Главная - Электричество 
Бпк вмф ссср. Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко"

После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы были списаны многие корабли постройки 1960-1970-х годов. Из оставшихся в строю особое место занимают большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (типа «Удалой») — самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России.

Одной из основных задач советского ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками — для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки-охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155.

Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки,чрезвычайно усложнил борьбу с ними.

В результате противолодочным кораблям потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения противолодочных кораблей.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, которого с 1977 года сменил В. Мишин.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новые корабли на старых стапелях. Предыдущее поколение БПК (корабли проекта 1134Б) к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.

Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить на корабле, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. Гидроакустический комплекс «Полином», установленный на новых БПК, обладал значительно большими возможностями по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Титан» и «Титан-2», но цена этих достоинств оказалась высока. Масса комплекса составила около 800 т, а размеры подводного обтекателя (30 м в длину и более пяти в диаметре) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку — в тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей — первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено. Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград). Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 кораблей, восемь из них — на «Янтаре». Последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР. Все эти корабли вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

В настоящий момент в строю осталось восемь БПК, поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

ПРОЕКТ 11551 — БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Вскоре после вступления в строй первых кораблей стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 — комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000. ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2».

Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10 кораблей заложили в 1990 году. Последовавшие события значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го. Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го.

ТИП «УДАЛОЙ»: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей корабля за счет еще одного вертолета, установки второй РЛС и улучшения эксплуатационных характеристик.

Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

КОРПУС

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза.

Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные, для матросов — кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

МГЭУ та же, что и на CKP (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины — либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

По сравнению с паротурбинной (котлотурбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности — у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 — современники и близкие по размерам корабли).

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПОЛИНОМ»

Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» — подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные — в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 — самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

МР760 «Фрегат-МА» — трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» — двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км.

МР212 «Позитив» — РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114»)

ВООРУЖЕНИЕ

УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы — 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы — 21,5 км, скорострельность — 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями надальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр/мин.

«Кинжал» — зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы — 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет.

Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

Возможно вам будет интересно:


Построенный в 1992 году по проекту 1155.1. Проходит службу на Северном флоте под номером 650. Носит имя советского адмирала Чабаненко Андрея Трофимовича.

Задачей корабля является противодействие подводным и надводным силам противника.

История создания БПК

В 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей - слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля.

Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль.

Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него.

Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс».

По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору.

В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев.

Кому корабль обязан своим именем

Большой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы.

Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота.

В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году - бригада.

В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала.

После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом.

В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ.

Государственные испытания

В 1995 году БПК «Адмирал Чабаненко» был выведен на ходовые испытания, сдача которых растянулась на многие годы. Финансовое обеспечение их быстро иссякло, и корабль несколько лет простоял «на приколе» у стенки завода «Янтарь».

Только вмешательство Главкома адмирала Куроедова сдвинуло вопрос с мертвой точки. Сразу были решены вопросы финансирования. Госиспытания были проведены на высшем уровне. Все необходимое поступало в кратчайшие сроки.

Балтийский флот выделил подводную лодку, надводные корабли, авиацию для проверки тактико-технических данных нового БПК. Были проведены все виды стрельб, проверены все системы, в том числе и ПВО проверялась облетом корабля всеми видами самолетов. Вертолеты Ка-27 успешно проверили соответствие взлетно-посадочных площадок нормам.

После благополучно завершившейся эпопеи с госиспытаниями корабль был отправлен на Северный флот для прохождения дальнейшей службы.

Техническое оснащение и характеристики корабля

«Адмирал Чабаненко» - корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с.

Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов.

Стандартное составляет 7700 т, полное - 8900 т.

Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна - 19,5 м.

На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.

Экипаж корабля состоит из 296 человек.

Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155

При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.

Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку. Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».

Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».

Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.

Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».

Вооружение БПК проекта 1155.1

БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность.

Прежде всего это «Водопад-НК» с двумя ракетно-торпедными ПУ - противолодочный комплекс.

Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК. Имеют два типа боевой части: ракета 84Р/РН - глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН - малогабаритную универсальную торпеду.

Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км.

Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника. Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения.

Наведение на цель выполняет ГАК. Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ.

ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс. Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха. Восхищает его универсальность поражения любых воздушных целей, начиная с самолетов и заканчивая управляемыми и неуправляемыми бомбами.

В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф. При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля. Он способен поражать до четырех целей в секторе 60 градусов.

БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик». Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации. Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше.

Комплекс полностью автоматизирован. Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км.

Радиоэлектронное вооружение корабля

Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.

Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.

Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.

Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.

Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».

Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.

Служба на Северном флоте ВМФ России

С момента приемки и по сегодняшний день БПК «Адмирал Чабаненко» охраняет северные морские рубежи России в составе Северного флота под номером 650.

За время службы «Адмирал Чабаненко» показывал на учениях высокую выучку экипажа. Учения проходили не только в составе корабельных соединений России, но и с иностранными кораблями (например, учения «ВЕНРУС-2008).

Неоднократно бывал в зарубежных портах в рамках визита вежливости.

Снова на длительном «приколе»

В настоящее время «Адмирал Чабаненко» проходит ремонт на судоремонтном заводе № 35.

К сожалению, ремонтные работы напоминают времена прохождения кораблем госиспытаний: судостроители называют трехлетний срок выполнения ремонта. То есть в лучшем случае корабль будет снова в строю не ранее 2017 года.

Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота.

Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.

Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.

После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев.

История рождения БПК проекта 1155

Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155.

Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.

Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.

На заметку: Прекрасным примером слабости боевых судов перед лицом угрозы ракетного удара стало потопление британского эсминца «Шеффилд» во время боевых действий у Фолклендских (Мальвинских) островов. Вполне современный корабль Флота Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от попадания ракеты «Эксозет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.

Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.

Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II».

Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»

Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн.

Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь».

На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.

На заметку: На последней стадии разработки проекта, было принято ряд радикальных решений. На фрегатах проекта 1155 должно было базироваться два вертолета. Корабль дополнительно оснащался еще одним из комплексов радиолокационного слежения. Требовалось значительно повысить другие тактико-технические характеристики боевых судов. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Двигательная установка, обладала мощностью 62000 л.с., с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно у корабля должна была увеличиться максимальная скорость хода, до 29 узлов. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстро переходить на формированный режим работы.

В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630.

Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко».

Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами.

Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России

На сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».

В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах.

История создания новейшего русского БПК проекта 1155.1 началась в 70-е годы. Тогда в странах, владеющих «ключами от моря», пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли - слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимала и умы советских конструкторов. Однако ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле. В СССР на стапелях закладывались разнотипные разработки Северного ПКБ: эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155, которые должны были действовать совместно. Создание системы из двух кораблей хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности кораблей проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого вначале ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации корабельных комплексов вооружения.

В 1979 году заместителю главного конструктора эсминца пр. 956 В.П. Мишину предложили возглавить работы по проекту 1155. Головной в этой серии БПК «Удалой» был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора стали прорабатываться вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 году. В чертежах вырисовывался совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличался от «Удалого».

При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками совещания отмечались: отсутствие противокорабельного комплекса, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать многофункциональную модификацию проекта 1155, в максимальной степени учитывающую высказанные на совещании пожелания.

Большой противолодочный корабль пр.1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр.1155. В результате на БПК пр.1155.1 вместо двух 100-мм АУ установили одну спаренную 130-мм АУ, вместо ПЛРК «Метель» - ПКРК «Москит», вместо 533-мм ТА – ПЛРК «Водопад», а вместо РБУ-6000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». Усиления зенитного вооружения удалось достичь за счет замены 30-мм АУ АК-630М на ЗРАК «Кортик». Кроме того, вместо ГАК «Полином» установили более совершенный ГАК «Звезда-2». По архитектуре корпуса и надстроек, а также конструкции главной энергетической установки корабль полностью повторял прототип.

