Главная - Электрооборудование
Какие люди изменили ход истории. Роль личности в глобальном процессе управления определяющем ход истории

#историяроссии #история #общество #личность #социология #наука

История представляет собой сложный процесс взаимодействия огромного количества людей в какое-то историческое время на определенном географическом пространстве . Поэтому история - это не безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, участие в котором принимают не только большие массы людей, но и отдельные выдающиеся личности, оказавшие влияние на ход истории, благодаря своей яркости и индивидуальности.

Исходя из этого, одним из важнейших аспектов изучения истории является раскрытие роли личности, ее характера и влияния на ход исторического процесса. Проблема роли личности в истории раскрывается в работах французских социологов XIX века Г. Лебона и Г. Тарда.

Оба исследователя изучали психологию масс и сущность лидера в толпе. Согласно Г. Лебону, толпы не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе, то есть не являются движущей силой истории. Отсюда, делался вывод о том, что толпой руководят определенные личности - вожди, религиозные деятели, политики, которые стоят у истоков исторических перемен.

Оба социолога признавали существование руководителя толпы, но в отличие от Г. Лебона, у Г. Тарда роль вождя более значима. Если у первого вождь обладает сильной волей, смелостью и низкими интеллектуальными способностями, то по Г. Тарду вождь способен на оригинальные и экстраординарные поступки, которые привлекут к нему толпу. Лидер есть изобретатель, над которым властвует идея, дающая ему превосходство над остальными. Г. Лебон говорит о том, что главным видом влияния лидера является обаяние, а Г. Тард при этом выделяет четыре вида влияния: железная воля; орлиная острота взора и сильная вера; могучее воображение и неукротимая гордость. Общее, что объединяет эти теории, заключается в понимании того, что вождь воздействует на толпы и наиболее характерной чертой вождя является «безумство веры».

Таким образом, вождь - хозяин толпы, а хозяин хозяина - это безумная вера в некую фантастическую идею. Продолжателем идей Г. Тарда в вопросе о роли личности в истории являлся Н. К. Михайловский. В своей работе «Герои и толпа» он формулирует новую теорию и показывает, что под личностью можно понимать любую личность, которая волей случая оказалась в определенной ситуации во главе массы. Смысл идей Н.К. Михайловского состоит в том, что личность вне зависимости от ее качеств в определенные моменты может резко усилить своими эмоциональными или иными действиями толпу, отчего все действия приобретает особую силу.

Словом, роль личности зависит от того, насколько ее психологическое воздействие усиливается восприятием масс. Из идеи теории героев и толпы Н.К. Михайловского исходили работы Н.И. Кареева по проблеме взаимодействия личности и социальной среды. Их отношения характеризовались социологом в известном смысле как противоборство, в котором личность стремилась к самоопределению, а среда - к ее ассимиляции. Личности, по Н.И. Карееву, являются творцами культуры, и, если бы человек зависел только от среды, люди никогда не смогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций .

Величие выдающейся личности, указывал социолог, заключается, прежде всего, в том, что она понимает, как двигать массы в нужном направлении, придавать необходимое ускорение и силу их действиям. Он утверждал, что преимущественно двигают общество «личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения», выражая назревшие потребности. Итак, личности управляют обществом, а значит, оказывают влияние на ход исторического процесса. По Г. Тарду и Г. Лебону сила влияния на общество зависит от качеств личности. В противовес выступает мнение Н.К. Михайловского, который утверждает, что вне зависимости от качеств личности, ее роль в истории тем значительнее, чем шире восприятие масс к психологическим воздействиям со стороны личности.

Общим является понимание того, что личности занимают значительную роль в истории. Какие факторы оказывают влияние на становление личности? В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, при этом наследственность и воспитание играют роль «случайных» факторов для истории . Вне связей с обществом нет личности, поэтому решающую роль в формирование личности и его качеств играет социальная среда.

Социальная среда в широком смысле представляет собой общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру общества на данной ступени исторического развития; в узком смысле она включает в себя непосредственное социальное окружение человека (семья, трудовой коллектив, учебный коллектив и т.д.). Вся эта сложная система социальной среды постепенно формирует определенный тип личности: она представляет индивиду свои нормы, ценности и традиции, а также контролирует его поведение. Благодаря социальной включенности и усвоению ценностей среды индивид получает возможность стать самобытным субъектом истории, творческой силой исторического процесса.

Люди никогда не живут изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны между собой. Результатом процесса их взаимодействия являются различные общественные отношения, которые играют первостепенную роль в формировании человека как личности. Личность и общество не противопоставляются друг другу, а выступают взаимосвязанными сущностями. Как справедливо отмечал К. Маркс, «… как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» .

Личность выступает не только как продукт общества, но является действующим лицом истории (в качестве субъекта общества). Социальная среда, общество оказывают значительное влияние на формирование личности, ее роли в истории. Также роль личности зависит и от сложности протекания исторических процессов. Многие исследователи выделяют в развитии истории революционные и эволюционные формы. Революционный путь развития предполагает резкий, скачкообразный переход к новому общественно - политическому устройству. Перед обществом встают сложные задачи определения пути общественного развития, выбора средств для достижения поставленных целей. Грандиозность, масштабность проблем, встающих перед обществом, требует таких же неординарных решений и плодотворной деятельности со стороны личности.

Поэтому именно данная форма исторического развития представляет возможность широко раскрыться личности, ярко проявить себя. При эволюционной форме исторического процесса общество не претерпевает социальных потрясений, развиваясь постепенно. Основная характеристика данного развития заключается в том, что в этот период исторического времени ведущие социальные общности гармонически взаимодействуют друг с другом. Роль личности при этом связано с разрешением менее острых проблем общественного развития. Отличие этих форм исторического процесса заключается в том, что каждый из них требует определенного типа личности, которому предстоит разрешать сложившиеся общественные проблемы. Эволюционная и революционная формы выдвигают разного рода и типа задачи, при этом возможность воздействия исторического деятеля на ход событий тем больше, чем правильнее, точнее понимает он условия, необходимые для их разрешения. Отсюда следует, что личность играет активную роль в истории, являясь ее субъектом.

