Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
- Названия цветов на английском для детей
- Международные сертификаты по английскому Международный тест на знание английского языка
- Модальные глаголы Necessity: have to, must, need to, should, ought to После should употребляется
- Приснилось мыть руки. Мыть руки чистой водой. Магический сонник Во сне к чему снится Мыло
- К чему снятся сны с новыми носками разного цвета
- Неля: полное имя и его значение
- К чему снятся пьяные люди: толкование сна Если снится пьяный мужчина
Реклама
Программа развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 35 ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Щербина Н.И., педагог-психолог Белгород -2013 Пояснительная записка Дошкольное детство считается важнейшим периодом в становлении психики человека учеными-исследователями не случайно. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка, формируются его коммуникативные качества и закладываются поведенческие стереотипы. Под влиянием деятельности и общения у ребенка-дошкольника формируется мотивационная сфера личности, представляющая собой сложную систему соподчинения мотивов, среди которых значительное место занимают познавательные, обеспечивающие активность детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. К сожалению, часто взрослые беспокоятся более приобретением готовых знаний и умений ребенком, а не формированием у него интереса, стремления к познанию окружающего мира. Поэтому заниженный уровень выполнения диагностических заданий старшими дошкольниками, указывающий на недостаточное развитие тех или иных познавательных функций, порождает множество вопросов у родителей и педагогов, работающих с детьми по оказанию им своевременной психологической помощи. Дети с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении – это дети с нарушениями речи (5 вид нарушений) и, как правило, многие из них нуждаются в психокоррекционной помощи. Если это дети с низким уровнем развития внимания и психических процессов, то систематическое выполнение специально подобранных игровых упражнений позволяет в скором времени отмечать положительную динамику в развитии познавательной сферы. Гораздо сложнее положение, когда для ребенка представляется трудным преодолеть свою неуверенность, робость, болезненную застенчивость, зажатость, необоснованные страхи, то есть, все то, что мешает его успешному личностному росту, социальному развитию. Анализ диагностических данных с учетом возрастных особенностей позволяет выделить основные трудности, проблемы в развитии дошкольников и на этой основе определить направления коррекционно-развивающей работы. Организация психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, нуждающихся в оказании им своевременной адресной помощи, имеет свои особенности. Специфика коррекционной и развивающей работы с дошкольниками основана на том, что развивающаяся психика ребенка имеет большие преимущества, компенсаторные и адаптивные возможности, что позволяет как выявлять возникающие трудности на ранних стадиях их образования, так и исправлять их, и даже предупреждать их появление в результате профилактической работы. В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой мы понимаем научно обоснованную систему психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника. Поэтому в процессе коррекции отставаний ребенка в развитии познавательных функций и личностных новообразований важную роль играют не только специалисты дошкольного учреждения, но и родители. Раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка позволяет своевременно информировать родителей о возможностях и методах коррекционно-развивающего воздействия по специально разработанным и адаптированным программам. В основу настоящей программы положены утверждения отечественной психологической науки о развитии ребенка-дошкольника как об активном, деятельностном процессе, о первостепенном значении предупреждения отклонений в развитии. Оптимальность сроков в развитии психики ребенка, определяется сензитивными периодами в развитии каждого из психических процессов с учетом зоны ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), когда программа развития опирается не столько на созревшие процессы, сколько на созревающие функции. Содержание программы строилось и на положении Л.И. Божович о потребности ребенка-дошкольника в получении новых впечатлений, как источника его знаний, что является фундаментом как его познавательного развития, так и общего психического развития. В основе программы лежат также научные разработки Н.Н. Поддьякова о поисковой активности дошкольника, как его естественном состоянии: исследовательская деятельность является главным источником представлений дошкольника об окружающем мире. Исследования отечественных ученых В.И. Бехтерева, Л.В. Фоминой, в которых выявлена закономерность в развитии движений рук, пальцев и деятельности мозга, легли в основу использования пальчиковых техник. Тренировка пальцев в игре – активный способ стимуляции коры головного мозга и, следовательно, играет большую роль в умственном и речевом развитии. Современные взгляды на содержание психолого-педагогического сопровождения дошкольников предполагают формирование у них познавательной активности и, что особенно важно, познавательной мотивации. Развитие таких умений, как оперирование образами с установлением взаимосвязей и взаимозависимостей, их графическое отображение, основывается на активных практических действиях, направленных на изменение и преобразование ситуации, на предвидении результатов определенных действий. Содержание настоящей программы разработано на основе изучения результатов диагностических обследований и оценки уровня развития у воспитанников ДОУ познавательных процессов и эмоционально-личностных особенностей. Коррекционно-развивающая направленность игр и упражнений обусловлена требованиями, предъявляемыми к уровню развития дошкольников каждой возрастной группы, изложенными в ООПДО, утвержденной Министерством