Главная - База знаний
Источники выделения солнечного света и тепла. Внеурочное занятие по курсу "Мой мир" на тему "Солнце-источник света и тепла"

Солнце источник света и тепла на Земле

Тема :Солнце источник света и тепла на Земле.

Цель урока : формировать представления про солнце и солнечную систему, зависимость существования живой природы от солнечного света и тепла, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ожидаемые результаты : ученики должны иметь представления про значения Солнца для живой природы, понимать, структуру солнечной системы.

Оборудование : предметные картинки по теме урока.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

І Организационный момент

ІІ Актуализация опорних знаний

Доклад синоптиков

Игра «Живое –неживое»

Цель игры: закрепить знаний про живую и неживую природу.

Учитель показывает картинки с изображением разных природных объектов, увидевши неживой объект на картинки учащийся хлопают в ладоши, живой объект сидят молча.

Что относиться к живой природе?

Что относиться к неживой природе?

ІІ Мотивация учебной деятельности

Отгад ывание загадки

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаєш,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(сонце)

А к какой природе относиться солнышко?

Дидактическое упражнение

Цель: определить значение солнца для всего живого на земле.

«Ассоциативный куст»

Составление схемы по ответам учеников на проблемный вопрос:

Как вы думаете, что даёт солнце живой природе?

Примерные ответы детей:

ІІІ Сообщение темы урока

Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы поговорим о Солнце как источнике света и тепла на Земле

І V Восприятие и осознание нового материала

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

    Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?

    А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото «Восход-Закат Солнца».

Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Вопросы для групп:

    Солнце – это планета или звезда?

    Как выглядит Солнце?

    Каковы размеры Солнца?

    Где расположено Солнце в Солнечной системе?

    Какие планеты входят в Солнечную систему?

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все полученные знания обобщаются.

Фото«Солнце».

Солнце – большой огненный шар.

Солнце – звезда.

Солнце – глава Солнечной системы.

Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать солнышко). Вот какую песенку - закличку предлагаю выучить вам

Физминутка

Солнышко-солнышко,

Выгляни в окошко!

Наши детки пляшут,

Солнышку машут,

Лепёшку валяют

Тебя поджидают.

Во двор зовут

Громко песни поют.

V Обобщение и систематизация знаний

Дидактическое упражнение

«Для чего мне нужно солнце»

Между детьми распределяются роли: змея, белка, дерево, цветок, человек.

Каждый из детей от имени своего персонажа рассказывает, какую пользу для них приносит солнце. Остальные ученики могут дополнять ответы.

Начни свой ответ так

Я дерево – благодаря солнечному свету из моих листочков выделяется кислород

Я человек – от солнца я получаю витамин Д.

Представьте, что мы люди разных профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей профессии.

Тексты для обсуждения в группах:

1. Врач тому не нужен,

Кто со мною дружит.

Кожа потемнеет –

Сам поздоровеет. (Солнце лечит)

2. Зреет сочный сладкий плод,

Колосок растет, растет,

Солнце льет потоки света,

Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)

3. Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется,

И даже песенка в пути,

Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)

4. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.

Вывод: Какие добрые дела делает солнышко?

Солнышко освещает, согревает, веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле.

VІ Итог урока

Выберите на столе то солнышко, которое соответствует вашему настроению:

    Если вы много нового узнали, урок интересен – веселое солнышко;

    Ничего нового не узнал – грустное солнышко.

Я хочу, чтобы это маленькое солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни, пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).

Для самых любопытных

Дополнительній дидактический матер иал

Расскрась времена года. Определи какое место занимает солнце в разные времена года.

Около 4,5 миллиардов лет назад не существовало ни каких планет. Вокруг только что родившегося Солнца бурлило темное облако раскалённых газа и пыли. Постепенно облако охладилось, и газ сгустился в миллионы капелек. Эти капли медленно притягивались друг к другу под действием собственной гравитации - так постепенно сформировались планеты Солнечной системы. В солнечную систему входит 9 планет: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера и Меркурий.