Отдельно стоит затронуть вопрос о роли выдающейся личности в истории. Для разрешения задач общественного развития возникает потребность в вождях, лидерах, которые призваны возглавить движение народных масс и разрешить существующие проблемы. Удовлетворить подобную общественную потребность может не всякий, а лишь тот, кто обладает особыми социальными качествами, которые выделяют его из других людей. Выдающаяся личность должна обладать талантом, гениальностью, особым дарованием. Историческая личность накладывает определенный отпечаток на общественный прогресс, во главе которого стоит. Выдающиеся личности разным образом влияли на ход исторического развития.

Следует обратить внимание, что деятельность выдающихся личностей не всегда может быть оценена однозначно - позитивно или негативно. Чаще всего личности на одних этапах ускоряют ход истории, а на других - тормозят. Роль человека в истории может рассматриваться в различных форматах, в частности, с социологической и педагогической точек зрения.

Социологический взгляд на проблему базируется на понимании соотношения объективного исторического процесса и человеческого индивида как субъекта этого процесса . При этом появление выдающихся личностей определяется историческими условиями, их деятельность не нарушает закономерности исторического процесса, а сама подчинена этой закономерности . Исторический процесс может трактоваться как результат деятельности каждого индивида, совокупности всех индивидов.

Знание «действительных людей» каждой эпохи помогает понять как саму эпоху, так и роль в ней человека. Изучение истории помогает осознать не только сам исторический процесс, но и возможности субъекта социальной действительности. При этом отметим, что осознание роли человека в истории - не самоцель, а средство формирования исторического сознания. Понимание роли человека как субъекта истории связано не только с уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и с самовосприятием на фоне социальной действительности. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в мире. Ретроспективное изучение человека неизбежно ведет и к пониманию перспективы. Чем шире границы ретроспекции, тем глубже проникновение в сущность общественного развития.

Историческое сознание связано не только с прошлым, но и с современностью, и с будущим. Связь с современностью проявляется двояко: с одной стороны, оно обусловливает взгляды на современность, служит орудием познания, а с другой - сама современность, проблемы различных социальных групп и индивидов определяют характер складывающегося у них исторического сознания. Это происходит в силу того, что люди воспринимают исторические факты избирательно, отталкиваясь от общего умонастроения и от социальных интересов. К примеру, в годы Великой Отечественной войны было популярно изучение таких личностей, как Александр Невский и Дмитрий Донской. Они виделись через призму происходивших тогда событий, и именно обстоятельства военного времени определили интерес к данным историческим деятелям.

Из вышесказанного вытекает необходимость изменений в методике обучения истории, в содержании исторического образования вопроса о роли личности в истории, функции и возможности субъекта исторического процесса. Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса, на уроках необходимо показать исторического персонажа как представителя его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств.

Личность занимает значительное место в историческом процессе и играет активную роль в ней. Поэтому изучение ее жизни и деятельности должно являться неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. При изучении личности главное - всесторонняя оценка ее жизни и деятельности с рассмотрением анализа внутренних и внешних черт. Для того, чтобы работа с личностями стала плодотворной, она должна носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Литература

1. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. - М.:Просвещение, 1972. - 351 с.

3. Лернер И.Я. О роли человека в истории / И.Я. Лернер // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 2. - C. 138-142.

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

5. Логинов В.Е. Роль личности в истории: анализ философских концепций / В.Е. Логинов // Метаморфозы истории. - 1997. - № 1. - C. 197-207.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.

Вам когда-нибудь приходилось совершать какие-либо действия, которые оборачивали ситуацию на корню и Вы чувствовали себя так, будто только что бросили вызов самой судьбе и победили ее? Но, несмотря на все итоги, Ваш поступок мог быть решительным лишь в какой-то небольшой обстановке и никак не мог повлиять на общество и, тем более, весь мир. Хотя, были в истории те, кто смог перевернуть ее ход и заставить идти по своему сценарию.

К Вашему взору представляется список 10 выдающихся личностей, которые своими поступками смогли изменить целый мир и историю настолько, что последствия их деяний мы видим до сих пор. Это не топ и даже не сравнительная статья, исторические личности расположены по датам их жизни и деяний.

Евклид, отец математики

Цифры, сложение, деление, десятки, дробь – к чему относятся эти слова? Правильно, к математике! Невозможно представить современный мир без множества расчетов, ведь мы, как минимум, вынуждены считать деньги, затраченные на покупку продуктов в магазине. Но ведь были времена, когда даже не было понятия “единицы” в умах людей. Откуда же пошла эта великая наука под названием “математика”? Евклид – основоположник этой науки и ее основатель. Именно он подарил миру математику в том виде, в котором мы ее видим. “Евклидова геометрия” бралась за основу у античных, а после и у средневековых ученых как образец математических расчетов.

Аттила, король гуннов


Великий король гуннов оставил заметный след в истории. Если бы не он, Западная Римская Империя могла развалиться раньше. Нашествие Аттилы в Галлию и его встреча с Папой Римским оставили богатый след в католической литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бичом Божьим, а само вторжение гуннов расценили как наказание за недостаточное служение Богу. Все это, так или иначе, отобразилось на последующем развитии Европы.

Император степей Чингисхан.

Стоило европейцам оправиться после нашествий гуннов, как над Европой вновь повисла угроза со стороны кочевников. Огромная орда, стирающая целые города с лица земли. Враг, с которым одновременно дрались и немецкие наемники, и самураи Японии. Речь идет о монголах, ведомых правителями династии Чингизидов, а основатель этой династии Чингисхан.

Империя Чингизидов является самой огромной континентальной империей за всю историю человечества. Европейские правители объединялись перед лицом опасности монголов, а завоеванные народы создавали свою уникальную культуру от влияния завоевателей. Одним из таких народов являлись русские. Они освободятся от власти Орды и образуют государство, которое, в свою очередь, тоже изменит историю.