образования Российской федерации. Поэтому разработанная программа по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов старших дошкольников является неотъемлемой частью в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, стоящими перед дошкольным учреждением. Многолетняя практика организации коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении дает право утверждать, что применение настоящей программы по сопровождению дошкольников, нуждающихся в оказании им необходимой адресной помощи (дети с ОВЗ), позволяет в достаточной мере стимулировать детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка. Таким образом, использование коррекционно-развивающей программы является необходимым компонентом в решении задач психологического сопровождения дошкольников в условиях введения ФГОС, поскольку будет способствовать формированию целевых ориентиров развития ребёнка в соответствии со стандартом качества дошкольного образования. Цель программы по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов старших дошкольников: - стимулирование познавательных интересов, потребностей и способностей к активной поисковой деятельности дошкольников на основе обогащения и развития их эмоционально-личностного опыта, волевой сферы. Задачи программы: Создание состояния психологического комфорта и эмоционального благополучия, как одного из важнейших условий здоровьесбережения; Формирование социальной компетентности: умение сопоставлять различные черты характера, адекватно выражать собственные чувства и настроения, правильно оценивать отношение окружающих друг к другу (к себе); Сплочение группы: преодоление барьеров в установлении межличностных контактов, психоэмоционального напряжения; Овладение элементами выразительных движений (мимики, пантомимы) как средствами передачи эмоциональных состояний; Формирование навыков произвольного поведения; Развитие умений детей выражать свои мысли; Развитие восприятия, наблюдательности; Развитие образного и логического мышления; Развитие крупной и мелкой моторики. В основу разработки и использования рабочей коррекционно-развивающей программы положены следующие принципы: Единство диагностики и коррекции: подбор материала занятий с детьми в соответствии с результатами обследований (контрольные диагностические срезы определяют динамику в развитии ребенка и, следовательно, эффективность используемых методов и приемов, таким образом, вся коррекционно-развивающая работа строится на данных диагностики); Максимальный учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка, его возрастных возможностей (учет актуального и потенциального уровня развития ребенка, его обучаемость); Деятельностный подход в реализации программ коррекции и развития дошкольников с речевыми нарушениями (в том числе организация развивающей среды, стимулирующей активное участие детей в образовательном процессе с применением практических, исследовательских методов); Постоянное обновление содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы, использование нетрадиционных технологий (содержание занятий основано на использовании игровых методов с учетом ведущей деятельности дошкольников, на разнообразии видов деятельности); Комплексное сопровождение дошкольников с нарушениями речевого развития (развитие эмоционально-личностной сферы и познавательных процессов является основой для развития речевых функций); Преемственность и единство требований при оптимальном распределении содержания образовательной деятельности, его интеграция (на логопедических занятиях используются приёмы по активизации психических процессов, проигрывание эмоциональных состояний, на занятиях психолога дети упражняются в речевых действиях); Социальная направленность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения (в том числе, на занятиях психолога дети с нарушениями речи общаются в среде сверстников с нормой речевого развития). Таким образом, психокоррекционные и развивающие упражнения построены на игровом методе с использованием элементов тренингов социальной и поведенческой терапии, арттерапии со множеством ее видов и разносторонним применением. Целью используемых методов – проявление эмоциональных реакций, отношений, установок поведения, создание «образа-Я» через восприятие себя глазами других. Игры и упражнения представленной программы направлены на решение не только познавательных задач, но и на развитие эмоционально-личностной и социальной сферы. Обоснованное применение разных форм коррекционно-развивающей работы, как групповой, так и индивидуальной отражает смысловое построение программы. Увлекательные и полезные занятия в игровой форме представляют определенную практическую ценность не только для педагогов, но и для родителей, неравнодушных и заинтересованных в полноценном развитии своих детей. Игровые ситуации программы способствуют созданию атмосферы для проявления творчества, обстановки сотрудничества, не лишающую ребенка возможности самостоятельно себя проявлять, а также развивать умение находить различные (оптимальные) варианты решения проблемы вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Коррекционно-развивающие занятия, составляющие программу, проводятся с детьми 5 –7 лет в течение учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятий для детей старшей группы 20-25 минут, для детей подготовительной группы 30-35 минут. Структура занятий достаточно гибкая, поскольку разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Каждое занятие состоит из вводной, основной и заключительной части, в которых достигаются определенные цели: Вводная часть направлена на установление эмоционального контакта между всеми участниками, на снятие барьеров в общении, психологического напряжения; Основная или рабочая часть несет смысловую нагрузку всего занятия – это игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка; Завершающая часть занятия имеет целью создание у каждого его участника положительного эмоционального фона как результата работы на занятии. Занятие 