Главная - Советы по выбору
Самые древние деревянные церкви россии. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском


Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы. Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.


Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).


Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.


Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост



Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом - деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.


Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.


Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.


В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали



В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.


Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.


3. Церковь Всех Святых в Сургуте



Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры - деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере



Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось - только на другом берегу.


Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.
Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями - храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.


Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, - видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние - ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину... Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, - стильная красота церкви - спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль



Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах



Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.


Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Храм Владимирской иконы Божией


Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье



Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.



Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская


Так выглядит часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких после восстановительных работ

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)

Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.

Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV - XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру .
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)

Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.

Главные типы великорусского деревянного храма:
1 - Клетские храмы,
2 - Шатровые храмы,
3 - "Кубоватые" храмы,
4 - Ярусные храмы,
5 - Многоглавые храмы.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Примеры основных типов русского деревянного храма

А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.

1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)

Храмы, рубленые "клетски", разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, "на пошве". Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.



Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин

Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам - клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу .

2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части - алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие - главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)


Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.

3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Куб - кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)


Петропавловская церковь в поморском селе Вирма . Фото: Н.Телегин


Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин

4. Деревянный ярусный храм
Название "четверик на четверике", присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)


Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев


Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар

5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности - все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно "дивное диво", может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм "четверика на четверике" .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм

(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)

Но самое удивительное - в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)


Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин


Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах - самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
........................................ ........................................ .............................

Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее - до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно - работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых - клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.

Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».

Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986

…………………………………………………………………………...... .....
P. S. Статья подготовлена специально для Журнала «Архитектурный стиль».
Если в нашем журнале появятся новые фотографии по данной теме - просьба информировать об этом и присылать ссылки. Дополнительные фотографии будут включены в это исследование.

Клетские церкви

О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам боле позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов.

Вполне естественно, что с накоплением опыта возникали новые формы, приемы, композиционные решения, которые соседствовали с более древними.

Формы первых каменных храмов на Руси были заимствованы в Византии. Деревянные храмы не могли в точности скопировать устоявшиеся формы каменного зодчества, поэтому перед строителями возникла задача отыскать новые формы. Использовать готовые приемы сооружения капищ, контынов, оставшиеся от язычества, не разрешили бы церковные иерархи.

Реконструкция контыны. По К. Мокловскому

Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

Формы для новых деревянных храмов были взяты из гражданского строительства, основой всех построек была «клеть» или «сруб». В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех, при чем алтарю старались придать скругленную форму. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями.

Массивные главы, используемые в каменном зодчестве, в деревянных церквях были заменены на небольшие барабаны с маковками крытыми своеобразной деревянной черепицей «лемехом». Ставили их обычно на конек крыши или небольшой постамент четырех или восьмиугольной формы.

Так сложился самый простой тип деревянных церквей- «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу.

Древнейшей из сохранившихся русских деревянных церквей является Лазаревская церковь Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном берегу Онежского озера. Посвящена она воскрешению евангельского Лазаря, возведение ее связано с именем основателя Муромского монастыря реального Лазаря, которому приписывают ее строительство не задолго до его кончины в возрасте ста пяти лет в 1391 г.

Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.

На древность постройки указывают некоторые строительные приемы которые в XV в. уже не использовались: выборка продольного паза не в верхнем, а в нижнем бревне, различная конструкция замка у косяка снаружи и внутри, отсутствие потолков в притворе и алтаре и др.

Лазаревская церковь относится к самому простому типу клетских церквей. Она состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытыми невысокими двухскатными кровлями. Основной объем храма увенчан небольшой главкой.

Приемы композиции планов клетских церквей имеют следующий вид:

1. Алтарь - помещение для молящихся - крыльцо. Крыльцо могло превращаться в сени (паперть) или в зародыш трапзной, а алтарный прируб мог иметь пятигранную форму (Лазареская церковь Муромского монастыря).

2. Алтарь - помещения для молящихся, которое обхватывает с трех, двух или одной стороны галерея на которую вело крыльцо, марш лестницы которого был параллелен или перпендикулярен обычно западной стороны галереи. Если церковь ставили на высокий подклет, то галереи делали висячими, на бревнах кронштейнах или столбах стойках.

3. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная. Трапезная обычно имела большие размеры, получила свое название от общих праздничных трапез («братчин», «канонов»), которые устраивались после службы по большим праздникам (Богородицкая церковь села Тохтарево).

Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г.

4. Алтарь - помещение для молящихся - трапезная - галерея - крыльцо. Галерея обхватывала трапезную чаще всего с трех сторон. Галереи были двух видов. Первый вид это галереи стоящие на земле (церковь Ризположения из села Бородавы, Успенская церковь из села Никулино).

Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г.

И второй вид - висячие, на выпущенных бревнах консолях (Никольская церковь из села Голотово). Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.

Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г.

5. Более сложный тип церкви, отличается от предыдущих наличием между трапезной и крыльцом паперти (Никольская церковь села Ковда, Васильевская церковь села Чухчерьма).

Никольская церковь. Село Ковда. 1613 г.

6. Встречаются клетские церкви с прирубленными приделами (Рождественская церковь из села Талицы, Знаменская церковь села Пылево).

Знаменская церковь из села Пылево. 1742 г.

Покрытия срубов клетских храмов

Покрытия срубов клетских храмов можно разделить на несколько типов:

1. Двухскатная с небольшим подъемом крыша (Троицкая церковь Реконской Пустыни, Ильинская церковь села Поля).

Троицкая церковь. Реконской Пустыни. Новгородская область. 1672-1676 гг.

2. Двухскатная с высоким, крутым подъемом - «клинчатая» крыша (Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи, Успенская церковь города Иваново).

Спасо-Преображенская церковь. Село Спас-Вежи. Костромская область. 1628 г.

3. Двухскатные с «полицами», переломами в нижней части крыши, цель которых отвести подальше от стен край крыши (Церковь Ризположения из села Бородавы, Богородицкая церковь села Тохтарево).

Церковь Ризположения. Село Бородавы. Вологодская область. XV в.

Разновидностью таких клинчатых крыш являются крыши со ступенчатыми скатами (Георгиевская церковь села Юксово, Никольская церковь села Тухоля).

Георгиевская церковь. Село Юкосово. Ленинградская область. 1493 г.

4. Четырехскатная крыша. Такие крыши не нашли широкого применения в покрытиях клетских церквей, так как такое покрытие могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которых была не велика. Подобные церкви начали строить с конца XVII века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов распространенных на территории Московской области (Никольская церковь в селе Васильево, Богоявленская церковь села Семеновское).

Богоявленская церковь. Село Семеновское

5. Восьмискатная крыша. Крыши на восемь скатов были более выразительные и привлекательней четырехскатных, поэтому строили их гораздо чаще. Местом их возникновения считается Новгородская область (церковь Святителя Николая в селе Оскочихе, церковь в селе Неклюдове, церковь Св. Николая в селе Уйма).

Церковь Св. Николая Чудотворца. Село Уйма. Архангельская область. 1705 г.

По В. Суслову

6. Бочечное покрытие. Бочка располагалась чаще всего вдоль оси здания (Троицкая церковь Елгомского погоста, Благовещенская церковь деревни Пустынька).

Троицкая церковь. Елгомский погост. Карелия. 1714 г. По Д. Милееву

Встречались церкви с расположением бочки поперек оси (Успенская церковь в селе Черевкове).

Успенская церковь. Село Черевково (Сольвычегодский уезд). Вологодская область. Конец XVII в. По в. Суслову

Основной объем церкви завершался главкой крытой лемехом, барабан которой ставился непосредственно на кровлю или основание в виде квадрата, восьмиугольника, бочки или крещатой бочки.

Над западным притвором некоторые церквей возвышались шатровые звонницы (Спасская церковь из села Фоминское).

Спасская церковь. Село Фоминское. Костромская область. 1721 г.

Алтарь клетских церквей имел четырехгранную, пятигранную или шестигранную форму (Рождественская церковь из села Талицы), завершался он двухскатной, пятискатной кровлей или бочкообразным покрытием, на которое иногда ставили главку.

Литература:

1. Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.

2. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998. 208 с.

3. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. - Л., 1981. 128 с., ил.

4. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989.

Метро Кропоткинская.
Деревянный храм построен в честь Державной иконы Божией Матери.
Церковь построили в начале 1995 года, и стала она первой среди церковных деревянных новостроек Москвы. Подобно храму Христа Спасителя, "Державную" построили крестообразной в плане и "под звоном". Это означает, что для колоколов здесь нет специальной колокольни, колокола находятся в самом храме, в его верхней части. Службы в "Державной" идут по праздничным дням, а каждую пятницу читается молебен перед другой почитаемой в народе иконой Богородицы –"Неупиваемая чаша". Подлинник этой чудотворной иконы находится в подмосковном Серпухове, в Высоцком монастыре.

Метро Краснопресненская.
В скверике перед главным входом в правительственное здание летом 1996 года была построена Крестовоздвиженская часовенка с крылечком и шатровым верхом на "восьмерике" – деревянном восьмиграннике, где проходят молебны. Воздвигнута она в память о погибших защитниках Отечества в дни волнений осенью 1993 года. Заметим для ясности, что часовня отличается от церкви тем, что в ней нет алтаря и иконостаса, а потому полные службы там не проводятся.

