Главная - База знаний
Значения в структуре сознания. Структура сознания и его основные функции

Анализ сознания предполагает выделение основных компонентов, которые входят в его структуру. Еще Платон, анализируя душу, раскрыл ее внутреннюю структуру, вычленив тройственный состав души: высшая часть – разумное начало, средняя – волевое начало, низшая часть души – чувственное начало. Учение Платона о трехчастном составе души прочно вошло в европейскую традицию.

В структуре сознания на основе психологических исследований можно выделить такие основные компоненты, как рационально-мыслительную, эмоционально-чувственную и волевую сферы .

К. Маркс назвал знание способом существования сознания. Процесс получения знания, познание, обеспечивается мышлением во всех его формах. Но сознание представляет собой не только знание, а единство знания и его переживания, представленное в эмоциях и чувствах. Эмоции и чувства как компонент сознания характеризуются тем, что выражают состояние человека и его отношение к себе, к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, а также его отношение к миру. В структуру сознания входит воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

В структуре сознания могут быть выделены и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

Уровень бессознательного. Бессознательное и подсознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека: ощущениях, восприятии, памяти, мотивации, речи и т.д. Бессознательное находится в постоянном взаимодействии с сознанием.

Уровень сознания представляет вся совокупность психических процессов, в отношении которых осуществляется субъективный контроль, все, что становится для индивида объектом осознания. Можно сказать и так: сознание – это уровень психики человека, на котором он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах.

Уровень сверхсознания . К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий на основе определенных психотехник. На уровне сверхсознания человек способен управлять физиологическими реакциями тела, изменять состояния сознания. Иногда этот уровень называют расширенным сознанием.

Заметим, что выделение различных компонентов в сознании человека обусловлено его сложностью. В сознании нет жестких границ между его уровнями и компонентами. Сознание функционирует как единое целое.

Сознание, являясь собственно человеческой формой психического начала бытия, выполняет ряд важнейших функций.

Первейшей функцией сознания является познание как процесс получения знания о внешнем и внутреннем мире, без которого немыслимо бытие человека. Сознание включено во все познавательные процессы – восприятия, представления, мышления, памяти – и организует их.

Сознание выполняет функцию регулирования поведения и деятельности человека, что предполагает формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.

В сознание человека также включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. К. Маркс писал: "Мое отношение к моей среде есть мое сознание". Отношение человека к знаниям о мире и к самому миру выражается в оценивании их, что составляет аксиологическую функцию сознания.

Без сознания невозможно творчество. Креативная функция сознания заключается в мыслительном конструировании принципиально нового. Творчество представлено в разных видах: изобретательство, художественное творчество, научное творчество и т.д. Сознание может предвосхитить будущее, при этом создается то, что не имело аналога в действительности.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.

Когда говорят о понятии сознания с точки зрения психологии, как правило, подразумевают способность контролировать индивидуумом собственное поведение. То есть, сознательным можно считать действие, выходящее за рамки механизма инстинктов и рефлексов. Например, человек, прежде чем совершить поступок, проводит анализ этого поступка, пропуская его через фильтр собственных убеждений, рациональности, благовидности.

Сущность сознания состоит в способности воспринимать информацию из окружающего мира, осмыслять ее и отражать в виде образов внутри себя самого. Структура сознания многомерна и потому, образы, формирующиеся в нем тоже многомерны. То есть, наблюдая объект внешнего мира, сознание воспринимает, не только форму объекта, но и испытывает эмоции относительно созерцаемого, приятные или неприятные, приходит к умозаключениям, осознает общие принципы явления.

С помощью сознания мы также формируем мировоззрение, определяющее наше отношение к миру и характер взаимодействия с ним.

Важной особенностью сознания является память – способность сохранять и воспроизводить ранее полученную информацию. Без памяти сознание не могло бы создавать идеи и образы и как-либо отражать объективную реальность.

Структура сознания

Работа сознания направлена на познание окружающего мира и обработку поступившей информации. Эти два процесса позволяют сознанию сформировать собственную картину мира и отношение к тому или иному аспекту мироздания. Что бы суметь сформировать целостное понятие о чем-либо, сознание должно обладать многомерной структурой, включающей инструменты восприятия и анализа, память, рычаги воздействия и самовыражения.

