любил, играть, постучал, увидит, заплачет, стрелять, писал, поведёт, стоит, блестит, чертил, катать, буду следить, растут, застыла, ожидает.

  1. Определите число глаголов.

Зовут, ползёт, летим, ведут, пищат, зовёшь, трещит, ползём, молчу, цветёт, иду, пою, найдёт, сидят, трещишь, горит, кричит, утаит.


Русский язык на лето 4 класс

День 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Сиреневое счастье

На Руси прежде был такой обычай. В..сной ра..пускаются кисти с..рени. Молодеж(ь) р..зыскива..т своё с..ренев..е счастье. На цв..тках с..рени обычно четыре л..пестка. Та из девушек, которая найдет цв..ток в пять или шесть л..пестков, будет счастлива в этом г..ду. Кр..савица должна с..есть этот ч..дес..ный л..песток. Смешной обряд...
Мы благодарны с..рени за ее в..селый куст . Она первая распуска..т свои клейкие листья и последняя (з,с)брасыва..т их с в..твей. На с..рени не осталось листьев – жди з..мы. Сколько жизни, т..пла, света таится в каждом лиловом букетик… счастлив..й с..рени!

1. Выпиши местоимения. В скобках укажи лицо, число, род(если есть)

2. В выделенных предложениях над каждым словом подпиши часть речи.

День 2.Спишите,вставь пропущенные буквы, сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Случай на пастбище

Ба..ка Дарья ло..ко шагала по лу..ку. Впер..ди себя она гн..ла ск..тину на пас..бище . Только один норовистый козлик старался улизнуть в стор..ну. Часто прут ба..ки Дарьи ле..ко касался спины козлика.
Вот козлик взбрыкнул, к..моч..к з..мли угодил ба..ке в глаз. Ба..ка (не)м..гла..ткрыть глаз, д..рогу она почти (не)вид..ла. С..бака Динка очень любила св..ю старую хозяйку. (За)
ю..ку она пот..щила ее в деревню.
Доч.. всплеснула руками и пр..в..дила мать в дом. С..баке она вын..сла вкус..ную косточ..ку. Динка виляла хв..стом и
радос..но взвизгивала.

День 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разбери по составу

Такой чудесный мир

Долго ждали в..сну птицы, звери и люди. Сегодня лес ш..лестел м..л..дой з..л..нью. Яркая сочная з..леная дымка п..висла всюду. Паук ло..ко бегал по в..твям и искал место для паутинки .
Только сухой камыш.. грозно шумел. Его (не) пр..б..вал теплый луч.. со..нца. Вдруг из камышей выплыли
маленькие пушистые к..мочки. Это утка п..в..ла св..их пт..нцов п..щипать свежую тра..ку. М..лыши п..р..валивались с лапки на лапку. Они первый раз вид..ли такой чудесный мир. Теперь каждый день будет прин..сить им открытия.
Все ж..ло и радовалось яркой в..сенней жизни.

1. Определи время, лицо и число глаголов.

2. Подчеркни глагол в неопределённой форме.

День 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи склонение имен существительных (подпиши сверху)

Б..рьба р..зв..рнулась на огороде около старой яблони. Только здесь б..лел островок снега. Он д..ржался цепко. Ведь по н..чам были ещё весенние заморо..ки.
Все кругом ликовало, славило весну. Островок по праву штурмовали тюльпаны.

Они пр..били снег и п..дн..лись над ним с пом..щью со..нца.

Скоро над чёрной гря..кой у изгороди з..св..тились алые, желтые и белые огни. Тюльпаны цв..ли, одаривая теплым светом старую яблоню, скв..рцов на ней и с..седний куст с..рени.

День 5. Запиши предложения. Подчеркни главные члены. Подпиши части речи. Найди в предложениях словосочетания и запиши их.

Вечернее солнце освещало высокие верхушки дубов.

На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.

Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.

Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.

День 6. Запиши только те фразы, которые можно назвать словосочетаниями.