Солнце - обыкновенная звезда, каких множество во Вселенной. Оно образовалось из газа, оставшегося после взрыва на этом месте более крупной звезды. Сейчас, в пору своей зрелости, Солнце излучает довольно ровный желтый свет и постоянно даёт Земле тепло. Но оно также испускает смертельно опасные гамма, рентгеновские, инфракрасные, ультрафиолетовые лучи, а также радиоволны. К счастью, атмосфера и магнитное поле Земли надёжно защищает людей от этих вредных излучений.

Солнце - среднего размера звезда диаметром 1 392 000 км. Оно весит немного меньше 2000 триллионов триллионов тонн. На поверхности Солнца температура достигает немыслимой величины в 6000гр., при которой плавится любое вещество. Но ядро Солнца в тысячи раз горячее - более 16 млн. градусов.

Солнечное тепло выделяется в результате ядерных реакций. Внутри Солнца огромное давление заставляет ядра атомов водорода соединяться, образуя атомы гелия. При этом высвобождаются гигантские количества ядерной энергии.

Сейчас Солнце находится в середине своей жизни. Предположительно оно образовалось около 5 млрд. лед назад. Очевидно, оно будет светиться ещё 5 млрд. лет, а затем взорвется так ярко, что сожжет Землю дотла.

Иногда в атмосфере Солнца возникают гигантские образования - эруптивные протуберанцы. Они похожи на арки, вздымающиеся из фотосферы на высоту до половины солнечного радиуса. Наблюдения ясно указывают, что форма протуберанцев определяется силовыми линиями магнитного поля. Еще одно интересное и чрезвычайно активное явление - это солнечные вспышки, мощные выбросы энергии и частиц продолжительностью до двух часов. Порожденный такой солнечной вспышкой поток фотонов достигает Земли со скоростью света за 8 мин, а поток электронов и протонов - за несколько суток. Солнечные вспышки происходят в местах резкого изменения направления магнитного поля, вызванного движением вещества в солнечных пятнах.

Максимум вспышечной активности Солнца обычно наступает за год до максимума пятнообразовательного цикла. Такая предсказуемость очень важна, ибо шквал заряженных частиц, рожденных мощной солнечной вспышкой, может повредить даже наземные средства связи и энергетические сети, не говоря уже о космонавтах и космической технике.

Из плазменной короны Солнца происходит постоянный отток заряженных частиц испускаемый Солнцем со скоростью сотни километров в секунду, называемый солнечным ветром. Магнитное поле Земли защищает людей от него, но у полюсов он взаимодействует с атмосферой, вызывая северное сияние и зарницы.

Солнечная система, система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеорные тела, космическая пыль), двигающихся в области преобладающего гравитационного влияния Солнца. Наблюдаемые размеры Солнечная система определяются орбитой Плутона. Однако сфера, в пределах которой возможно устойчивое движение небесных тел вокруг Солнца, простирается почти до ближайших звёзд. Информацию о далёкой внешней области Солнечная система получают при наблюдениях приближающихся к Солнцу долгопериодических комет и при изучении космической пыли, заполняющей всю Солнечная система Общая структура Солнечная система была раскрыта Н. Коперником (середина 16 в.), который обосновал представление о движении Земли и др. планет вокруг Солнца. Гелиоцентрическая система Коперника впервые дала возможность определить относительные расстояния планет от Солнца, а следовательно, и от Земли. И. Кеплер открыл (начало 17 в.) законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал (конец 17 в.) закон всемирного тяготения. Эти законы легли в основу небесной механики, исследующей движение тел Солнечная система Изучение физических характеристик космических тел, входящих в Солнечная система, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем телескопа: в 1609 Галилей впервые направил изготовленный им маленький телескоп на Луну, Венеру, Юпитер и Сатурн и сделал ряд поразительных для его эпохи открытий. Наблюдая солнечные пятна, Галилей обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.

По физическим характеристикам большие планеты разделяются на внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешние планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Физические характеристики Плутона качественно отличны от характеристик планет-гигантов, и потому он не может быть отнесён к их числу. Обширная программа наблюдений, выполненная в 1963 американским астрономом К. Томбо для поиска планет, находящихся за пределами орбиты Плутона, не дала положительных результатов. В табл. приведены оскулирующие элементы больших планет (по Остервинтеру и Когену, США, 1972). Орбиты больших планет мало наклонены друг к другу и к фундаментальной плоскости Солнечная система (т. н. Лапласа неизменяемой плоскости).

