Главная - Электричество 
Урок "защита отечества" по предмету основы православной культуры. Открытый урок по ОПК "Защита Отечества" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему Презентация опк тему защита отечества

Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В. Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока : Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми. Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет. Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Введение в тему урока: Учитель: Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И не одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков Ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь - твое начало
И Преподобный Сергий в ней. Учитель: -Как вы думаете,о чем мы сегодня поговорим на уроке, какие ключевые слова вы услышали в этом отрывке? Дети: -Отечество мое, Россия, Святая Русь, непобедимая Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Защитники Отечества»,мы поговорим о людях, которые мужественно и самоотверженно защищали Русь, о святых защитниках Родины. 3.Основная часть урока. Не раз мирный труд людей и тихая жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. -А как, по-вашему, является ли война злом? Почему? (Ответы детей) Учитель: Христос учил прощать. Можно простить свою обиду,а если обижают сестренку, маму, Родину? Христос говорил: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит и гнев бывает напрасным,а бывает уместным,а война справедливой и несправедливой. Давайте попробуем разобраться, когда война бывает справедливой? 1 слайд За терпение и веру Господь исцелил Илью Муромца от болезни, стал он защитником Руси святой и веры нашей православной. Одержав победы во многих поединках,в конце концов стал монахом.

Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей)

2слайд

Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия «Ступай с Богом! Ты победишь». Рассказ ученика о Куликовской битве:

В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон.

Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой.

Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.

Учитель:

В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайд

Православная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.

Ученик:

Бородино…Родной земли частица,

Село, каких немало под Москвой,

Но как же сердце начинает биться

При виде церкви с маковкой златой.

Здесь свято все.

Здесь нет героям счета,

Что были клятве до конца верны-,

Защитники России, патриоты,

Отечества любимые сыны.

4 слайд

Молебен перед Бородинской битвой

Учитель:

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.
Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях.

Федор Ушаков – святой адмирал

Учитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?

Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Учитель: Ребята, а какие поступки не допустимы даже на войне? Подтвердите свой ответ историческими примерами из текста учебника на странице 90.
4.Подведение итога урока.Учитель:-Какие основные понятия мы обсуждали сегодня ?( Защита Родины, справедливая война, несправедливая война.) - Как должен вести себя воин:с врагами Отечества, с детьми врагов, с пленными,со стариками? -Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? 5.Домашнее задание: Вопросы и задания для самостоятельной работы:

    Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому человеку и тому, кого он любит? Как ты понимаешь слова «Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны» На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:
“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”
О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
    Поделись рассказами о членах своей семьи- участниках Великой Отечественной войны Может ты знаешь о людях, наших современниках, которые проявили мужество и самоотверженность при исполнении гражданского долга в наши дни, расскажи о них.

Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;

Помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”;

Познакомить с законами милосердия и справедливости на войне;

Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом.

Ход урока

I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация

Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

За правое дело стой смело.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3>

(Защита Отечества)

II. Работа со словарём.

Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4>

Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль)

Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский)

III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”.

Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания.

Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89)

Какова цель справедливой войны? <Слайд 5>

Если есть справедливая война, то есть и какая?

Какова цель несправедливой войны?

IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми.

Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6>

Каких богатырей вы знаете?

Илья Муромец.

(Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7>

Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце?

(Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник ”)

Из того ли города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как чёрна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
Птица чёрный ворон не пролётывает,
Серый зверь да не проскакивает.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать да стал копьём колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

Каким вы увидели Илью Муромца?

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре.

<Слайд 8>

Александр Невский

Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9>

Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни?

(Чтение отрывка из Житие Александра Невского )

В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского.

Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?”

После этой битвы Александр Невский произнёс ещё одну историческую фразу. Какую?

Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет.

Как вы понимаете эти слова?

Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91)

Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10>

Дмитрий Донской.

Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11>

Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90)

К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12>

Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление?

Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов.

Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8>

Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем”

Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых.

V. Работа в группах.

Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости.

Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу.

<Слайд 14>

VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15>

Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения:

Я уже знал…

Я узнал…

Мне осталось непонятно…

VII. Задание на дом.

Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества.

МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ»

Работу выполнили:

    Аленевская С.В

    Булычева Г.К.

    Гликина С.Б.

    Жилина М.В.

    Кузнецова И.В.

Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе

по теме: «Защита Отечества »

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г.

Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества.

Задачи :

личностные

Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа;

Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков;

Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе;

Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную.

предметные

Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»;

Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества.

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге.

Необходимое оборудование - компьютер, проектор.

Перечень ЭОР:

    Презентация к уроку

    Презентация проекта домашнего задания «Награды России»

    Фрагмент фильма «Александр Невский»

    Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры».

Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам.