1 Цель: подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации. Приветствие: Игра: «Знакомство» - дети по кругу называют свои имена, знакомятся с педагогом-психологом. Основная часть: 1. Игра «Внимание, флажок». Дети стоят возле психолога, который показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует определенное действие: красный - нужно подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте. По сигналу (поднятый флажок) дети выполняют соответствующее действие. Релаксация: «Волшебный сон» (приложение I). Прощание: Игра «Улыбнись другу». Все встают в круг и передают в ладошке соседу свое настроение и пожелание. Занятие 2 Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения, коммуникативных способностей. Приветствие: «Знакомство». Игра «Поздоровайся радостно». Основная часть: 1. Игра «Назови как можно больше…». Детям предлагают назвать как можно больше предметов определенного цвета и формы, находящихся в помещении. Детям предлагают рассмотреть кубики и сложить из них сюжетную картинку. Релаксация: «Волшебный сон». Прощание: игра «Улыбнись другу». Занятие 3 Цель: развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев. Приветствие: Игра «Пожелания». Основная часть: 1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика). Гномик по лесу гулял, (указательный и средний пальцы «идут» по столу) Колпачок свой потерял, (встряхнуть кистями рук) Колпачок был непростым, (ритмичные удары пальцев рук друг о друга) Со звоночком золотым! Гному кто точней подскажет, (сжимание и разжимание кистей рук) Где искать ему пропажу? (все повторить 2-3 раза) 2. «Соедини точки» Дети рассматривают рисунок, стараясь разгадать, кто в нем спрятался. Посоветовавшись, они делают предположение, что нужно соединить их по порядку, ориентируясь на цифры от 1 до 10. Дети соединяют точки и разукрашивают рисунок, дорисовывают его, чтобы получилась сюжетная картина «В лесу». После выполнения рисунка, детям предлагается составить рассказ. 3. Игра «Танграм». В продолжение темы детям предлагают составить зайчика из геометрических фигур. Образцом является его силуэтное изображение. Если у ребят возникают трудности в выполнении задания, можно дать им контурное изображение предмета. Релаксация: «Волшебный сон». Прощание: игра «Доброе утро». Занятие 4 Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, моторной координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Приветствие: Игра «Пожелания» Основная часть: 1. Игра «Гномик» (пальчиковая гимнастика) 2. «Разгладим платочки» Каждый ребенок должен в 3-4 приема сложить по диагонали квадратный лист бумаги - «разгладим платочки для лесных жителей». 3. Игра «Назови как можно больше…» Детям предлагается назвать как можно больше предметов определенного размера и формы за окном. 4. Игра «Волшебный мешочек». Дети должны определить, какие предметы лежат в мешочке, не заглядывая в него, а только ощупывая их пальцами. Психолог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки и найти в них как можно больше отличий. Релаксация: «Солнечный зайчик». (Приложение 2). Прощание: Игра «Улыбнись другу». Занятие 5 Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности. Приветствие: Игра «Конплименты». Основная часть: 1.Игра «Кто больше завяжет узелков?» На куске веревки (ленты) дети за определенное время должны завязать как можно больше узелков, а затем, поменявшись с соседом и закрыв глаза, на ощупь сосчитать их. Прощание: Игра «Добрые пожелания». Цель: развитие моторной координации, восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей. Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу». Игра «Комплименты». Основная часть: 1.Игра «Соедини точки и раскрась». Дети с помощью карандаша соединяют точки, ориентируясь на их чередование. Они раскрывают секрет картинки (елочка, автомобиль, зайчик), дорисовывают и закрашивают их, объединяя в общий сюжет. Затем каждый ребенок придумывает интересную историю, которая произошла с его героями. Дети выбирают понравившуюся историю. 2. Игра «Ловкие руки». Каждому ребенку дают по коробочке, в которой находится катушка свитками и карандаш. По сигналу психолога дети наматывают нить на карандаш и по сигналу останавливаются. Затем, согласовав свои действия со сверстником, делают следующее: один ребенок держит карандаш, а другой наматывает нить на катушку, затем меняются. Потом определяют, какая пара справилась быстрее. 3. Игра «Что перепутал художник»" (рисунок 8). Детям предлагается рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий, соблюдая правило: отвечать только по сигналу психолога и не повторяться. За правильное выполнение правила и отличие ребенок получает фишку. По окончании игры определяется победитель. 4. Игра «Разрезные картинки». Детей разбивают на 2-3 подгруппы, каждой из которых дают конверт с частями разрезной картинки и задание быстро сложить картинку. Какая группа справится с этим лучше? Начинают работать по сигналу психолога. При составлении картинки есть определенные трудности. Психолог умышленно меняет части картинок в конвертах. Например, у одной группы не хватает одной части, а в другой дети обнаруживают лишнюю. Выполнив задание, каждая подгруппа должна составить по своей картинке рассказ или сочинить сказку. Определяется лучший рассказ или сказка. Релаксация: «Спаси птенца». Прощание: Игра «Рукопожатие по кругу» Занятие 8 Цель: развитие творческого воображения, дифференцированного восприятия, мелкой моторики пальцев, координации движений кисти руки, коммуникативных способностей. Приветствие: Игра «Улыбнитесь друг другу» Игра «Комплименты». Основная часть: Прощание: Игра «Пожелания». Цель: развитие произвольного внимания, запоминания, логического мышления, речи. Приветствие: «Цвет настроения». Игра «Ветер дует на тех, кто…» Основная часть: 1. Игра «Внимание, можно начинать» (рисунок 13). Дети рассматривают рисунок. Психолог дает задание: «На рисунке изображены геометрические фигуры. В квадратике находится комар, в круге - божья коровка. Необходимо сосчитать комариков и божьих коровок». После завершения работы дети сообщают о количестве найденных насекомых. В том случае, если у них получается разное количество, спросить: «Почему так получилось?» - «Кто-то был невнимательным». 