Первооткрыватель Колумб

Все в современном мире, так или иначе, связано с Америкой. Именно в Америке появилась первая колониальная держава, в которой проживало не коренное население, а колонисты. А о самом вкладе США в мировую историю можно говорить очень долго. Но ведь Америка не просто так появилась на картах. Кто же ее открыл для всего мира? Имя Христофора Колумба связано с открытием этой земли для всего мира.

Гений Леонардо Да Винчи


Мона Лиза – картина, известная во всем мире. Ее автор Леонардо Да Винчи, деятель эпохи Возрождения, изобретатель, скульптор, художник, философ, биолог и писатель, таких в его время называли гениями. Великий человек с великим наследием.

Влияние Да Винчи на искусство и науку огромно. Являясь самым выдающимся деятелем эпохи Возрождения, он внес огромный вклад в искусство последующих поколений. На основе его изобретений придумали новые, часть из которых служит нам и сейчас. Его открытия в анатомии изменили понятие биологии на корню, ведь он был тем из немногих, кто, несмотря на запрет церкви, вскрывал и обследовал трупы.

Реформатор Мартин Лютер


В XVI веке это имя вызывало самые контрастные эмоции. Мартин Лютер – основатель Реформации – движения против власти Папы. Образование новой конфессии, поддерживаемой массами, уже дело крупное, способное изменить мир. А когда эта конфессия образована из другой сепаратистским образом, то тут и до войны недалеко. Европу захлестнула волна религиозных войн, продолжавшихся более века. Самым крупным конфликтом стала Тридцатилетняя война, одна из самых кровопролитных войн в истории. Не стоит забывать про то, что, несмотря на конец всех войн за религию, религиозные различия еще сильнее разъединили Европу. Протестантство стало государственной религией в некоторых странах и даже является таковой в немногих из них до сих пор.

Наполеон I Бонапарт, император Франции

“Через тернии к звездам”. Эта цитата идеально описывает этого человека. Начиная свой путь обычным корсиканским мальчишкой, Наполеон стал императором Франции и взбудоражил все европейские державы, не видавших таких людей уже сотни лет.

Имя императора-полководца было известно каждому европейцу. Такой человек не мог бесследно исчезнуть со страниц истории. Его военные успехи станут примером для множества полководцев, а его личность будут приравнивать к Богу. Ведомый своей “путеводной звездой”, Бонапарт изменил мир так, как ему хотелось.

Вождь революции Владимир Ильич Ленин


Каждый гражданин России когда-нибудь слышал о “Великой Октябрьской революции” – событии, положившем началу становления новой державы. Владимир Ильич Ленин создал самое первое в мире социалистическое государство, которое в будущем окажет огромное влияние на мировую историю.

Великая Октябрьская революция считается самым знаменательным событием во всем мире и по сей день, ведь она доказала, что учреждение коммунистического государства возможно. Советский Союз, пришедший на смену Российской Империи, изменил мир по такому сценарию, который многие даже представить не могли.

Основоположник современной физики Альберт Эйнштейн


1933: German-Swiss-American mathematical physicist Albert Einstein (1879 — 1955). (Photo by Keystone/Getty Images)

Имя Альберта Эйнштейна известно даже тем, кто в физике толком ничего не понимает. Оно и понятно: само его имя является нарицательным. Создатель известнейшей теории относительности и бесчисленного количества работ, Альберт Эйнштейн изменил само понятие слова “физика”.

Всеобщая теория относительности вызвала ажиотаж среди ученых, а ведь она была не единственным трудом этого ученого. Все прижившиеся научные теории и мнения были буквально стерты в порошок всего лишь одним человеком. Современная физика все еще стоит на утверждениях Альберта Эйнштейна и, возможно, будет стоять еще не одну сотню лет.

Адольф Гитлер

Вторая Мировая война является самым кровавым конфликтом за всю историю человечества. Более 70 миллионов людей лишились жизни, а еще больше жизней было сломано. Всем известно имя того, из-за кого началась эта война. Адольф Гитлер – лидер НСДАП, основатель Третьего Рейха, человек, чье имя неразрывно связано с понятиями холокост и Вторая Мировая война.

Как бы все ненавидели Гитлера, его влияние на мировую историю признано и неоспоримо, ведь итоги Второй Мировой все еще эхом проносятся по нашему миру, иногда вскрывая разные подробности. Если говорить конкретнее и проще, то именно из-за Гитлера была образована ООН, начата Холодная война и было создано множество изобретений, которые из армии перешли в быт человека. Но не стоит забывать и о уничтожении целых национальностей лишь по той причине, что они просто существуют, не стоит забывать о 70 миллионах, отдавших свою жизнь за прекращение этого ужасного конфликта, не стоит забывать о трагедии, конец которой пришлось положить всему миру.

Людей, которые изменили мир, великое множество. Это и известные врачи, которые придумали лекарства от болезней и научились делать сложные операции; политики, которые начинали войны и завоёвывали страны; космонавты, которые впервые облетели Землю по орбите и ступили на Луну и так далее. Их тысячи, и рассказать обо всех невозможно. В этой статье перечисляется только небольшая часть этих гениев, благодаря которым появились научные открытия, новые реформы и направления в искусстве. Они личности, изменившие ход истории.

Александр Суворов

Великий полководец, живший в XVIII веке, стал культовым человеком. Он личность, которая повлияла на ход истории своим мастерством ведения стратегии и умелым планированием тактики войны. Его имя золотыми буквами вписано в летопись русской истории, его помнят как неутомимого блестящего военного командира.

Всю свою жизнь Александр Суворов посвятил баталиям и сражениям. Он участник семи воен, возглавил 60 битв, не зная поражений. Его литературный талант проявился в книге в которой он учит молодое поколение искусству ведения войны, делится своим опытом и знаниями. В этой сфере Суворов опередил свою эпоху на много лет вперёд.

Его заслуга в первую очередь в том, что он усовершенствовал тенденции ведения войны, развил новые способы наступлений и атак. Вся его наука базировалась на трёх китах: натиск, быстрота и глазомер. Этот принцип развивал у солдат целеустремлённость, развитие инициативы и чувство взаимопомощи по отношению к своим коллегам. В битвах он всегда шёл впереди простых военных, показывая им пример мужества и героизма.