Самоопределение

1 мин

2. Мотивация учебной деятельности.

Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Кто в своей жизни ссорился с другими людьми?

Что являлось причиной ваших ссор?

Что вы чувствовали?

А чем заканчивались ваши ссоры?

Что произойдет, если поссорятся между собой страны?

Что означает слово “война”?

Напишите ассоциации к слову «война»
- Почему люди воюют?

А еще почему?

Ученики высказываются.

Происходят войны.

Война – это вооружённый конфликт.

Война – это смерть миллионов невинных людей.

Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...)

Учащиеся высказывают предположения:
-желание присвоить чужие богатства;
-желание завладеть чужой территорией;
-желание иметь власть над людьми;
-желание заставить людей другой страны работать на себя.

Желание защитить свою семью и Родину.

Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать…

3 мин

3.Формулирование темы и целей урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества».

Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,

о святых защитниках Родины.

Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализация знаний.

Что объединяет этих персонажей?

Как иначе их можно назвать?

Знаете ли вы других богатырей?

Что такое Отечество?

- Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит.

Они богатыри.

Защитники.

Родина

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Как же должен вести себя православный человек, если начнется война?

С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам.

А что на войне самое страшное?

Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам?

- Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества».

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.

Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.
Но это – когда речь идет об обидах, причиненных тебе. Ты можешь простить свою обиду. А если обижают твою сестренку? Мать? Родину?
Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75.

Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь.

Может ли война быть справедливой? В каком случае?
- Какая война по-христиански может быть оправдана?

Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих».

Ответы детей.

С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

Формирование навыков смыслового чтения.

10 мин

1 мин.

6.

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Какими качествами должен обладать защитник?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации.

Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?

Среди православных святых было много воинов.

Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает.

5 мин.

7.

Работа в группах.

Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество.

Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники.

Просмотр отрывка фильма

«Александр Невский»

Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны?

Почему эти люди стали святыми?

- Кто такие святые?

Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков

Выступление историков

Выступление литераторов

Художники разукрашивают

Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!

Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество.

Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере.

С обращения к Богу.

Благодарили Бога за помощь.

8 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей.

Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как?

Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону?

Будет ли такой поступок христианским? Почему?

Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как?

На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами.

Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Предательство, дезертирство, мародерство и т.д.

Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно.

Надо поступать по заповедям Божьим.

Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

9. Домашнее задание.

Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки».

1 мин

МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе.

УМК “Школа России”

по теме:

“ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА”

Педагог: Быстрых Н.А.

г.Гатчина

2013

Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством.

Задачи урока:

  1. Предметные:
  • познакомить с библейскими изречениями об обязательной для христианина защите близких, Родины.
  • проанализировать содержание понятий “справедливая война”, “законы милосердия и справедливости”;
  • представить учащимся исторические примеры верного служения Отечеству: Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков.
  1. Метапредметные:
  1. Познавательные УУД:
  • Развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, строить логическую цепь размышлений.
  • Учить применять общеучебные умения (операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи).
  • Формировать умение осмысленного чтения, извлечения из прочитанного нужной информации.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Создавать условия для сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, интеграции в группу сверстников (работа в паре, группе, т.д.).
  • Формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
  1. Личностные

Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя.

Форма урока: традиционная.

Оборудование:

  1. Учебник:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.

  1. Листы с исследовательскими заданиями.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Видеозапись отрывков мультипликационного фильма “Пересвет и Ослябя” (реж.С.Подивилов)
  4. ПК, проектор.

Основы религиозных культур и светской этики (Модуль ОПК)

Урок № 28

Тема: «Защита Отечества»

Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Задачи:

    формировать умение осуществлять информационный поиск
    для выполнения учебных заданий;

    формировать навыки смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    формировать умения понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Этапы урока

Ход урока

    Актуализация знаний
    и постановка учебной проблемы

На этапе актуализации знаний моя задача включить учащихся в деятельность.

Учащиеся получают карточки с заданием. Работая в парах, составляют пословицы, определяют их основную мысль.

    Кто Родине верен,… стой смело.

    Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

    Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

    За правое дело,… в бою не зевай.

    Бой красен мужеством,… легко в бою.

Кто защищает нашу Родину от неприятелей? В жизни часто ли мы встречаем защитников Отечества. Каковы ваши действия.

Создание проблемной ситуации. Задаю детям вопрос:

Видеоролик

После просмотра учащиеся анализируют поведение курсантов и приходят к выводу,
что курсанты проявили уважение, гордость, почет ветерану-солдату.

Работа с пословицами и просмотр видеоклипа помог сформулировать тему урока, определить цели урока

Тема урока «Защита Отечества».

Что такое Отечество?

    Совместное открытие знаний

На этапе совместного открытия знаний совершим путешествие в прошлое. Россия - страна героическая. В тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных, Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли.