Две счетверенные ПУ КТ-190 ПКРК «Москит-М» установлены в районе носовой надстройки корабля под крыльями ходового мостика (на БПК пр.1155 здесь располагались ПУ ПЛРК «Раструб-Б»). Решение противолодочных задач на БПК пр.1155.1 возложено на ПЛРК «Водопад-НК» с восемью УРТПУ, из которых можно вести стрельбу как ПЛУР, так и обычными торпедами. Оборону корабля от средств нападения с воздуха обеспечивают два ЗРК «Кинжал» и два боевых модуля ЗРАК «Кортик». На БПК пр.1155.1 внедрена единая система управления контуром ПВО.

ГАК «Звезда-2М» имеет активные и пассивные режимы работы. Этот комплекс принадлежит к последнему поколению отечественных ГАК и способен обнаруживать ПЛ, идущие на корабль торпеды, выдавать целеуказание оружию и обеспечивать ЗПС. Приемоизлучающие антенны комплекса расположены в протяженном бульбовом обтекателе торпедообразной формы, который выдается далеко вперед за носовой перпендикуляр. Длина обтекателя, заглубленного ниже основной плоскости примерно на 2м, - около 30 м, а диаметр – более 5 м. Кроме ГАС с антеннами в бульбовом обтекателе, в состав ГАК входит буксируемая ГАС. В походном положении она находится в специальном помещении на корме корабля. Спуск и подъем буксируемого тела осуществляется через кормовой лацпорт с помощью спускоподъемного устройства.

Планировалось серийное строительство этих кораблей в Калининграде на заводе «Янтарь». Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль «Адмирал Чабаненко», который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована. Заложили «Чабаненко» 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Первым командиром БПК был капитан 1-го ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 году. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы - пять директоров завода сменилось за это время.

28 января 1999 года в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» после успешного прохождения государственных испытаний был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее.

Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, перешел на Северный флот. Именно там он будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав все военно-технические достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, «Адмирал Чабаненко» по праву может называться кораблем ХХI века.

Большой противолодочный корабль проекта 61 "Смышленый"

1965 - 1993

15 августа 1965 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1708)
Спущен 22 октября 1966 года и 1 июля 1967 года зачислен в списки кораблей ВМФ
Вступил в строй 27 сентября 1968 года и 21 октября 1968 года включен в состав КСФ.
31 октября по 9 ноября 1971 года нанес визит в Гавану (Куба),
10 по 14 мая 1978 года - в Бордо (Франция) и
25 по 30 мая 1987 года - в Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи).
В 1975 - 1977 годах модернизирован в Ленинграде на заводе имени Жданова по проекту 61-МП

22 февраля 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации

Водоизмещение: полное 4390, стандартное 3400 т; длина 144 м, ширина 15,8 м, осадка 4,6 м.
Мощностъ ГТУ 4х 18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 18 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3500 миль.
Вооружение: 2x2 ПУ ЗРК "Волна", 2x2 76,2-мм АК-726 орудия, 1x5 533-м ТА, 2x12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.


Проект 61-МП:
Водоизмещение: полное 4974, стандартное 4010 т; длина 146,2 м, ширина 15,8 м, осадка 4,84 м.
Мощность ГТУ 4x18 000 л.с.; скорость хода: максимальная 32, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 4000 миль.
Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК П-15М (4 ракеты), 2x2 ПУ ЗРК "Волна" (16 ракет), 2x2 76,2-мм АК-726 и 4x6 30-мм АК-630М орудий,
1x5 533-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25,

Экипаж 320 человек, в том числе 29 офицеров.


Создан 06 сен 2013
 


Читайте:



Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Стадии развития, которые претерпевает рыба для достижения взрослого возраста, делятся на эмбриональный и постэмбриональный периоды. Можно...

Определение биологии как науки

Определение биологии как науки

Биология и история – межпредметные связи Изучение биологии в школе предполагает рассмотрение современных экосистем и – при объяснении хода...

Бланки форм документов по учету основных средств

Бланки форм документов по учету основных средств

Акт списания основных средств – документ служащий основанием для снятие объекта основных средств с учета. Если основное средство принимается на...

Как сделать домашние чипсы

Как сделать домашние чипсы

Похрустеть чипсами за просмотром любимого фильма всей семьей - занятие заманчивое. Главное, не вспоминать, что эта закуска не приносит организму...

feed-image RSS