Метро Войковская.
Самая большая деревянная церковь Москвы – это церковь великомученика Георгия Победоносца в Коптево .
Построена она в 1997 году на углу Коптевского бульвара и обширной Академической улицы. Православная община в Коптево сложилась в декабре 1996 года. По случаю приближавшегося 850-летия Москвы, новый храм решили посвятить ее небесному покровителю – святому Георгию. Архитектор В.Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского Севера, спроектировал Георгиевский храм бревенчатым с пятью шатрами и колоколенкой над притвором. Место под строительство выбрали очень удачно: для площадки не пришлось срубить ни одного дерева. Средства собирали всем миром: жертвовали все предприятия и коммерческие структуры муниципального округа. Храм строила бригада искусных архангельских плотников, знающих секреты дедовского мастерства и работавших специальными, коваными топорами.

Метро Бабушкинская.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Раево.
Построен в 1997 году по образцам деревянного зодчества ХV века. Входит в состав создающегося комплекса в честь замечательного русского святого – преподобного Серафима Саровского, известного тем, что он тысячу дней и тысячу ночей в любую погоду молился на лесном камне.

Метро Свиблово.
Улица Снежная 21
Храм-часовня святого священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого в Свиблове.
Построена в 1997.

Улица Енисейская 22.
Святителя Николая Чудотворца храм-часовня.

Метро Сокольники.
Майский просек,7,стр.1.
Храм святителя Тихона Задонского в Сокольниках .
Самый старый московский деревянный храм. Построен в 1863 году во имя святого Тихона, епископа Воронежского, прославленного в 1861 году. Церковь была закрыта в 1943 году и чудом уцелела в глубине Сокольнического парка, ее до сих пор не просто отыскать даже по карте. Ныне церковь перестраивается. Приписана к храму Всех Святых бывшего Алексеевского монастыря.

Метро Преображенская площадь.
Храм Спаса Преображения в Богородском
Нынешний деревянный храм построен в 1880 году на месте более древнего, обветшавшего от времени. В 1951 году случился большой пожар, при котором погибло все внутреннее убранство храма, кроме чудотворных икон Тихвинской Божией матери и святителя Николая. Внешние стены были спасены. При воссоздании главный иконостас был перенесен из летней Патриаршей резиденции в Переделкино. В 1980 году храм отметил свое столетие.

Метро Медведково.
Улица Широкая,14.
Утоли моя печали иконы Божией Матери в Медведково

Улица Широкая,27.
Храм Алексия, митрополита Московского в Сев.Медведкове
Дата постройки: Между 1998 и 2000.
Архитектор: А. Левченко.

Угол ул.Норильской и Малыгина.
Деревянная часовня преподобного Сергия Радонежского , приписанная к храму Святых мучеников Адриана и Наталии Русской...

Бутовский полигон.
Деревянный храм Новомучеников и Исповедников российских в Бутове . Храм построен на территории бывшего полигона НКВД-КГБ "Объект-Бутово", официально признанного местом массовых захоронений жертв политических репрессий. По данным, полученным из архива ФСБ, на территории полигона только в период с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года было расстреляно и захоронено 20 765 человек. Общее же количество пострадавших и захороненных в Бутово неизвестно.

Группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА" - работает на рынке деревянного домостроения более 20-ти лет. За это время она зарекомендовала себя надёжным партнёром с безупречной репутацией. Сегодня ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА - это лидер в сегменте строительства эксклюзивных домов, бань, банных комплексов, коттеджей, ресторанов, кафе, кемпингов, гостиниц, туристических баз, домов отдыха, Православных храмов из древесины северной сосны, кедра, лиственницы. Сегодня ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА- это группа компаний работающая в лучших традициях деревянного зодчества, обладающая своими сырьевыми ресурсами, производственными базами, с представительствами по всей России и за рубежом.

Дома и бани из оцилиндрованного бревна диаметром от 18 до 32 см.,

Срубы домов и бань рубленых вручную диаметром бревна от 26 до 60 см.,

Срубы домов и бань из лафета шириной от 20 см. до одного метра.

ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА осуществляет весь комплекс задач по проектированию и строительству Вашего дома, что позволяет на всех этапах взаимодействовать только с одной компанией, позволяя экономить Ваше время и силы. Мы предлагаем: проектно- изыскательские работы, архитектурное проектирование, изготовление сруба и его доставку на Вашу строительную площадку, сборку, проводку всех инженерных коммуникаций, услуги по интерьерному дизайну и ландшафной архитектуре.