Книга о природе, подарок для друга, сестра поёт, отдыхать под деревом, тёмная ночь, прочитать рассказ, бабушка отдыхает, думать о книге, малыш играет, мой папа, очень тихо, первый раз, аист летит, спрятался за дерево.

С каждой из оставшихся фраз составь сложное предложение.

День 7. Расставь недостающие знаки препинания.

1. Хотят ли русские войны
2. Девочка чувствовала тепло кошачьей шкурки смотрела на кошку прозрачными пустыми глазами потом отломила кусок корки и бросила кошке
3. Дорога сначала поднималась вверх потом опускалась вниз
4. Горячее лицо искало ветра но ветра-то и не было

День 8. Найдите границы предложений. Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Будьте внимательны: в тексте есть предложения с однородными членами.

Стояло раннее утро солнце осв…щало в…рхушки высоких сосен длинные тени л…жали на песке лё…кая в…лна наб…гала на берег на берегу сидела белая ч…йка

Выписать глагол в форме прошедшего времени, ед. числа. Указать его род. Выписать одушевлённое сущ., указать род, склонение, падеж.

Выписать имя прилагательное ед. числа, женского рода. Указать падеж.

Подобрать антонимы к словам: высоких, длинные Подобрать проверочные слова: лё…кая, в…рхушки.

День 9. Определи границы предложений. Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Вот и наступили в…сенние д..ньки с..шли сн..га з..мля опять поч…рнела уже по…вляются первая тра…ка и цветы этой порой я люблю рано утром вых…дить со дв..ра на берё…ках по…вилась листва как хорошо в лесу

1. Какой это текст: описание или повествование? Запиши ответ в скобках после текста.

2. Выпиши из текста имя прилагательное в форме И.п., мн.ч. Разбери его по составу.

3. Найди в тексте предложение с однородными членами, подчеркни в нем грамматическую основу.

День 10. Найди вторую часть каждого предложения.

1. Снова ударил гром, и...
2. Ярость молний постепенно ослабевала, и...
3. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и...
4. Ярость молний постепенно ослабевает, и...

Загорелась на небе за рекой семицветная радуга.
...вслед за тем послышался резкий удар грома.
...начался ливень.
...начинался ливень.
...удары грома становятся все отчетливее и глуше.
...загорается на небе за рекой семицветная радуга.
...удары грома становились все отчетливее и глуше.

Вспомни, что такое фразеологизм. Вместо точек вставь нужное слово.

Как... вода (с курицы, с утки, с гуся); как... на голову (снег, дождь, град); намылить... (руки, шею, голову); убить... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как... на сене (овца, собака, корова); сказка про... бычка (белого, черного, рыжего); как... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Составь с любыми 5 фразеологизмами предложения.

ЗАДАНИЕ НА 1 НЕДЕЛЮ


1. Спиши. Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков.

В скобках запиши

проверочные слова.

ст...льной

С...СНОВЫЙ

ст...ловая

ч...рвивый

см...льчак

пос...лить

ст...рожка

Выдели окончание

и определи склонение.

пристань

скамейка

карандаш

приключение

морковка

расставляя знаки препинания. Подчеркни

однородные члены

предложения.

На смелого собака лает а трусливого кусает.

Медведь питается плодами почками.

Зубы у белки то

стираются то подрастают.

Свет солнечных

лучей проникает сквозь листву кусты ветви.

На лесной

поляне синеют краснеют желтеют белеют

Работяги муравьи носят стебельки

хвоинки листочки

к себе домой.

Выбери правильный ответ

Чтобы правильно написать безударное окончание имени существи­тельного, надо определить его...

г) склонение и по соотношению склонения и падежа узнать окон­чание


ЗАДАНИЕ НА 2 НЕДЕЛЮ


1. Спиши слова. Подчеркни буквы твёрдых согласных звуков.



горошина




2.Допиши к словам приставки и


Бежали
...дорожки
...бухли

горячий
сладкий
сытый

безграмотный

4. Спиши слова ,

товарищ...