Екатерина Вторая

Это женщина-феномен. Как и все другие личности, повлиявшие на ход истории, она была харизматической, сильной и умной. Родилась в Германии, но в 1744 году приехала в Россию в качестве невесты для племянника императрицы — великого князя Петра Третьего. Муж её был неинтересный и апатичный, они почти не общались. Всё свободное время Екатерина тратила на чтение юридических и экономических трудов, её захватила идея Просвещения. Найдя своих единомышленников при дворе, она без труда свергла мужа с престола и стала полноправной владычицей Руси.

Период её правления называют "золотым" для дворянства. Правительница реформировала Сенат, забрала церковные земли в государственную казну, что обогатило державу и облегчило жизнь простых крестьян. В данном случае влияние личности на ход истории подразумевает принятие массы новых законодательных актов. На счету у Екатерины: губернская реформа, расширение прав и свобод дворянства, создание сословий по примеру западноевропейского общества и восстановления авторитета России во всём мире.

Пётр Первый

Ещё один правитель России, который жил на сто лет раньше Екатерины, также сыграл огромную роль в развитии государства. Он не просто личность, которая повлияла на ход истории. Пётр 1 стал национальным гением. Его огласили просветителем, "светочем эпохи", спасителем России, человеком, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления. Помните словосочетание "окно в Европу"? Так вот, именно Пётр Великий "прорубил" его назло всем завистникам.

Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в "голодную и немытую" Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

Александр Второй

После Петра Великого это был единственный царь, который начал проводить настолько масштабные реформы. Его нововведения полностью обновили облик России. Как и другие известные личности, изменившие ход истории, этот правитель заслуживал уважения и признания. Период его правления припадает на XIX век.

Главным достижением царя стала в России, которое тормозило экономическое и культурное развитие страны. Конечно, об ликвидации системы, очень похожей на рабство, задумывались и предшественники Александра Второго — Екатерина Великая и Николай Первый. Но никто из них так и не решился перевернуть устои государства вверх дном.

Столь кардинальные изменения произошли довольно поздно, так как в стране уже назревал бунт недовольного народа. Кроме того, в 1880-е годы реформы приостановились, что вызвало гнев революционной молодёжи. Царь-реформатор стал мишенью их террора, что привело к окончанию преобразований и полностью повлияло на развитие России в будущем.

Ленин

Владимир Ильич, известный революционер, личность, которая повлияла на ход истории. Ленин возглавил бунт в России против самодержавия. Он повёл революционеров на баррикады, в результате чего царь Николай Второй был свергнут и в державе пришли к власти коммунисты, чьё правление охватило целое столетие и привело к существенным, кардинальным изменениям в жизни простых людей.

Изучая труды Энгельса и Маркса, Ленин выступал за равенство и всячески осуждал капитализм. Теория хорошая, но на деле её было тяжело воплотить, так как представители верхушки всё равно жили, купаясь в роскоши, а простые рабочие и крестьяне круглосуточно тяжело работали. Но это было потом, во времена же Ленина, на первый взгляд, всё складывалось так, как он этого хотел.

На период правления Ленина припадают такие важные события, как Первая мировая война, Гражданская война в России, жестокий и нелепый расстрел всей царской семьи, перенос столицы из Петербурга в Москву, основание Красной Армии, полное установление Советской власти и принятие её первой Конституции.

Сталин

Люди, изменившие ход истории... В их списке ярко-алыми буквами горит имя Иосифа Виссарионовича. Он стал "террористом" своего времени. Основание сетки лагерей, сослание туда миллионов ни в чём не повинных людей, расстрел целых семей за инакомыслие, искусственный голод — всё это в корне изменило жизнь людей. Одни считали Сталина дьяволом, другие Богом, так как именно он в то время решал судьбу каждого гражданина Советского Союза. Ни тем, ни другим он, конечно, не был. Запуганный народ сам возвёл его на пьедестал. Культ личности был создан на всеобщем страхе и крови невинных жертв эпохи.

Личность, которая повлияла на ход истории, Сталин, отличился не только массовым террором. Безусловно, его вклад в историю России имеет и позитивную сторону. Именно во время его правления государство сделало мощный экономический рывок, стали развиваться научные институты и культура. Именно он стоял во главе армии, которая разгромила Гитлера и спасла всю Европу от фашизма.

Никита Хрущёв

Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали "оттепель", так как прекратились преследования и террор.

Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

Дмитрий Менделеев

Россия породила множество великих универсалов, которые совершенствовали разные сферы науки. Но Менделеева стоит выделить, так как его вклад в её развитие бесценен. Химия, физика, геология, экономика, социология — всё это успевал изучать Менделеев и открывать в этих отраслях новые горизонты. Он также был известным судостроителем, воздухоплавателем и энциклопедистом.

Личность, которая повлияла на ход истории, Менделеев, открыл позволяющий предсказывать появление новых химических элементов, открытие которых происходит и в наши дни. Его таблица — основа уроков химии в школе и в университете. Среди его достижений также полное исследование газовой динамики, эксперименты, которые помогли вывести уравнение состояния газа.

Кроме того, учёный активно изучал свойства нефти, разработал политику вливания инвестиций в экономику и предлагал оптимизировать таможенную службу. Его бесценными советами пользовались многие министры царской власти.

Иван Павлов

Как и все личности, повлиявшие на ход истории, он был человеком очень умным, обладал широким кругозором и внутренней интуицией. Иван Павлов активно использовал в своих опытах животных, пытаясь выделить общие черты жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и человека.

Павлов сумел доказать многообразную деятельность нервных окончаний в сердечно-сосудистой системе. Он показал, как может регулировать артериальное давление. А ещё стал открывателем трофической нервной функции, которая заключается во влиянии нервов на процесс регенерации и образования тканей.