КАЧЕСТВО является одним из ключевых принципов и конкуретным преимуществом "ДЕРЕВЯННЫХ ДОМОВ". Мы дорожим своими Заказчиками и своим добрым именем, поэтому ПОРЯДОЧНОСТЬ, исполнение своих обязательств в полном объёме и в срок - это приоритет в деятельности нашей компании. Наша главная ЦЕЛЬ - строительство экологичных домов и других объектов деревянного зодчества, в полном объёме удовлетворяющих потребностям наших клиентов, с учётом их индивидульных требований, с учётом их образа жизни.

Одной из первых вышла группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА"- Москва на Российский рынок деревянного домостроения, став надёжным подрядчиком, партнёром и другом для многих физических и юридических лиц. С 2000 года мы с успехом вышли со своей продукцией на рынок Европы и Ближнего Востока.

Группа компаний "ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА"- предлагает строительство деревянных домов и бань "под ключ", начиная с разработки художественных форм, проектированием и заканчивая дизайном интерьера.

Одним из направлений деятельности нашей компании является проектирование и строительство деревянных кемпингов, мотелей, мини- гостиниц, туристических, рыболовных, лыжных, конных, охотничьих баз и домов отдыха.

По пожеланию заказчика мы строим наши объекты со всей сопутствующей инфраструктурой: детские площадки, беседки, кафе, рестораны, административные постройки, конюшни и т.д. - всё то, что необходимо для их комфортного функционирования и обслуживания.

В "ДЕРЕВЯННЫХ ДОМАХ"- работают только высококвалифицированные и профессиональные кадры, имеющие многолетний опыт по строительству деревянных домов и бань из бревна. Они владеют русской, канадской, норвежской методикой ручной рубки и способны качественно и в кратчайшие сроки построить деревянный дом из сруба любой сложности.

Группа компаний «ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА»- осуществляет строительство “под ключ” деревянных домов, коттеджных посёлков, загородных усадеб, бань, других архитектурных форм из бревна северного леса в следующих городах и регионах России: г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Барнаул, Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, г. Белгород, Белгородская область, г. Брянск, Брянская область, г. Владимир, Владимирская область, г. Волгоград, Волгоградская область, г. Воронеж, Воронежская область, г. Вологда, Вологодская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, г. Иваново, Ивановская область, г. Иркутск, Иркутская область, г. Калининград, Калининградская область, г. Калуга, Калужская область, Камчатский край, г. Кемерово, Кемеровская область, г. Киров, Кировская область, г. Кострома, Костромская область, г. Краснодар, Краснодарский край, г. Красноярск, Красноярский край, Курганская область, г. Липецк, Липецкая область, Магаданская область, г. Мурманск, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, Новгородская область, г. Новосибирск, Новосибирская область, г. Омск, Омская область, г. Оренбург, Оренбургская область, г. Орёл, Орловская область, г. Пенза, Пензенская область, г. Пермь, Пермский край, Приморский край, г. Псков, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), г. Казань, Татарская республика, Республика Тыва, Республика Хакасия, г. Ростов, Ростовская область, г. Рязань, Рязанская область, г. Самара, Самарская область, г. Саратов, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, г. Смоленск, Смоленская область, Сочи, Ставропольский край, г. Тамбов, Тамбовская область, г. Тверь, Тверская область, Томская область, г. Тула, Тульская область, Салехард, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Челябинск, Челябинская область, Чувашская республика, Чукотский автономный округ, Ямало- Ненецкий автономный округ, г. Ярославль, Ярославская область. #ДЕРЕВЯННЫЕ ДОМА #СРУБЫ #сруб #сруб дома #сруб бани #окимо москва сруб #срубы

 


Читайте:



Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Определение реакции среды растворов и их нейтрализация

Показатель pH и его влияние на качество питьевой воды. Что такое pH? pH («potentia hydrogeni» - сила водорода, или «pondus hydrogenii» - вес...

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Надежда: значение и происхождение имени, характер, судьба, совместимость

Имя Надежда заимствовано из старославянского языка. Это имя пришло на Русь с православием и, в отличие от большинства других имен, получило...

Какие предметы легче сдавать на ОГЭ?

Какие предметы легче сдавать на ОГЭ?

Реклама ОГЭ – это Основной Государственный Экзамен для выпускников 9 классов общеобразовательных и профильных школ нашей страны. Экзамен в формате...

Встретить себя во сне: счастливый знак или предвестник беды?

Встретить себя во сне: счастливый знак или предвестник беды?

Что означает он, рассказывают сонники. Различные источники по-разному интерпретируют это сновидение.Американский сонник Если человек в сновидении...

feed-image RSS