веселиться

маленький

вставь, где нужно


вставь предлоги .

Летели...станции...угол

говорить закат грубость неинтересный

полноч... кирпич...


словами-антонимами.


Вернули

Ресторан


закономерность

передний


ЛОЖ..,


Повтори правило

Именительный падеж: нет предлогов.

Родительный падеж: без, от, до, из, около, возле, вокруг, у, с. Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: на, за, под, перед, в, про.

Творительный падеж: над, под, за, перед, между, с. Предложный падеж: о, об, при, в.

ЗАДАНИЕ НА 3 НЕДЕЛЮ


1. Спиши слова.

Разбери их по составу.

2. Спиши слова.

Подчеркни буквы

мягких согласных

пассажир

горизонт

календарь

километр

телеграф

директор

3. Спиши слова.

Вставь, где нужно

Удвоенные согласные.

телегра…а

килогра...

карма... ый

ра...тояние

ко...екция

ко...ектив

4. Спиши слова,

вставь, где нужно,

ь или ъ.

об...едает

5. Спиши словосочетания, вставляя

окончания.

задн... колесо

передн... дверь

весенн... солнце

весенн... погода

осени... дождь

утренн... роса

син... краска

зимн... утро

радости... улыбка

6. Спиши предложения. Подчеркни

подлежащее

сказуемое в каждом

предложении.

Обозначь части речи.

На лугу пестреют полевые цветы.

Летним утром Александре нравится бродить по

красивым местам.

Выбери правильный ответ

У существительных какого рода окончание

-о(-е)?

а) женского

б) среднего рода

в) мужского

ЗАДАНИЕ НА 4 НЕДЕЛЮ


1. Выпиши слова, в которых все согласные обозначают твёрдые звуки.



матрёшка



Егорушка


2. Спиши слова, вставив буквы безударных гласных,
проверочные слова.


В скобках запиши


пол...скать братишку пос...деть на стуле зап...вать лекарство проживать по адресу нак...лить железо разр...дил ружьё ст...рожил огород


пол...скать бельё пос...деть от горя зап...вать песню проживать хлеб нак...лоть дров разр...дил рассаду местный ст...рожил


3. Определи границы предложений. Спиши текст.


Косой дождь становится всё мельче тучи начали разделяться на обла­ка через минуту заблестел робкий луч солнца берёзовая роща роняет с ветвей капли дождя с весёлой песней вьются жаворонки в небе в тени папоротника переливаются зеркальные капли.

4.Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни подлежа­щее и сказуемое в каждом предложении В с...редине сентября после ненаст...я наступают тёпл... погож... дни. Это баб...е лето. Длит...ся баб...е лето н...дели две, а п...том снов... на землю в...звращ...ет...ся д...ждлив..., слякотн..., х...лодн... ос...н... А что подсказывает п...году? Г...в...рят, что х...рош... п...году пр...двещ...ет пуш...ст... ин...й на д...рев...ях, обил...н... р...са на тр...ве. Туманн... дым­ка стел...тся по земле - тоже к т...плу. (По А. Стерину)

5.Сделай фонетическую запись слов.




ЗАДАНИЕ НА 5 НЕДЕЛЮ


1.Сделай буквенную запись слов.

, ай , ца]

2. Спиши слова.

Вставь ъ или ь.

с...едобный

объявление

дерев... я

3. Спиши слова, вставив буквы безударных гласных. Вскобках запиши проверочные слова.


зам...рашка

пл...ховато

всп...минал


м...уканье

побр...дил


ск...льзит

сокр...щение


л..шадка к_та

в шк...фу от_щал неб…льшая


4. Спиши слова, вставив буквы парных звонких и глухих согласных. В скоб­ках запиши проверочные слова.




5. Спиши, раскрывая скобки.

(от)стал (от)товарища
(на)шла к(о,а)са (на) камень
(за)пустил (за)домом
(по)шёл (по)лугу
(по)бежал (по)парку



подру...ка



(с)катился (с)горы (с)брасывают (с)крьшш (по)текут (по)дорогам (за)шла (за)подругой (от)толкнул (в)сторону


Выбери правильный ответ

На конце имён существительных какого рода после шипящих пи­шется мягкий знак?