Позже он занялся физиологией пищеварительного тракта, в результате чего получил в 1904 году Нобелевскую премию. Главным его достижением принято считать изучение работы мозга, высшей нервной деятельности, условных рефлексов и так называемой сигнальной системы человека. Его труды стали основой многих теорий в медицине.

Михаил Ломоносов

Он жил и работал во время правления Петра Великого. Тогда был сделан акцент на развитие образования и просвещения, и в России была создана первая Академия Наук, в которой Ломоносов провёл немало своих дней. Он, простой крестьянин, смог подняться до невероятных высот, взбежать по социальной лестнице и превратиться в учёного, шлейф славы которого тянется по сей день.

Его интересовало всё, что касается физики и химии. Последнюю он мечтал освободить от влияния медицины и фармацевтики. Именно благодаря ему современная физическая химия родилась как наука и стала активно развиваться. Кроме того, он был известным энциклопедистом, изучал историю и писал летописи. Петра Первого он считал идеальным правителем, ключевой фигурой в становлении государства. В своих научных трудах он описывал его как образец ума, который изменил историю и перевернул представление об управленческой системе. Усилиями Ломоносова в России был основан первый университет — Московский. С этого времени начало развиваться высшее образование.

Юрий Гагарин

Люди, повлиявшие на ход истории... Их перечень трудно представить без имени Юрия Гагарина, человека, покорившего космос. Звёздное пространство притягивало людей многие столетия, но только в прошлом веке человечество приступило к его освоению. На то время была уже хорошо развита техническая база для таких полётов.

Космическая эра проходила под знаком конкуренции между Советским Союзом и США. Лидеры стран-гигантов пытались показать своё могущество и превосходство, и космос был одним из лучших вариантов это продемонстрировать. В середине XX века началось соперничество за то, кто быстрее отправит человека на орбиту. В этой гонке победил СССР. Все мы знаем знаменную дату ещё со школы: 12 апреля в 1961 году первый космонавт полетел на орбиту, где провёл 108 минут. Этого героя звали Юрий Гагарин. На следующий день после своего путешествия в космос, он проснулся знаменитым на весь мир. Хотя, парадоксально, никогда не считал себя великим. Гагарин часто говорил, что за те полтора часа не успел даже понять, что с ним происходит и каковы при этом его ощущения.

Александр Пушкин

Его называют "солнцем русской поэзии". Он давно стал национальным символом России, его стихи, поэмы и проза высоко ценятся и почитаются. И не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всём мире. Почти в каждом городе России есть улица, сквер или площадь, названные в честь Александра Пушкина. Дети изучают в школе его творчество, посвящая ему не только учебное время, а и внеурочное в форме тематических литературных вечеров.

Этот человек создавал настолько гармоничную поэзию, что равной ей нет во всем мире. Именно с его творчества началось развитие новой литературы и всех её жанров — от стихов до театральных пьес. Пушкин читается на одном дыхании. Ему присущи точность, ритмичность строк, они быстро запоминаются и легко декламируются. Если учитывать ещё просвещённость этого человека, его силу характера и глубокий внутренний стержень, то можно утверждать, что он действительно личность, которая повлияла на ход истории. Он научил говорить народ на русском языке в его современной интерпретации.

Другие исторические личности

Их так много, что перечислить всех в одной статье не удастся. Тут приведены примеры небольшой части русских деятелей, которые изменили историю. А сколько есть ещё других? Это и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Если анализировать иностранных личностей, то нельзя не отметить давних философов: Аристотеля и Платона; художников: Леонардо да Винчи, Пикассо, Моне; географов и открывателей земель: Магеллана, Кука и Колумба; ученых: Галилея и Ньютона; политиков: Тэтчер, Кеннеди и Гитлера; изобретателей: Белла и Эдисона.

Все эти люди смогли полностью перевернуть мир с ног на голову, создать собственные законы и научные открытия. Кто-то из них сделал мир лучше, а кто-то чуть его не разрушил. В любом случае их имена знает каждый человек на планете Земля и понимает, что без этих личностей наша жизнь была бы совершенно другой. Читая биографии знаменитых людей, мы часто находим себе кумиров, с которых хочется брать пример и равняться во всех своих делах и поступках.

Формирование истории, кто или что определяет цепочку событий больших и малых в разных исторических масштабах, что оказывает ключевое, направляющее влияние на ход истории - один из главных и неоднозначных вопросов который интересует историков и не только их, а многих людей деятель­ность которых связана не только напрямую, но даже вообще казалось бы не связана с исторической наукой. Более того этот вопрос интересует почти каждого человека. Если рассматри­вать исторический процесс как результат деятельности систе­мы управления складывающийся в какой то мере случайно а в какой то закономерно под влиянием множества физических, природных и общественных факторов то закономерен вопрос о роли каждой части этой системы в процессе. Сама по себе система управления состоит из ряда подсистем каждая из которых также является некоторой системой со своими внутренними взаимоотношениями и правилами. Но поскольку отдельные подсистемы являются частью реального мира и их существование в таком виде во многом определяется не только их внутренней деятельностью но и также внешними взаимосвя­зями то одним из актуальных вопросов становится вопрос о влиянии каждой из них в отдельности на общий процесс функционирования системы частью которой она является.

Само по себе управление является замкнутой системой. Оно всегда предусматривает какую то главную цель на достижение которой направлена деятельность подсистем связанных в систем. Фактором определяющим работу такой замкнутой системы является использование сравнения реаль­ной раскладки фактов с той которая должна быть в соответст­вии с целями и реагирование на результат этой разницы изменением формы и степени воздействия на систему, иными словами в замкнутой системе контролю достижения цели служит обратная связь. Но результат такого сравнения во многом определяется преобразованиями произведенными над информацией и воздействием подсистемами этой цепочки управления, а именно если для управления используется какая либо стратегия, то результат во многом определяется тем как остальные подсистемы воспринимают воздействие и что они возвращают на выходе. Одной из крупных подсистем в этой цепочке является общество и группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системы управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке?