На данный момент изучение Солнечной системы продолжается и неизвестно какие сюрпризы оно нам принесет в дальнейшем.

Коммунальное государственное учреждение:

«Школы-гимназии №1 имени М. Горького»

Проектная работа на тему:

«Солнце- источник света и тепла»

Выполнил ученик 4 «А» класса: Назаров Д.

Руководитель: Кенжебекова Л.Т.

2016-2017 учебный год

Формирование Солнечной системы

Солнечная система сформировалась приблизительно 5 миллиардов лет назад в результате сжатия газово-пылевого облака, размеры её весьма внушительны: диаметр орбиты самой дальней карликовой планеты Плутон составляет 15 триллионов километров, световой луч преодолевает их за 11 часов. А между тем солнечная система составляет лишь очень малую часть нашей Галактики - млечного Пути, чей диаметр около 100 тысяч световых лет. Мы, земляне, живём практически на полпути от центра Галактики до её края - 27 тысяч световых лет в обе стороны.

Что такое Солнце?

Cолнце - единственная звезда и центральное тело солнечной системы - вращается вокруг галактического центра со скоростью 220 км/с и совершает полный оборот за 226 миллионов лет - столько времени длится галактический год. По сравнению с земным годом - 365 дней размеры Галактики представляются просто грандиозными. Солнце – это небесное тело – источник света, тепла и жизни на Земле.

По своей структуре Солнце представляет собой огромный газовый шар, внутри и на поверхности которого уже на протяжении миллиардов лет сохраняется предельно высокая температура. На Солнце постоянно происходит процесс преобразования водорода в гелий.

Этот процесс ученые называют термоядерной реакцией. Водород составляет 74% от массы солнечного ядра, гелий – 25% от этой массы. При преобразовании одного химического элемента в другой частички водорода объединяются в более тяжелые частички, и одновременно высвобождается большое количество энергии в виде тепла и света.

Из-за высокой температуры частицы газов на Солнце – ядра атомов и свободные электроны – движутся с сумасшедшей скоростью. В каждом ядре атома есть частицы, называемые протонами и нейтронами. Протоны имеют положительный электрический заряд, нейтроны же заряда не имеют. Атомы различных элементов отличают друг от друга по количеству протонов и нейтронов, которые служат своеобразными «кирпичиками» для построения. В каждом ядре атома водорода содержится один протон, в атоме гелия – два протона и два нейтрона.

Когда четыре ядра водорода соединяются вместе, они образуют одно ядро гелия, фотоны и прочие мелкие частицы. Именно фотоны и представляют собой свет, разлетающийся во все стороны. По подсчетам ученых, каждую секунду в солнечном ядре в лучистую энергию превращается около четырех миллионов тонн вещества. Эта энергия рассеивается в космосе и достигает Земли. Стоит отметить, что вблизи солнечного ядра температура составляет около 14-ти миллионов градусов, а мощность излучения, доходящего до нашей планеты, составляет приблизительно 1000 ватт на квадратный метр поверхности.

Гелиоцентрическая система Коперника

Солнце по-гречески называется Гелиос. Греки считали, что Гелиос живёт на востоке в прекрасном дворце, окружённом временами года - летом, зимой, весной и осенью. Когда утром Гелиос выезжает из своего дворца, звёзды гаснут, ночь сменяется днём. Звёзды вновь появляются на небе, когда вечером Гелиос исчезает на западе, где он пересаживается из колесницы в прекрасную лодку и переплывает море к месту восхода.

В Древней Руси тоже поклонялись богу Солнца. Его называли Ярило и в честь него каждый год весной устраивали празднества и гулянья.

На протяжении очень долгого времени люди считали, что в центре Вселенной покоится неподвижная Земля, а вокруг неё движутся все небесные тела, включая Солнце. (Такая модель называется геоцентрической: греческое слово «geo» означает «Земля».) У астрономов возникала масса трудностей в изучении движения звёзд и планет. Получалось, что они движутся по замысловатым траекториям, выделывая сложные петли и зигзаги.

Но вот, наконец, в XVI веке польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. В её основе лежали следующие утверждения:

1) в центре мира находится не Земля, а Солнце;

2) Земля вращается вокруг своей оси;

3) Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности.