а) среднего рода

б) мужского рода

в) женского рода


ЗАДАНИЕ НА 6 НЕДЕЛЮ


1. Спиши. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.


тюльпан

вставив буквы

безударных гласных.

т...л...фон

Б...рона

к... манда

Вставь, где нужно,

удвоенные согласные.

телегра....а

килогра...

ра...тояние

ко...екция

4.Спиши предложении. Обозначь части речи. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Прилетел к старому дубу дятел, стал дупло искать.

Доехал старик до рощи и свернул с дороги.

Кругом лежит серебристый снег и блестит на солнце.

5. Спиши слова.

Разбери их по составу.

замёрз

6. Спиши слова.

Вставь, где нужно,

Непроизносимы й

согласный.

здра...ствуй

чу...ствуй

нена...ный

интере...ный

окре...ный

небе…ный

бесслове...ный

любез...ный

серьёз...ный

лес...ница

ЗАДАНИЕ НА 7 НЕДЕЛЮ


1. Спиши

Разбери их по

вставив пропущенные буквы в

словарных словах.

Б...рона

с...м...лёт

хозяйство

г...р...зонт

квартира

Подчеркни те,

которые употребляются только во множе-

ственном числе.



кастрюли

консервы


каникулы


праздники


4. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Определи склонение и па­деж.


от груст...

от деревн... на варежк... на ладон...


на завод... на ветк... о лошад... в ладошк... на топол...


на стул...

по пустош... о дошадк... с крыш...

на ёлочк...


5. Спиши, раскрывая скобки.

др(о,а)жать (от)хол(о,а)да
(со)гнут(ь,/)ся (от)ужаса
(на)б(и,е)га(е,и)т х(о,а)л(о,а)док
с(и,е)р(ь, /)ёзный ра(с, з)г(о, а)вор


глух(о,а) шепч(и,ет скач(ю,у)т (о,а)лен(е,и) св(и,е)ркнуть (в)т(и,е)мноте прятать (в)т(а,о)йнике


Задание на 8 неделю

1. Сделай буквенную запись слов.


[шырокай"а]

[п"эс’н"а]

2. Выпиши слова,

в которых все согласные обозначают твёрдые звуки.

школьник

работник

слова, вставив буквы парных звонких и

глухих согласных. В скоб

ках запиши проверочные слова.

4. Разбери слова по составу.

отвозить

® Спиши слова.

Определи лицо.

Определи границы предложений. Спиши текст.

(По В. Берестову)

отвозить

® Спиши слова.

Определи лицо.

отвозить

® Спиши слова.

Определи лицо.

5.Определи лицо.ме.

отвозить

® Спиши слова.

Определи лицо.

6. Определи границы предложений. Спиши текст.

Тучка с солнцем в прятки играли одна закрывала собой солнце её сё­стры носились по небу солнце их находило и ловило своими лучами вдруг маленькая и узенькая тучка придумала такую вещь она подплы­ла к другой тучке и спряталась за ней вместо двух маленьких на небе появилась одна большая туча. (По В. Берестову)

7. Запиши 7 слов второго склонения.


Повтори правило

Частица не с глаголом пишется раздельно. Исключения состав­ляют глаголы, которые без не не употребляются (негодовать , нена­видеть , нездоровится).

ЗАДАНИЕ НА 9 НЕДЕЛЮ


1. Спиши, разделяя слова для переноса.

грамматика

коллекция

2. Спиши слова.

Разбери их

по составу.

собирает

невинный

провинность

3. Спиши слова

вставив буквы безударных гласных.

В скобках запиши

проверочные

др...мучий

ч..сов щи к

г...ревать

з...рновая

наст...рожился

на в...тру

4. Спиши слова,

вставляя пропущенные буквы. Определисклонение и па-

о кукушк...