Поскольку этот вопрос есть сложная, многогранная про­блема, то решить его с однозначным точным доказательством невозможно, он является фундаментальным вопросом. Поэто­му его можно рассматривать пока только с точки зрения экстенсивного определения, используя общедоступные, естественные для нас нетривиальные понятия, которые имеют аксиоматический смысл. Аналогично как в основе геометрии заложены понятия точки и расстояния.

Существуют разные взгляды на роль личности в истори­ческом процессе как широкую, многоплановую проблему. В силу выше показанного отсутствия фундаментальных основ для ее рассмотрения, ибо их наличие есть осознание устройства мира и овладение энергией в масштабе хотя бы галактики, можно указать на нее непосредственно, посмотреть на некото­рое множество ярчайших личностей, событий и процессов в ис­тории и попытаться сделать эмпирические выводы. Интересны также многочисленные существующие размышления над этой проблемой, тем более, что она в значительной степени затра­гивается в литературе.

Проблема связи личности и истории в смысле их влияния друг на друга и взаимодействия прослеживается на протяже­нии всей жизни человечества. Многие века назад, когда только начиналось расселение человечества на Земле изменение жизненных укладов происходило в основном под действием природных условий, в этот период эволюция человека шла медленно. В первобытный период роль личности прослежива­ется с формальной точки зрения достаточно просто - это наличие вождей в племенах, которые в процессе своего становления завоевывали авторитет силой, ловкостью и мудростью и превращались в общепризнанных авторитетов. И это было достаточно понятно, так как приходилось бороться за существование, а объединяясь вместе, сохраняя и передовая опыт это удавалось легче. На протяжении веков, при крайне малой населенности Земли, влияние племен друг на друга было очень мало и тогда исторические периоды очень сильно растягивались во времени.

Итак, на первобытном периоде истории можно сделать вывод, что складывалась традиция выделять личность и приписывать ей роль в создании истории. Со временем население увеличивалось и влияние групп населения друг на друга проявлялось все сильнее. К тому времени, как сформиро­вались народы, населяющие большие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, они значительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в виде сформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистем отношений в нем. Теперь уже стало значительно трудней не только сказать кто определяет ход истории, но и выделить цепочку и последовательность истори­ческих событий. Можно сделать предположение, что лидер­ство, глвенствующая роль в ходе истории личности - одна из древнейших, подсознательных традиций.

Но теперь самое время посмотреть в гущу истории в те времена, когда уже вполне сформировалась глобальная мировая система, появилась новая реальность, в которой было сложное переплетение сфер общественно - политической жизни общества. Для нее характерно явление противопоставления ролей общества и массы отдельной личности в истории. Есть много противоречивых исторических фактов, когда трудно сказать как влияла на ход событий личность, а как масса и что это была за личность. И это закономерно так как результат управляющего воздействия на систему во многом определяется способом работы внутренних ее компонент.

Одно из ярких исторических событий - Отечественная война 1812 года, в которой есть и личности и массы, находя­щиеся в динамическом взаимодействии, где можно увидеть роль личности как в глобальном масштабе, так и на микро уровне. При чем здесь видны в динамике как давно известные, "старые" личности, так и возникновение новых авторитетов. Этот период интересен еще и тем, что здесь можно смотреть не только на факты, но и на множество попыток анализа этого периода истории со стороны самых разных людей, не только историков, но и литераторов, публицистов, военных и государственных деятелей и классиков. Если в этой войне рассмотреть противоположные стороны как замкнутые системы с обратной связью имеющие высшие цели, содержа­щие в своем подсоставе четко дифференцированные компо­ненты - свой "коллектив", свои навыки и стили определяющие реакцию на управляющее воздействие со стороны руководящей ей группы людей, то можно четко проследить и установить соответствие между стратегией проводимой например Кутузо­вым и его ставкой и Наполеоном в отношении своих армий и цепочкой результатов вызванных управляющим воздействием. При чем на таком примере в отношении выявления отдельных подсистем и связей между ними будет легче это сделать так как армия является наиболее организованной и четко дифференци­рованной по своей структуре системой.

Можно сделать интересные выводы, рассмотрев один из наиболее фундаментальных трудов, связанных с войной 1812 года - роман-эпопею Льва Николаевича Толстого "Война и мир". В своих взглядах Толстой противоречив: он фаталист, абсолютно отрицал роль личности в истории, но с другой стороны считает решающей силой истории народ и роман развивается с 3 тома как народная героическая эпопея, при чем можно увидеть самые разные, как утвердившиеся "исторические личности" , так и возникающие из различных масс, как их падение, утрату своего явного влияния, так и создавание истории личностью и массами. Здесь можно увидеть историю и как цепочку случайных событий и как на нее влияют люди в отдельности и в целом.

Вот что говорит в своем романе Л. Н. Толстой о войне: "Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступать на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все - миллиарды причин - совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться."...

"Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, - были так же мало произвольными, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору."

Отсюда видно, что Толстой относится к истории как к предопределенной цепочке событий. Здесь он не выделяет ни ключевой роли отдельной личности ни возможности влияния массы на историю как целого. Позже, в той или иной степени, Л. Толстой будет выдвигать на передний план массы, различ­ные группы и показывать их значение в ходе исторических со­бытий. Например одной из сюжетных ветвей романа "Война и мир" является дворянство, которое разделяется на две катего­рии: одна представлена как оторванная от народа, расчетли­вая, равнодушная к окружающим людям из салона Анны Павловны Шерер, а другая патриотическая, динамически развивающаяся под влиянием новых экстремальных условий, таких как война - это Пьер, Ростовы, Болконские. Толстой пытается показать их роль в ходе событий.

" - Что ж, что смоляне предложили ополченцев государю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным оно может выказать свою преданность государю императору другими средствами. Разве мы забыли ополчение в седьмом году!...

И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства...

Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем..."