2. Игра «Повторяем друг за другом» Один ребенок называет какое-нибудь слово, другой повторяет его и называет свое и т. д.; и так до 7-8 слов. В случае затруднений психолог оказывает помощь. Игра должна проводиться энергично, без длительных пауз. 3. Игра «Лишнее слово». щука, карась, окунь, рак - ромашка, ландыш, сирень, колокольчик ветка, яблоня, груша, слива - ухо, лицо, нос, рот, глаза рысь, медведь, тигр, кошка, лев - змея, паук, ящерица, дерево, улитка 4. Игра «Продолжи предложение» Мама пошла в магазин, чтобы… 5. Игра «Найди в комнате предметы из дерева, пластмассы». Релаксация: «Бабочка». Прощание: Игра «Улыбнитесь друг другу».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 000» «Утверждена» на заседании школьного методического совета 2011 года Индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья Г. Новосибирск 2012 г . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка , разработанной ПМПк образовательного учреждения. Важным условием поурочного планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной деятельности и ее саморегуляции. Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи:
Структура программы Данная программа предусмотрена для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках образовательного учреждения. Диагностический этап 1. Групповые занятия. 2. Индивидуальная работа. Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов. 3. Работа с родителями, воспитателями. · Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни; · Просветительская работа с родителями и воспитателями в форме консультаций, выступлений на родительских собраниях. Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 16 занятий при частоте встреч – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – от 25 до 30 минут. ЗАНЯТИЕ 1. Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания. Ход занятия: 1. Ритуал приветствия: Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях. 2. «Четыре стихии» Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата. Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют. 3. «Запоминай порядок» Цель: развитие памяти. Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. 4. «Попугай» Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека. Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интонацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером. 5. Итог занятия: Чем мы сегодня занимались? Что понравилось больше всего? 6. «Ритуал прощания» Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми. ЗАНЯТИЕ 2. Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Настроение в цвете» Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. 3. «Бег ассоциаций» Цель: формирование положительного отношения к школе» Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»? Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа». 4. «Изображение предметов» Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого. Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим. Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям. Занимай свои места: Руки к верху все подняли. Сели, встали, сели, встали А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. 6. «Зеркало» Цель: развитие навыка работы в парах Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения. 7. Итог занятия. 8. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ 3. Цель: познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо плохо». Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Помоги дождику узнать – хороший он или плохой?» Жил-был дождик. Однажды скучал он на тучке и вдруг услышал-из земли его кто-то зовет: «Помоги мне, хороший дождик, полей меня!» Спустился дождик на землю и понял, что его зовет из-под земли зернышко. Полил его дождик и выросло дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. «Спасибо тебе, хороший дождик!» - сказало дерево. Запрыгал дождик от удовольствия по кустам и…облил птичку. Заплакала птичка: «Плохой дождик: намочил все мои перья, мне теперь никак не взлететь, лиса меня поймает!» Огорчился дождик, пошел, не разбирая дороги, и угодил в болото. А там ему очень обрадовались лягушки: «Здравствуй, хороший дождик! Помоги нам! Мы давно тебя ждем – болото совсем пересыхает». Припустил дождик что было силы и намочил девочку. Рассердилась девочка: «Плохой дождик! Испачкал мое новое платье, а бантик намок и стал некрасивым!» Испугался дождик, хотел на тучке спрятаться, но услышал, как его позвал мальчик: «Эй, хороший дождик! Полей подольше и посильней – мне надо кораблики в лужах пускать!» Снова припустил дождик. А вечером вернулся он на тучку и подумал: «Хороший я или плохой?» А вы, ребята, как думаете? Предложить нарисовать один из эпизодов рассказа. Поощрить олицетворение дождика. 3. Обсуждение рисунков, подведение итогов занятия. 4. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ 4. Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. «Пары слов» Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации. Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост. Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами. 3. Физкультминутка «Шалтай-болтай» Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу. Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. Психолог показывает пример, дети повторяют. «Шалтай-болтай сидел на стене Шалтай-болтай Свалился во сне» 4. «Собери картинку» Цель: развитие мышления . Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает. Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки. 5. «Путаница» Цель: развитие навыка совместной деятельности. Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей. 6. Итог занятия. 7. Ритуал прощания. ЗАНЯТИЕ 5. Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Ищи безостановочно». Цель: развитие внимания. Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы). 3. «Волшебное яйцо». Цель: развитие воображения. Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления. 4. «Маленькие обезьянки» Цель: развитие внимания, навыков общения. Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно. 5. «Бывает - не бывает» Цель: развитие воображения, внимания. Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами. «Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует». 6. «Бип».