вокруг деревн...

до задач...

Без бан...

в лачуг...

на морковк...

о матрос...

без земляник...

на сирен...

о рябин...

5. Спиши, раскрывая скобки.

Вставь окончания.

вкус (т,/)н... п(и,е)ро(г,к)

(по)строили пло(д,т)

верхи... эта(ж,ш)(ь,/)

(за)лё(г,к)... сне(к,г)

краси(ф,в)... ланды(ш,ж)(ь,/)

г(а,о)то(в,ф) учит(ь,/)

наш(ь,/) (о,а)г(о,а)ро(д,т)

х(о,а)ро(ш,ж)….

м(а,о)ро(з,с)

ч(у,ю)дес(т,/)н...

н(а,о)ря(д,т)

ж(и,ы)вут р(е,и

Выбер

и правильный ответ

Род имён прилагательных можно узнать...

а) по роду имени существительного, с которым связано имя при-

лагательное

б) по окончанию имени

существительного

в) по окончанию имени

прилагательного

ЗАДАНИЕ НА 10 НЕДЕЛЮ


1. Спиши слова.

Разбери их по составу.

чистенький

2. Спиши слова,

вставив пропущенные буквы в словарных словах.

коллектив

б…блиотека

директор

к...л...ндарь

св...ркать

3. Замени слова

антонимами.

расточительный

праздник

ложиться

безграмотный

4. Найди и исправь 16 ошибок. Спиши без ошибок.

Дышыться лехко, неслышыт песни, изчезает втимноте, дарога помощ, шепчется камышь, красивая брош, лисная глуш, клеют обои, приходит врачь.

5. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркни подлежа­щее и сказуемое в каждом предложении. Обозначь части речи.

Через окно я увидел как большая серая птица села на верхушку ели. Ливень промочил кротовую норку и солнце нагрело её.

Пёс Верный проснулся раньше всех и уже завтракает.

Кустик покраснел два листа ещё держатся в зелени почти у самой зем­ли.


6. Запиши 7 слов третьего склонения.



ЗАДАНИЕ НА 11 НЕДЕЛЮ

    Спиши слова, вставив букву е или о. Поставь ударение, выдели оконча­ния.

Валентинович...м
Андреевич...м
Павлович... м
королевич...м
умельц...м

    Олегович...м бурилыциц...й зрелищ...м свеч...й задач... й

2. Сделай буквенную запись слов.


Наташ... й

лужиц... й

царевич... м

ГОСТИНЦ...М

[ос"ин"й"у]

3. Спиши слова, вставляя пропущенное окончание.

о лестниц...

на огород...

в телогрейк...

к изгород...

на карт...

по тропинк...

к осинк...

из деревн...

в кроват...

в кроватк...

на лошад...

на лошадк...

в памят...

из морков...

на полк...

о помощ...

в наряд...

к зимовк...

4. Замени одним словом.

Человек, который

разводит лес.

Машина, которая сама летает.

Человек, который

пасёт свиней.

Любитель книг.

Машина, которая

косит траву для

Человек, который делает масло.

Машина, которая

измельчает мясо

5. Сделай фонетическую запись слов.

6. Допиши окончания прилагат. Укажи число и падеж

бел... шары

удивительн... дело

в высок... траве

ал... искры

холодн... огоньком

в соснов... лесу

с син... водой

по скрипуч... снегу

по колк... льду

свеж... полотенцем

приятн... отдыха

7. Спиши, вставив соединительный гласный о или е. Разбери по составу.