С открытием Коперника всё встало на свои места: стало понятно, как движутся планеты вокруг Солнца, и нашло объяснение видимое движение Солнца среди звёзд. Солнце удерживает своим притяжением планеты и их спутники, астероиды, метеориты и прочие тела, которые вращаются вокруг него в одном направлении по эллиптическим орбитам. Самой большой угловой скоростью обладает ближайшая к Солнцу планета Меркурий - она совершает полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток; самая удалённая планета Нептун - за 165 лет. Между ними расположились Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран. Плутон, открытый в 1930 году, считался планетой до 24 августа 2006 года. В тот день на основании результатов последних исследований Международный астрономический союз лишил его этого статуса.

Почему Солнце светит и греет

Солнце находится на расстоянии 150 миллионов километров от Земли. Несмотря на такую в буквальном смысле слова космическую дистанцию, все жизненно важные процессы на нашей планете зависят именно от Солнца.

Мы бы не могли существовать, если бы Солнце вдруг перестало светить и греть. Наша планета стала бы холодной и мертвой. На Земле стало бы так холодно, что замёрзла бы не только вода в реках, морях и океанах, но даже и воздух, которым дышат люди, животные и растения. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, влияет на погоду и климат, участвует в фотосинтезе.

А светит и греет Солнце потому, что оно очень горячее: у поверхности - почти 6 тысяч градусов, а в центре - 15 миллионов градусов. При такой температуре железо и другие металлы не просто плавятся, а превращаются в раскалённые газы. Значит, Солнце - огромный, массивный шар, состоящий из раскалённого газа. На самом деле, на Солнце не могут существовать даже крохотные частички - атомы, из которых вообще состоит всё живое и неживое в природе. Атомы, очень прочные на Земле, на Солнце расщепляются на ещё более мелкие частицы. Каждую секунду в энергию превращается 4,26 миллиона тонн солнечного вещества, но это ничтожное количество по сравнению с массой Солнца. Даже на огромном расстоянии Солнце может растопить льды, поднять температуру воды в реках и морях, согреть или остудить Землю - оно может всё!

Каким же образом внутри Солнца всё время поддерживается температура в миллионы градусов? Это очень сложный и важный вопрос, над которым долго размышляли многие астрономы и физики. Сейчас почти все они не сомневаются в том, что в центральной части Солнца идут термоядерные реакции, в результате которых водород превращается в гелий. Причём плотность вещества там в 150 раз больше плотности воды и в 7 раз больше плотности самого тяжёлого металла на Земле - осмия. Такой необыкновенный «костёр» пылает внутри Солнца миллиарды лет. И пока он там пылает, Солнце будет посылать свет и тепло каждому из нас и всему живому на Земле. Многие задаются вопросом: что произойдет, когда потухнет Солнце? Ученые отвечают: в скором будущем такого поворота опасаться не стоит. Солнце может потухнуть только после того, как растратит весь имеющийся на нем водород, и процесс его трансформации в гелий прекратится. Но за все время существования Солнечной системы в гелий превратилось меньше половины имеющегося на Солнце водорода. А значит, Солнце будет светить и греть еще очень долго.

Наблюдения людей за Солнцем

Первым астрономическим инструментом для наблюдений за Солнцем была обыкновенная палка. Ею пользовались когда-то древние астрономы. Палка - инструмент, конечно, очень простой, но если воткнуть её вертикально в землю, то можно наблюдать за тенью, которую она отбрасывает, когда освещается Солнцем. В астрономии её называют «гномон». Чем выше поднимается Солнце, тем короче тень от гномона. Самая короткая тень бывает в полдень, когда Солнце находится на юге, в наиболее высокой точке своего пути.