Л. Толстой не даром выбирает для своего романа-эпопеи тему войны 1812 года, война всегда есть экстремальная ситуация. Автору таким образом удается провести своих героев (от мужиков, ставших партизанами до дворян, таких как князь Андрей и Пьер, ставших офицерами, до полководцев и императоров, таких как Кутузов, Багратион и Наполеон) через самые разные жизненные ситуации, показать их в разной роли и обстановке и попытаться сделать выводы, показать роль человека (от мужика до императора) в истории, тем более, что такой яркий, быстро развивающийся период как Отечест­венная война 1812 года изобилует самыми яркими личностями как в развитии так и в падении.

Одно из ключевых событий войны, где показана роль как полководцев так и самых различных масс и групп, - это Бородинское сражение. Интересна позиция автора, необычная, отличная от многих толкований историков. Несколько отрывков из романа "Война и мир" ясно отражают эту позицию.

"Ни для французов, ни для русских оно не имело ни ма­лейшего смысла. Результатом ближайшем было и должно было быть - для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для францу­зов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение...

Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства, которые из всех непроиз­вольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями."

Здесь снова ясно прослеживается отрицание Толстым роли личности, проводящей какую то стратегию управления системой и выдавающей в соответствии с ней и результатом сравнения цели и реальности управляющее воздействие на систему (в данном случае армию), в результате получаемом от системы после управляющего воздействия, привнесенность хода событий откуда то извне. Таким образом по Толстому чем выше положение человека в обществе "... тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.

Царь - есть раб истории.

История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей."

По-разному трактуется в истории роль Кутузова в ком­пании 1812 года. Одна из распространенных точек зрения - это выделение решающей роли Кутузова, его гениальности как полководца. Вот как показывает Л. Толстой Кутузова во время Бородинского сражения: "Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке...

Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслу­шивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лица, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что ру­ководить сотнями тысяч человек борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска,..., а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти."

В сценах Бородинского сражения четко можно просле­дить противоречивость Л. Толстого, выражавшуюся в отдании предпочтения, создания реального впечатления того, что ключевую роль как на конкретном уровне (в бою, например на Батарее Раевского), так и на глобальном играют народные массы. Это видно из многих сцен сражения, но все в целом вы­ражено в его итогах: "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материала на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным."

Позиция Л. Н. Толстого позволяет сделать вывод о том, что выяснить влияние отдельной личности на историю очень сложно так как надо учитывать множество хитросплетенных фактов, которые также влияют на ход событий и являются составной частью истории, ясно одно - что во всяком случае массы и группы играют не последнюю роль в истории.

Но может быть если посмотреть на полтора века назад, заглянуть в еще один ярчайший по своим переменам, динами­ческому развитию и личностям период, то удастся увидеть что-то новое, так как в то время между народами и обществен­ными системами и группами было меньше поперечных связей в силу меньшего количества населения, более низкой ступени развития, а значит и ход исторических событий проследить можно проще, очевиднее. Чтобы вопреки Л. Толстому попытаться объяснить поступки видного человека того времени - Петра 1, надо посмотреть как формировался его характер.

Он родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 года в семье царя Алексея. Мать Петра - Наталья Кирилловна Нарышкина была из семьи западника А. С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя. Поэтому Петр был окружен в своей детской иноземными вещами. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела, в ней появляется целый арсенал игрушечного оружия. Обучение Петра началось 12 марта 1677 года, когда ему еще не было и пяти лет. Его наставником был Никита Зотов - подьячий из приказа Большого Прихода. У него Петр начал учиться "словесному учению", азбуке, псалтырю, изучал евангелие и апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. В последствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел не хуже любого дьячка, мог прочесть наизусть евангелие и апостол. Зотов так же применял нагляд­ное обучение. Царевич учился охотно и бойко, любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с картинками. Из дворцовой библиотеки были взяты "исторические книги", рукописи с рисунками и мастерами живописного дела в Оружейной палате было изготовлено несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция "потешных тетрадей, где были изображены злотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, повести и сказки с текстом. В последствии Петр не терял интереса к русской истории придавал ей важное значение для народного образования, много хлопотал о составлении учебника по этому предмету.

Когда Петру было десять лет умер царь Федор (27 апре­ля 1628 года), последовали бурные события и начальное обучение Петра прервалось. Петр был очевидцем стрелецкого мятежа и майские ужасы 1682 года врезались в его памяти, он понял в них больше, чем можно было предполагать. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей вековой ра­ботой и ее плодами. После этих событий он поселился с матерью в Преображенском и был там предоставлен самому себе, перейдя из учебной комнаты на задворки. С 1683 года, никем н руководимый, он начал здесь продолжительную игру, которую сам себе устроил и которая тала для него школой са­мообразования. Игра с летами разрасталась и осложнялась, принимала новые формы и вбирала в себя разнообразные отрасли военного дела. Из кремлевской Оружейной палаты к Петру в Преображениское таскают разные вещи, в основном оружие; при этом он ведет непоседливый образ жизни, вечно в походе: то он в селе Воробъеве, то в Коломенском, то у Троицы, рыщет по монастырям и дворцовым подмосковным селам и в этих походах за ним всюду возят его оружейную по­возку. Петр набирал около себя толп товарищей своих потех.

Страсть к иноземным диковинкам привела Петра ко вторичной выучке, незнакомой прежним царевичам. Петр "гораздо с охотою" начал учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификацию у голландца Тиммермана которого привез ему князь Я. Ф Долгорукий по желанию Петра. Он быстро прошел арифметику, геометрию, артилле­рию и фортификацию, изучил строение крепостей, умел вычислять полет пушечного ядра.

В амбарах своего деда Н. И. Романва Петр нашел зава­лявшийся английский бот, который, по рассказам самого Петра, послужил началом русского флота, пробудил в царевиче страсть к мореплаванию, повел к постройке флоти­лии на Перяславском озере.

В августе 1689 года царевна Софья - сестра Петра, стро­ит новый заговор и он прячется на время в Троице-Сергиевой лавре. Троевластное правление, которому удивлялись и насмехались за границей, но которым были довольны дома, кроме села Преображениского, кончилось, новый стрелецкий заговор провалился и царевну Софью заперли в монастырь. Власть перешла к царице Натальи.