Разбери слова по

стар...модный

тонк... ногий

многоместный

быстр...ходный

мног... звёздный

вс...народный

пеш...ходный

крут...рогий

огн... тушитель

верт...лёт

МНОГ...СЛОЙНЫЙ

редк...лесный

камн... дробилка

птиц...вод пеш...ход масл... завод мыш...ловка


мыльниц... й

ЗАДАНИЕ НА 12 НЕДЕЛЮ


1. Спиши слова и

разбери их по

перевозчики

маслодел

погрузка

2. Спиши словосочетания, выдели

окончания, укажи

из дальнего сада

на высоком дереве

по родной стороне

возле старого дуба

в зимнюю стужу

с маленьким котёнком

на солнечной полянке

к весеннему ручью

под ореховым кустом

в ясную погоду

3. Спиши, раскрывая скобки

(з,с)дание

(з, с) делать

(з,с)казал

(з,с)зывать

(з,с)брить

(з,с)густок

в(з,с)дорный

(з,с)гонять

(з,с)бежать

(з,с)держать

(з,с)гореть

(з,с)вонить

4. Спиши слова. Вставь, где нужно,

непроизносимыйсогласный.

(з,с)дёрнуть

небес... ный

ярос...ный

парус... ный

грус...ный

любез...ный

рад ос...но

соглас...ный

здра...ствуй

напрас...но

серьёз...ный

лес...ница

кос... ный

алмаз... ный

ЗАДАНИЕ НА 13 НЕДЕЛЮ


1. Спиши слова,

разделяя их для

переноса.

телеграмма

комиссия

телефончик

2. Спиши слова,

вставляя пропущенные буквы. Определи склонение

до азбук...

до галочк...

к насып...

без гар...

к стрелк...

для мол одёж...

без туш...

на багаж...

в дорог...

до лошад...

об осей...

на встреч...

для цепочк...

для модел...

о модел...

3. Выбери нужную букву. Вставь окончания.


Б(о,а)л(ь,/)ш(и,ы)е друз(ь,/)я (на)ступил(о,а) (не)нас(т,/)е (из)горн... ущел(ь,/)я р(е,и)бяч(ь,/)и г(о,а)л(о,а)са (по)ви(з,с) (над)пропаст(ь,ъ)ю в(ь,ъ)ёт гн(е,и)здо


п(о,а)л(ь,ъ)ют цв(е,и)ты дыш(и,ы)т свеж(е,и)ст(ь,/)ю п(ь,/)ём м(о,а)л(о,а)ко дубов... полен(ь,/)я (по)д(а,о)рил сынов(ь,ъ)ям ш(и,ы)т(ь,/)ё (на)плат(ь,ъ)е


4. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркни подлежа­щее и сказуемое в каждом предложении. Обозначь части речи.

Ночью прошёл первый снег в воздухе пахнет снегом он мягко хрустит под ногами стройные берёзки окутаны белой пеленой веточки наклони­лись друг к другу и шепчутся таинственно о чём-то земля крыши де­ревья скамьи покрыты снежком кругом мягко бело молодо воздух стал чище и прозрачнее фонари горят ярче.


5. Спиши словосочетания, дописывая окончания.


горяч... молоко син... блузка зимы... утро голуб... шарф кожан... мяч


горяч... выпечка син... платок зимн... узор сладки... пирог чудесн... брошь


горяч... чай

син... косынка зимн... стужа волшебн... сказка домашн... работа

 


Читайте:



Хранениеи использование мастики

Хранениеи использование мастики

Сегодня торты из сахарной мастики становятся все более популярными. Благодаря разнообразию кондитерских инструментов и ингредиентов теперь не...

Как солить хамсу в домашних условиях – пошаговый рецепт с фото

Как солить хамсу в домашних условиях – пошаговый рецепт с фото

Рыбу размораживают и перебирают. Солят только целые ровные тушки, на которых нет повреждений. Прежде чем солить хамсу – ее необходимо вымыть,...

Картошка чернеет после варки – почему и что делать

Картошка чернеет после варки – почему и что делать

Хозяйки, которые покупают овощи в магазине, зачастую интересуются, почему картофель после или при варке покрывается темными пятнами . При этом...

Чистый Четверг: правила, обычаи, приметы

Чистый Четверг: правила, обычаи, приметы

В четверг, собрав своих учеников, Иисус омыл им ноги, чтобы показать, каким безграничным должно быть смирение истинного христианина. Поэтому суть...

feed-image RSS