Люди придумали разные способы, с помощью которых можно определить расстояние до небесных тел - Луны, Солнца, звёзд. Для этого потребовались и математика, и очень точные измерительные приборы, и многое другое. Но самым главным помощником в определении расстояния до звёзд и планет стал световой луч. Проворнее луча нет ничего, только он может за одну секунду пролететь целых 300 тысяч километров. Например, световой луч от Солнца достигает Земли за 8 минут 20 секунд и пролетает за это время почти 150 миллионов километров - именно на таком расстоянии от Солнца находится наша Земля. +Вообразить себе 150 миллионов километров очень трудно, в обычной жизни людям с такими расстояниями не приходится иметь дело. Если человек отправляется из Москвы в Санкт-Петербург, ему предстоит проехать или пролететь всего около 700 километров. Тысячи километров отделяют Москву от Владивостока. Десятки тысяч километров потребуется преодолеть, чтобы совершить кругосветное путешествие. Конечно, быстрее всех Землю облетали космонавты. Например, Юрий Алексеевич Гагарин - первый в мире космонавт - облетел Землю за 108 минут с первой космической скоростью - 8 км/с. А до Солнца даже при второй космической скорости - 11,2 км/с - пришлось бы лететь несколько месяцев.

Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что оно очень большое. С чем же сравнить Солнце, чтобы понять, как оно велико? Наверное, лучше всего - с Землёй, на которой мы живём. Попробуем вообразить себе большущий пустой шар такой величины, как Солнце, и много «маленьких» шариков размером с Землю. Сколько же «маленьких» шариков поместится в одном большом? Оказывается, 1 миллион 300 тысяч! Диаметр Земли - 12 756,2 километра, а Солнца - в 109 тысяч раз больше. В Солнце сосредоточено около 99,8 процента массы всех тел Солнечной системы, вместе взятых, - это приблизительно 2 1027 тонн.

Почему происходят затмения Солнца

Нам часто приходится наблюдать, как в ясный солнечный день тень от облака, подгоняемого ветром, пробегает по Земле и достигает того места, где мы находимся. Облако скрывает Солнце. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает его от нас. +Наша планета Земля вращается в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг Солнца и за год делает полный оборот. Луна - спутник нашей Земли - движется вокруг Земли и полный оборот совершает за 27,3 суток. Взаимное расположение всех трех небесных тел все время меняется. При своем движении вокруг Земли Луна оказывается между Землей и Солнцем. Луна - темный непрозрачный твердый шар, она, словно громадная заслонка, закрывает собой Солнце.

Солнечное затмение может наступить только во время новолуния, когда Луна обращена к Земле темной неосвещенной стороной. Луна, по сравнению с Солнцем, ближе к нам почти в 400 раз, и в то же время ее диаметр меньше диаметра Солнца также приблизительно в 400 раз. Поэтому видимые размеры Солнца и Луны почти одинаковые, и Луна, таким образом, может закрыть Солнце.

Расстояния Солнца и Луны от Земли не остаются постоянными, а слегка изменяются, так как орбиты Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли не окружности, а эллипсы. В связи с этим солнечные затмения бывают полными, когда Луна целиком закрывает Солнце, или кольцеобразными, когда Луна от Земли в наибольшем удалении и лунный диск меньше солнечного. Если Луна проходит не посередине Солнца, а по краю, говорят, что это частичное затмение.

Тень, которую Луна отбрасывает на Землю, движется по поверхности Земли со скоростью 1 км/с, т.е. быстрее ружейной пули. Поперечник теневого пятна менее 270 км. +Полоса солнечного затмения очень мала по сравнению с площадью поверхности Земли, Вокруг пятна тени располагается область полутени, она значительно больше (6-7 тыс. км). Здесь наблюдается частичное затмение.

из Википедии, фото из интернета

Планирование урока для 4_ класса Познание мира (предмет) Дата:_______________________ № урока________30_____________ Тема урока Солнце­источник света и тепла. ОБЖ «Историческая справка о пожарной охране» Триединая цель Образовательная: сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды ­ источника света и тепла. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную. Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать. Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к предмету, любовь к Родине, к природе, Тип урока: □ комбинированный. Методы обучения: □ Словесный ­ объяснительно­иллюстративный Оборудование: схема Солнечной системы, видеосюжеты о Солнце. Новые понятия, термины: Межпредметная связь: литература, математика, Ход урока: I. Организационный момент Прозвенел уже звонок Пригласил нас на урок. II. Ориентировочно­мотивационный этап Сообщение темы и цели урока. III. Актуализация знаний и практических и умственных умений Проверка Д\з Повторение пройденного материала. Тест. 1. Солнце ­ это: а) планета; б) звезда; в) космический спутник. 2. Земля ­ это: а) планета; б) звезда; в) космический спутник. 3. Земля по своим размерам: а) больше Солнца; б) меньше Солнца; в) такая же, как Солнце. 4. В Солнечную систему входят: а) 3 планеты; б) 4 планеты; в) 7 планет. Ключ: 1­6; 2­а; З­б; 4­в.