Впечатления от этих событий не привлекали внимания Петра к правительственным и общественным делам, и он занялся своими привычными делами, ушел в "марсовы потехи". Это теснее сблизило его с Немецкой слободой, откуда он брал генералов и офицеров для строевого и артелейристского обучения своих потешных. Воинские потехи занимали Петра до 24 года его жизни, с летами игра теряла характер детской забавы и становилась серьезным делом; вместе с царем росло и все, что его окружало, и пушки, и люди. Толпы потешных становились настоящими регулярными полками с иностран­ными офицерами, из игрушечных пушек и пушкарей выросли настоящая артиллерия и артилейристы.

В 1697 году 25 летний Петр увидел Западную Европу, о которой ему много рассказывали знакомые из Немецкой слободы, куда съездить уговорил его Лефорт. Проходя сухопутную и морскую служб, он принял за правило первому обучаться всякому новому делу, чтобы показать пример и обучать других. Командируя десятки молодежи на загранич­ную выучку, он должен был сам поехать туда. Он ехал туда не как любознательный путешественник, а как рабочий, желав­ший спешно ознакомится с нужными мастерствам: он искал на Западе техники, а не цивилизации. Петр так же спешил познакомиться поближе с Голландией и Англией, в которых особенно была развита военно - морская и промышленная тех­ника. Он с неделю проработал простым плотником на частной верфи среди голландского кораблестроительства.

Таким образом из того как формировался характер Петра и какой был результат становится ясно какое влияние он мог оказать на Россию как царь, получив неограниченную власть. Все это определило способы и стратегию правления государством как системой и совершенно очевидно что она сильно отличалась от способа управления предыдущих царей что перевело Россию как государственную систему на качест­венно новый уровень. Даже не глядя на дальнейший ход истории можно предсказать, что жизнь России должна будет меняться благодаря не только новой стратегии управления, но и уделению серьезного внимания внутренней структуре государства как системы. Одна из отличительных особенно­стей Петра определенных выше описанным его воспитанием и процессом формирования характера это то, что он в дальней­шем демонстрировал комплексный подход к управлению государством, он интуитивно чувствовал, что для наилучшего достижения желаемых результатов от системы мало проявлять только лишь какое то управляющее воздействие с верху и целенаправленную последовательную стратегию но необхо­дима структурная перестройка как самой системы так и ее подсистем. Эта черта подтверждается многими фактами такими как хождение в народ, совершенствование навыков и изменение стиля работы управляющих групп общества за счет обучения за границей. Таким образом Петр как бы подсозна­тельно представлял себе государство как замкнутую управляе­мую систему в целом с обратной связью и фактически уделял внимание всем ее звеньям без исключения и в том числе занимался выяснением истинного состояния системы лично, что помогало ему держать правильную отрицательную обратную связь в системе.

Точка зрения В. Ю. Ключевского на историю и то как она делается людьми в отдельности и массами здесь в проти­воположность Л. Н. Толстому достаточно четко обуславлива­ется реальными характеристиками людей и их закономерным влиянием на историю. Это видно из того, как в своих трудах Ключевский показывает созревание характера Петра - здесь нет ничего извне предопределенного, он показывает и исполь­зует для обоснования только конкретные факты. Поэтому и дальше поступки Петра в государственном масштабе можно будет со стороны Ключевского совершенно точно обосновать зная его характер. Вот как Ключевский описывает характер Петра: "Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и добросовестный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего от­ца."

Естественно, что деятельность Петра 1 была направлена на военное усиление России и на изменение старых порядков, но никак не на улучшение жизни народа. "Во все продолжение преобразований Петра народ оставался в тягостном недоуме­нии, не мог уяснить себе хорошо, что такое происходит на Ру­си и куда направляется эта деятельность: ни происхождение ни цели реформ не были ему понятны. Реформа с самого начала вызывала противодействие в народной массе, она была обращена к народу только двумя самыми тяжелыми своими сторонами: она довела принудительный труд народа на государство до крайней степени напряжения и представилась народу непонятной ломкой вековых обычаев" Но все же, несмотря на такой характер реформ и трудности, они достигли определенного результата укрепив Россию в значительной степени в военном смысле, создав сильный военный флот, что само по себе требовало больших усилий, так как не было специалистов технической базы для этого. Очень сильное влияние оказал Петр 1 на русскую армию. По этому вопросу много интересного можно почерпнуть из романа А. Толстого "Петр 1". В военной сфере появилось не только новое знание, новое искусство боя, новое вооружение, но и если вспомнить образ Кутузова во время Бородинской битвы (Л. Н. Толстой "Война и мир") , то судя по материалам романа "Петр 1" можно с уверенностью сказать, что сформировался новый дух армии, подкрепленный уверенностью и уроками побед и поражений. В этом одна из главных заслуг Петра 1.

Таким образом на примере двух различных взглядов на роль личности в истории: Ключевского и Л. Н. Толстого и двух ярчайших периодов русской истории удалось в какой то мере удалось показать разносторонность и противоречивость проблемы роли и влияния личности, как элемента задающего управляющее воздействие на систему и следующего какой то стратегии для достижения целей, с помощью экстенсивного ее описания взятого со страниц источников - художественной литературы и исторического труда.

 


Читайте:



Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Биология в лицее Чем личинка рыбы отличается от малька

Стадии развития, которые претерпевает рыба для достижения взрослого возраста, делятся на эмбриональный и постэмбриональный периоды. Можно...

Определение биологии как науки

Определение биологии как науки

Биология и история – межпредметные связи Изучение биологии в школе предполагает рассмотрение современных экосистем и – при объяснении хода...

Бланки форм документов по учету основных средств

Бланки форм документов по учету основных средств

Акт списания основных средств – документ служащий основанием для снятие объекта основных средств с учета. Если основное средство принимается на...

Как сделать домашние чипсы

Как сделать домашние чипсы

Похрустеть чипсами за просмотром любимого фильма всей семьей - занятие заманчивое. Главное, не вспоминать, что эта закуска не приносит организму...

feed-image RSS