В структуре сознания условно, выделяют пять сфер:

  • Интеллект, ядром которого являются знания;
  • Мотивация, основой которой является стремление к внутреннему идеалу — цели;
  • Воля — способность создавать психическое усилие для достижения цели;
  • Эмоции или переживания – субъективные отношения к объективному миру;
  • Самосознание или самоотождествление.

Работа сознания. Процесс и принцип

Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно.

Природа эмоций и большинства желаний – инстинкты, лежащие в подсознании, позволяющие всему миру природы выживать в условиях среды.

Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.

При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.

Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.

В случае если мотивация человека достаточна, его желание может превратиться в цель. И с помощью волевых усилий эта цель может быть достигнута.

Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Самосознание — элемент структуры сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание обращает вектор познания внутрь себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек.

Осознание

Исключительной особенностью сознания человека, по сравнению с другими известными биологическими видами, является его способность осознавать свою способность осознавать. Но не все люди и не всегда осознают. Момент осознания – это момент, когда «Я» вспоминает, кто оно.
Эзотерики называют это состояние «Я Есть». В этом состоянии сознание человека не отождествляет себя ни с одной из своих частей, а только лишь наблюдает свое же присутствие.

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

Масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

Компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

Типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

Его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).


Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

- Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

- Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

- Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

- Рефлексивная . Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

- Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

- Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Свойство Описание свойства
Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).

Структура сознания (психологические характеристики по А. В. Петровским, 1966):

1. Совокупность знаний об окружающем мире.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта (Я) и объекта (не-Я).

3. Обеспечение целенаправленной мыслительной деятельности человека.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Для формирования и проявления всех этих специфических качеств необходимым феноменом выступает язык. Усвоена конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, что соответствует представленным выше его основным характеристикам.

Как важные свойства сознания Г. Конечный и М. Боухал (1983) различают: а) бодрствования (вигілантність) сознания. Оно обусловливается способностью воспринять все явления в окружающей среде, понимать их значение (включать их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители; б) ясность (луцидність) сознания, что характеризует более грубые отклонения, чем вигілантність; в) среди многих свойств сознания не последнюю роль играет ее ориентирующая качество, необходимое для правильного отражения внешнего мира и целесообразного деяния на него (познавательная и активно-творческая стороны сознания).

Сознание, с учетом ее структуры и свойств, может быть представлена в следующей классификации (С. Ю. Головин, 1997).

1. С точки зрения процесса сознание делится на два больших класса:

Процессы непроизвольные, те что происходят вроде бы сами собой;

Произвольные процессы, те, что организуются и направляются самим субъектом.

2. С точки зрения сознания как состояния выделяют:

Сон, рассматриваемый как период отдыха;

Бодрствования, или активное состояние.

3. Сознание ежедневная - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От сознания в широком смысле она отличается тем, что ее основу составляют научные знания, а скорее народная мудрость, которая дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

4. Сознание политическая - отношение человека к общественным институтам (прежде всего институтов власти). Политическое сознание может быть тоталитарным, авторитарным, демократическим и тому подобное.

5. Сознание религиозное - мистическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил.

6. Сознание екстравертована (поверхностная) - в нем осознание внешнего и внутреннего мира изменяются в течение дня.

Же. Годфруа (1992) подробнее раскрывает содержание последнего разновидности сознания, в частности он отмечает, что в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаємовиключаючих уровнях. С одной стороны, она должна быть частью объективного мира, в котором ее "Я" вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень екстравертованої сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, она погружается в объективный мир измененных состояний сознания, из которого исключена всякая связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное "Свое", в котором, по мнению некоторых, реализуется состояние "океанической единства со вселенной".

Безусловно, структура сознания не свидетельствует о какой-то ее раздел. Сознание - это целостное отражение мира, однако уровень ее развития в норме определяется прежде всего устоями общества.

Часто возникает вопрос: вся психическая деятельность человека в каждый определенный момент является вполне осознаваемой? Не всегда. Различают осознанные и неосознанные формы психической деятельности, осознанную и неосознанную мотивацию поступков. Степень и уровни ясности сознания зависят не только от патологических изменений, которые происходят иногда в организме человека, но и от состояния активности человека.

Большое значение в деятельности сознания играет ее поле.

Поле сознания - это область информации, которая осознается в определенном промежутке времени. Такс поле неоднородно, в нем выделяется фокус, периферия и безграничная область, которая переходит в бессознательное. Часть самых сложных наших действий, требующих постоянного контроля, находится в фокусе сознания. Более простые или более отработанные относятся к периферии нашего сознания. Наиболее простые или наиболее усвоенные действия уходят за границу нашего сознания в уровень бессознательного.