Оформление тетради: погода, тема Вводная беседа ­ Что вы можете сказать о Солнце? Ответ: Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит, это небесное тело. ­ Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? Ответ: Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу. Еще в глубокой древности люди понимали это и почитали Солнце. Наблюдая за Солнцем, люди придумали очень много загадок, пословиц, поговорок. ­ Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце) ­ Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце) IV. Операционно­исполнительский этап ­ Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле.) Работа в парах. ­ Используя текст, впиши недостающие данные: Солнце ­ ближайшая к Земле... (звезда). (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму... (шара). Диаметр Солнца в... (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца­ ... (150миллионов) километров. Это огромное... ­ Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце. V. Первичная проверка знаний ­ Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Показ видеосюжета «Земля». VI. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков ­ Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара.) Космонавты с любовью называют Землю голубая планета. А почему она такая голубая? (На Земле много воды.) ­ На Земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку ­ атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. ­ Что еще вы можете сказать о планете Земля? (По размеру это небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера.) ­ Обратите внимание: Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Луна) ­ А почему Землю еще называют планета­сад? (Потому что на ней растут растения.) ­ И еще потому что на Земле есть жизнь благодаря Солнцу. Человек всегда стремился использовать солнечный свет и тепло, без которых невозможна была бы жизнь на планете Земля. (Эта мысль проходит через весь урок.) ОБЖ «Историческая справка о пожарной охране» История человечества непрерывно связана с огнем. Для людей огонь на протяжении столетий был главным благодетелем и одним из самых опасных врагов. В огненных вихрях горели леса, деревни, города, гибли люди и животные. И уже в Древней Греции и Риме существовали специальные команды состоявшие, как правило, из рабов и вольноотпущенников, в обязанности которых входило тушение пожаров. К античным временам восходит и появление первого пожарного насоса (или водоливной пожарной трубы), изобретенного александрийским ученым Ктесибеем, жившем в 1­2 в. до нашей эры. законодательную силу борьбе с бытовыми пожарами, признавая их наиболее распространенными. В судебнике Ивана III (1497 г.) записано: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнью», Позднее, в 1504 г., вышли противопожарные правила, которые предписывали: не топить летом избы и бань без крайней на то необходимости не держать по вечерам в домах

огня (лучины, лампады, свечи), все пожароопасные производства (кузнечные, гончарные, ружейные, стеклодувные и др.) и должны размещаться вдалеке от строений. Фактически при Иване III оформились и основные направления пожарного дела – предупреждение и тушение пожаров. Описание пожарной работы:«Каждый пожарный герой, всю жизнь на войне каждую минуту рискует головой, а тогда в особенности: полазь­ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое­то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжее – огромные сапожища, на железных гвоздях, для точности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда, ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасательной лестницы, половина тела жмется к стене, а другая висит над бездной… Топорники, каски которых сверкают сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненный тартарары. А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким­нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его. Трудно зимой, но не выносимо летом, когда пожары часты. VII. Контроль и учет знаний Тест Письменно: ­ Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? ­ Как люди используют солнечную энергию? VIII. Здоровьесберегающие технологии IX. Домашнее задание Стр вопрос № Рефлексивно­оценочный этап Что понравилось? Оценка

 


Читайте:



Бросить себе вызов. Брось себе вызов

Бросить себе вызов. Брось себе вызов

У меня есть одна чудесная привычка: то и дело разозлиться и бросить себе вызов. Честно говоря, не знаю, как часто я это делаю, но подозреваю, что...

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Реально ли сдать егэ выпускнику прошлых лет

Каждый год среди школьников наиболее обсуждаемыми являются вопросы, связанные с будущими изменениями правил организации единого государственного...

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Показатель pH и его влияние на качество питьевой воды. Что такое pH? pH («potentia hydrogeni» - сила водорода, или «pondus hydrogenii» - вес...

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Имя Надежда заимствовано из старославянского языка. Это имя пришло на Русь с православием и, в отличие от большинства других имен, получило...

feed-image RSS