7. Итог занятия. 8. «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 6. Цель: развитие внимания. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Незнайкины небылицы». Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуйте отгадать, что напутал Незнайка. Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках. Весной все звери готовятся к долгой спячке. Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки. Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды. 3. «Цветик - семицветик» Психолог рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка - зеленая. Детям предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же. 4. «Невнимательный садовник» Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик». 5. «Паровозик с клоунами» Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача - при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается. 6. «Летает - не летает». Дети садятся или становятся полукругом. Психолог называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Психолог может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. 7. Итог занятия. 8. «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 7. Цель: развитие мышления. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Разрезные картинки» (складывание рисунка из его частей) Берется любая открытка (лучше использовать изображении неживого мира) и разрезается на две равные части. Ребенка просят составить ее. Другая на четыре части и так далее. Выполняя задание, ребенок ориентируется на рисунок изображенный на открытке. 3. «Придумаем загадку». Логика придумывания загадок сложна для дошкольников, поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавляются функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, все дома очищает» (пылесос). 4. «Что лишнее?» Психолог называет три (позже четыре) предмета, один из которых не подходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (овощи - фрукты); стул, стол, шкаф, платье (мебель - одежда). Ребенок выделяет «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой игре наглядную опору - картинки и предметы. 5. Пантомима. Я – комнатный цветок в детском саду. Мне хорошо, когда меня поливают, рыхлят землю, моют листья. Мне не нравится, когда ребята громко кричат. Мне скучно, когда ребята уходят домой и я остаюсь один. Выразить телом и мимикой радость, удовольствие, скуку, раздражение. 6. Итог занятия. 7 «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 8. Цель: развитие памяти. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Телефон» В игре участвуют не менее трех игроков. Словесное сообщение передается друг другу, пока оно не вернется к первому игроку. Сообщение может состоять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное предложение. 3 «Рассказы по картинкам» Ребенку предлагается составить рассказ по картинке. Используются смешные сюжеты, можно из комиксов. 4. «Рассказы по памяти» Ребенка просят рассказать просмотренный недавно мультфильм. 5. «Слова» Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...» 6. Итог занятия. 7 «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 9. Цель: Развитие речи учащихся, фонема тического слуха. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Полслова за вами». Ход: Психолог произносит начало слова, дети заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам. Работа может проводиться в парах и фронтально. 3. «Опиши предмет» Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам. Ход: психолог задумывает предмет, дети задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное. 4. «Я знаю» Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Ход: дети, используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол: Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, 5 «Догадайся, что показал» (пантомима) Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение. Ход: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются угадать, что изображается. 6 «Сочини сказку о предмете». Цель: Развитие речи, пополнение словарного запаса. Ход: Психолог и дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе сказку о приключениях данного предмета. 7 «День - ночь» Цель: Развитие речи, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. Ход: Психолог называет слово, дети – противоположное ему по значению: «День - ночь, сладкий - кислый» и др. 8 Итог занятия. 9«Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 10. Цель: развитие воображения Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и уши, какой у нее характер и т. д. 3. «Нарисуй по описанию». Психолог читает текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его. 4. «Желания» Представьте себе, у нас в группе появился настоящий волшебник. Он говорит, что может исполнить 5 любых желаний для каждого. Что бы вы у него попросили? Этот старец очень мудрый. Он может ответить на любые вопросы. О чем бы вы его спросили? 5. Итог занятия. 6. Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 11. Цель: развитие моторно-двигательного внимания. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Корректурная проба». Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. Детям предлагается на специальном бланке расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок. 3. «Кто летает?» Психолог произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. 4. «Съедобное – несъедобное» В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему психологом. 5. «Ухо – нос» Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" - дотрагивается до носа. Психолог сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. 5. Итог занятия. 6. Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 12. Цель: развитие мышления. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Разложи по порядку» Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. 3. «Отгадывание небылиц» Психолог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла. 4. «Нелепицы»