Сознание можно правильно понять и адекватно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат развития деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но они нетождественны. Здесь существует определенное единство и взаимозависимость. Единство сознания и деятельности заключается в том, что И) сознание возникает и проявляется в процессе трудовой деятельности, а деятельность формирует сознание; 2) деятельность является формой активности сознания.

Сознание имеет общественную природу, поскольку она возникает и развивается (как в филогенезе, так и в онтогенезе) только в человеческом обществе.

Выделяют несколько уровней общественного сознания, начиная от обыденного, массового и кончая высшими формами теоретического мышления.

Общественное сознание проявляется через язык, науку, искусство, мораль, философию, право независимо от воли и разума отдельных людей. Усвоена конкретным человеком общественное сознание в определенной степени становится ее собственным сознанием. В процессе жития человек пользуется теми богатствами мысли, которые выработало человечество до появления конкретного человека на свет и которые передались ей с помощью языка. Поэтому сознание отдельного человека лишь относительно независима от общественного сознания.

И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух формах: сознания предметной и самосознания. Если результатом первой является знание о мире, то вторая - самосознание - отражает знания человека о самом себе и свои реальные и потенциальные возможности. Таким образом, индивидуальное сознание, направлено наружу, на тот или иной объект, вместе с тем направлена и на внутренний мир самого себя, свой духовный мир. Это, конечно, условное разделение. Однако такие показатели самосознания, как самопознание, самоконтроль и самосовершенствование, является вершиной развития человеческой психики. Следовательно, развитие сознания, как общественного, так и индивидуального, указывает на уровень совершенствования как личности, так и общества в целом. Но чтобы лучше понять понятие "сознание", следует рассмотреть подсознательные явления.

В процессе жизнедеятельности человека мы видим нс лишь проявления осознанных явлений. Бывают такие явления, которых человек не осознает. В само понятие подсознательное обычно включают совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. К ним относятся реакции на раздражители, которые ясно не ощущаются, в частности, автоматизированные действия; сновидения; оговорки, ошибки при написании или слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, связанных с неприятными переживаниями; защитные механизмы (проекция, замещение, вытеснение).

1. Понятие сознания и его функции

2. Сознание по И.Канту

3. Структура сознания

4. Понятие сознания и бессознательного

1. Понятие сознания и его функции

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

    «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

    «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

    Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

    Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

    Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

    Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

    Творчески – креативная, порождающая функция;

    Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

2. Сознание по и.Канту

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, - считал И.Кант, - начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления ». Обеспечить это единство в сфере нашего опыта способно только мышление. И.Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно – конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд пространства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но во всяком понятии скрыт всегда не только различительный признак, но и признак определенного тождества. Тождество (идентичность) и различие всегда и нерасторжимо вместе.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить никакой школой, т.к. школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоваться ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого единственного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют ошибочного применения… Отсутствие способности суждения есть глупость ».

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одно м из них не находит ничего безусловного.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум.

Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.

Сущность – это условие все условий, т.е. то, что мы бы назвали безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего – то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычное незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов.

Развитие разума происходит как в глубь, так и вширь, т.е. путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обуславливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка, и выводится новое суждение. Условием правильности таких суждений является не только истинность или ложность оснований, но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам».

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

 


Читайте:



Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

Мария кожевникова, кто отец Александр кожевников и его возлюбленная юлиана беляева

Только сейчас, неожиданно стало известно о свадьбе 58-летнего хоккеиста Александра Кожевникова (отец Марии Кожевниковой) и 23-летней модели Юлианы...

Электронная библиотека "научное наследие россии"

Электронная библиотека

Ключевые компетентности педагога в системе повышения квалификации Обращение к проблеме построения и реализации модели компетентностного подхода в...

Жизнь китайских легенд о карпе в японии

Жизнь китайских легенд о карпе в японии

«Кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Сегодня мы заканчиваем цикл...

Чубайс Анатолий Борисович: биография, настоящая фамилия (фото)

Чубайс Анатолий Борисович: биография, настоящая фамилия (фото)

В 2018 году, общественность снова заинтересовал вопрос - где в настоящий момент находится Анатолий Борисович Чубайс , и чем он сейчас занимается. В...

feed-image RSS