5. Физминутка «Ванька-встанька» Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям. Ход: Отдых наш физкультминутка Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали. Руки к верху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой-встанькой словно стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. 6. Итог занятия. 7. Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 13. Цель: развитие памяти. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. «Цепочка действий» Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола. 3. «Зарисовки» Цель: обучение приемам, помогающим запоминанию. Предложить к каждому слову сделать рисунок, который помог бы детям потом вспомнить слова. То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное. Например, называете семь фраз. К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложить ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, можно помочь подсказкой. Если ребенок вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо. 4. «Пересказ». Обратить внимание детей на то, если ребенок не может пересказать текст, психолог читает рассказ еще раз, но просит детей обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. "О чем этот рассказ?" Психолог связывает прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравнивает эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. 5. «Бип». Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения. Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип». 6. Итог занятия. 7. «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 14. Цель: развитие логического мышления, быстроты реакции.
1. «Ритуал приветствия». 2. «Настроение в цвете» Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка. Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках. 3. «Времена года». Психолог показывает детям большие картины с изображением времен года. По очереди дети подходят к психологу и берут из стопки маленьких картинок карточку (дождь, снежинки, радуга, цветы, грибы, веточки без листьев, почки, листья зеленые и желтые; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды), и определяют, к какому времени года относится карточка. 4. «Я луна, а ты звезда».
6. «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 15. Цель: развитие зрительного внимания.
1. «Ритуал приветствия». 2. «Я знаю десять названий». В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами: 3. «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. 4. «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. 5. «Найди отличия».
6. «Выкладывание узора». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п. 7. Итог занятия. 8. «Ритуал прощания». ЗАНЯТИЕ 16. Цель: определить психологический климат в группе, настроение детей. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия». 2. Тест «Точка настроения». Перед началом выполнения письма или рисования предложить детям поставить на своем листе в правом верхнем углу точку настроения. Цвет ребенок выбирает сам. Интерпретация теста. Желтый – мечтательность, шутливость, легкость. Фиолетовый, лиловый, синий – богатый внутренний мир, склонность к мистике. Сине-зеленые (цвета воды) – перенапряженность, сконцентрированное внимание, воля. Чаще поощрять, боятся ошибиться. Красный – огромное «Я», стремление к успеху. Открытость, ранимость, непослушание. Чаще выбирают холерики. Зеленый – ребенок заброшен, нуждается в любви. Оранжевый – легкая возбудимость. Коричневый – чувство дискомфорта. Серый – боязнь, неуверенность Черный – стресс. Белый – исходная позиция, начало пути. 3. «Обведи свою ладонь и оживи». Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Психолог предлагает превратить силуэт во что-нибудь. Показывает на доске несколько вариантов. Лист с силуэтом можно поворачивать. 4. Итог занятия. 5. «Ритуал прощания». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Г. А Широкова, . Практикум для детского психолога. – Ростов-на-Дону, 2004г. 2. . Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005г. 3. . Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005г. 4. Психология: средний и старший дошкольный возраст. Разработки занятий. Сост. М.М. Миронова. – Волгоград, 2006г. 5. . Экспресс – программа подготовки и развития. – С.-П., 2005г. Цели программы - Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, Задачи программы: Скачать:Предварительный просмотр:Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток» «Рассмотрено» на заседании МС «Утверждаю» Протокол № 1 от 18.01.2010 г. Директор СОГБУ СРЦН «Исток» Протокол №8 от 10.11.2014г. Степанова Е.В. Председатель МС Мищенкова Н.А ______________________________ ________________________________ Программа коррекционно – развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста (2-4 класс) Составитель: Ляхова Н.Н. (педагог-психолог) Демидов 2014 Пояснительная записка Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста разработана, рассмотрена на заседании МС, утверждена, апробирована в 2010 году. Дополнена в 2014 году. Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста составлена на основании следующих документов: 1. Закон № 273 ФЗ от 29.12.2012, 2. Приказ МОиН РФ от 30.08. 2013г № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 3. Федеральный базисный учебный план и примерный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г. № 1312 (в редакции приказа от 01.02.2012г. № 74). 4. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 Роль и место дисциплины в образовательном процессе Дети, поступающие в социально-реабилитационный центр испытывают определённые трудности в процессе обучения, Одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям Представленные упражнения используются для развития различных Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч) Цели программы:
Формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции; Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей. Задачи программы: Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших Способствовать общему сенсорному развитию высших психических Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе. Организационная структура программы: Программа рассчитана на учащихся в возрасте 7-12 лет, 34 занятия. Вводный этап - 3 занятия. Направлен на снятие эмоционального напряжения, создание в группе Основной этап - 29 занятий. Данный этап разделен на 5 блоков, состоящих из определенного числа 1 занятие блока - диагностика уровня развития познавательных процессов 2-5 занятия каждого блока направлены на развитие определенного В занятия всех семи блоков включены упражнения и игры, направленные Заключительный этап - 2 занятия. Диагностика познавательной сферы младших школьников. Дает настрой на дальнейшее сотрудничество, способствует повышению 2 класс Развитие восприятии, внимания, памяти, воображения, наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. 3 и 4 класс Формирование восприятии, внимания, памяти, воображения, словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности внутреннего плана действия. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность воспитанников. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта детей путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия , - научить воспитанников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности Основным направлением в развитии памяти младших школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности , а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников. При развитии процессов воображения , являющегося важной составляющей занятий психологического развития, выполняются задания как на, так и на творческое воображение. Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы. Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме Организационная структура занятий: Занятия строятся на основе следующих принципов: интегрирования (включение элементов арт-терапии); системности; преемственности. Структура занятия I. Ритуал приветствия, знакомства. Создание ритуала приветствия является первым опытом совместной Для данного этапа использованы игры: В дальнейшем использование созданного школьниками ритуала Начиная со второго или третьего занятия по завершении ритуала - «Ромашка» - учащиеся выбирают лепесток из цветной ромашки, цвет - «Квадрат, круг моего настроения» - в квадрате или круге ребенок закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия; прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат, Разминка - средство воздействия на эмоциональное состояние детей, III. Диагностический и коррекционно-развивающий блок - задания и 1. познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, 2. развитие мелкой моторики, координации в системе «глаз - рука», 3. упражнения на освоение здоровье сберегающих технологий. IV. Заключительная часть. Рефлексия - «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные Беседа о занятии - что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений? Материальное обеспечение занятий. Все материальное обеспечение предназначается для самостоятельной и совместной работы детей на занятиях. Это включает в себя обязательные принадлежности для рисования: альбомные листы, наборы цветных карандашей и фломастеров, простых карандашей, рабочая папка на каждого ребенка, в которую входит: бланки диагностических методик, бланки с заданиями, файлы, тетрадь в клеточку, клубок цветных ниток, мяч, Технические средства: магнитофон, релаксационное музыкальное Предполагаемые результаты: Форма оценивания знаний воспитанников – безотметочная. Формы контроля: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД :
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД :
Предполагаемые результаты:
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная. Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика. Тематическое планирование
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога Панова Елена Михайловна 2. Название программы «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста» 3. Вид программы модифицированный 4. Продолжительность освоения программы 9 месяцев 5. Возрастной диапазон 5-7 лет 6. Образовательная область психолого- интеллектуальная 7. Уровень освоения общекультурный 8. Форма организации образовательного процесса групповая Пояснительная записка Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики. Скачать:Предварительный просмотр:«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» МДОУ № 95 УТРЕРЖДАЮ Заведующая МДОЙ №95 Томаева З.Х. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ» Педагог-психолог Панова Е.М. Владикавказ 2010 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога Панова Елена Михайловна 2. Название программы «Развитие познавательных Процессов детей Дошкольного возраста» 3. Вид программы модифицированный 4. Продолжительность Освоения программы 9 месяцев 5. Возрастной диапазон 5-7 лет 6. Образовательная область психолого- Интеллектуальная 7. Уровень освоения общекультурный 8. Форма организации Образовательного процесса групповая Пояснительная записка Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающих такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством» организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание . Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности; напротив. В процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отличаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у 6-7-летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длинный срок. Одним из основных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигается к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные предметы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя эти попытки и всегда достаточно успешны, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6-ти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. Поддьяков Н.Н. показал, что в возрасте 4-6 лет интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного, т.е. наглядно-действенного мышления, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления – наглядно-схематического мышления. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Целевое направление программы Развитие познавательных процессов и мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста. Задачи программы
Формы деятельности, используемые при реализации программы:
Программа осуществляется в 2 основных направлениях:
а) Сбор информации о ребенке от родителей; б) Просвещение родителей по проблеме развития познавательных процессов у дошкольников. 2. Коррекционно развивающий этап, направленный на развитие познавательных процессов детей. Условия, необходимые для реализации программы
Ожидаемый конечный результат
5. Умение общаться. Структура занятия:
Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май), два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 25 минут. Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми дошкольного возраста. Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать ребенка, а помочь дошкольнику в его саморазвитии и формировании познавательной деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Используемая литература
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №94» городского округа город Уфа Республики Башкортостан Программа развивающих занятий для учащихся 1 классов «Интеллектус» Ломакина Вера Васильевна, педагог-психолог 1.Пояснительная записка С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация его развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе. Таким образом, одним из важнейших направлений психологической работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Определяя содержание программы интеллектуального развития в начальной школе, мы основывались на необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований у детей младшего школьного возраста, а также необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу. Актуальность. Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования процесса развития познавательной сферы младшего школьника. Разработанные развивающие занятия отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками. Цель программы . сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Основные задачи программы. развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга; формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся; формирование собственного стиля мышления; формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах; освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач; Участники программы : учащиеся 1-х классов. Формы работы : групповая, индивидуальная. Основные методы : игры и упражнения. Продолжительность занятия : 35-40 мин. Продолжительность программы 8 занятий. Проведение занятий : 1 раз в неделю. Количество человек в группе : 4-8 человек. Планируемые результаты анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД целеполагание; волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения; оценка; коррекция. Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение. Условия реализации программы
Система оценки достижения планируемых результатов Повышение интереса и активности школьников на уроках; Уменьшение помощи, которую учитель оказывает учащимся при выполнении заданий; Улучшение успеваемости по школьным дисциплинам (косвенный показатель); Снижение уровня тревожности у детей; Эмоциональное благополучие ребенка в классе. 2. Тематический план занятий № п/пТема занятия Цель Содержание Путешествия Смешариков. Нюша в Японии.
Путешествия Смешариков. Лосяш и китайский чай Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Копатыч и египетская сила Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Ежик и Крош в лесу Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Нюша и Лосяш отдыхают на море Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Крош и Нюша в Германии Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Крош и Лосяш на берегу реки. Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
Путешествия Смешариков. Нюша у бабушки в деревне Развитие способности к длительной концентрации внимания и памяти, логического мышления
3. Список используемой и рекомендуемой литературы 1. Ананьева Т. Комната друзей. Психологическая коррекция общения детей с повышенным уровнем школьной тревожности.// Школьный психолог.2009, №10. 2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления, СПб.: Издательский дом «Литера»,2002. 3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М., 1995. 4. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994. 5. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997. 6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся1-4 классов) Часть 1, 2. Книга для учителя.- 4-е изд. ,стер.- М.: «Ось-89», 2008. 7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: «Генезис», 2006. 8.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004 . |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение
- Кто такой сергий радонежский и почему его так любят на руси
- Названия цветов на английском для детей
- Международные сертификаты по английскому Международный тест на знание английского языка
- Модальные глаголы Necessity: have to, must, need to, should, ought to После should употребляется
- Приснилось мыть руки. Мыть руки чистой водой. Магический сонник Во сне к чему снится Мыло
- К чему снятся сны с новыми носками разного цвета
- Неля: полное имя и его значение
- К чему снятся пьяные люди: толкование сна Если снится пьяный мужчина
- К чему снится гладить простынь утюгом