В нашей стране есть герои, на чьих подвигах мы воспитываемся. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской.

Слайд с картиной Васнецова

Пожалуйста, назовите славных русских богатырей, которых известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил на картине «Богатыри». Могли ли эти богатыри вместе стоять на перепутье?

(Нет, потому что жили в разное время.)

Беседа по вопросам:

    От кого богатыри защищали Русь?

    Хорошо ли вы знаете подвиги богатырей. О ком идет речь?

    Славный защитник Руси-матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

    Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

    Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)

    А жили ли богатыри на самом деле, как вы считаете? (ответы детей)

Собирательный образ героя Отечества в лице богатырей помогает выделить общие качества для защитника Отечества.

Древнерусские герои славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.

Они были исконными христианами. Но участие в войне толкало их на нарушение заповеди Божьей: «Не убей!»

Как же соотносятся христианская мораль и война.

Учащиеся читают текст в учебнике, вспоминают христианские заповеди. Знакомятся с текстом учебника и приходят к выводу, как должен вести себя воин-христианин на поле боя.

А сейчас в мирное время мы встречаемся с героями, и кто может им стать?!

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник. Прочитаем текст на стр.88.

На этом этапе моя задача формировать умения устанавливать взаимосвязь между поступками людей и православной верой.

Вспомним слова Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

Что такое гнев, когда человек может его проявлять?

Два вида гнева. Рассмотреть и пояснить. Учащиеся вспоминают христианские заповеди. Знакомятся с текстом учебника и приходят к выводу, как соотносится христианская мораль и защита Родины в наше время, выясняют, какие виды гнева существуют и приходят к выводу, что гнев Жени был справедливым, так как в лице сестры Женя защищал свою Родину.

Орденом мужества посмертно Женю наградили за героизм и отвагу.

Какими качества обладал мальчик?

Возвращемся к качествам, названным у богатырей.

    Самостоятельное применение знаний

На этапе применения знаний дети разбиваются на 5 групп , проговаривают правила работы в группе и получают конверты с заданиями.

Моя задача: формировать умения работать по алгоритму, в сотрудничестве, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, делать выводы

На этапе презентации исследовательского проекта я ставлю задачу: формировать умения формулировать выводы, развивать коммуникативные и регулятивные УУД

Учащиеся приходят к выводу, что все герои «Аллеи славы» любят и преданы Родине, смелые, решительные, храбрые

На этапе закрепления знаний учащиеся на основе отмеченных качеств характера формулируют понятие «патриот».

Как называют человека, который

Задаю вопрос детям: "Патриотом рождаются или становятся?"

Что нужно делать, чтобы быть патриотом своей Родины?

Формированию умения понимать и принимать ценности человеческой жизни помог просмотр видеоролика "Молитва солдата". Учащиеся приходят к выводу, что каждый солдат мечтает о мире.

    Итог урока

На этапе рефлексии создать атмосферу психологического комфорта помогает метод сплетения Паутины добра.

Каждый из вас может стать героем своего класса, города и страны.

Будьте неравнодушными, ответственными, протягивайте руку помощи нуждающимся,

не проходите мимо зла, боритесь с ним!!!

Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Не в наших силах предотвратить войны, но в наших силах сделать мир чище и добрее. Ни когда-нибудь и где-нибудь, а здесь и сейчас. Здесь и сейчас скажите друг другу добрые слова или слова благодарности, передавая этот клубок - сплетем нашу паутинку добра.

О людях, отдавших жизни за нашу православную веру, за Родину нельзя говорить в прошедшем времени. Они навсегда останутся с нами… Они – воины… Навеки в наших сердцах…

Молодцы! Спасибо всем за урок!


«для проекта»

Дмитрий Донской

    Дмитрий Донской – московский князь, сумел объединить русские земли вокруг Москвы.

    8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, которой войско Дмитрия Донского одержало победу.

    Причислен к лику святых.

    В 2002 году учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

    Девочка кричала и плакала, а вокруг нее столпились ее друзья из класса. Ребята не знали, как спасти свою подругу. Поэтому мы тут же бросились на помощь Ане.

    «Да любой уважающий себя человек сделал бы так же, – пожимает плечами Паша. – Не вижу в своём поступке никакого героизма– так должны поступать все».

Федор Ушаков

    Русский флотоводец, адмирал , .

    Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен.

    Образ флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова был сделан символом славы и победоносных традиций российского флота.

    В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.

    В 2001 году причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Александр Невский

1.Александр Невский – князь, великий полководец и талантливый дипломат.

2. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда войско Александра победило. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».
3. Причислен к лику святых.

4. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры взводов за проявление личной отваги и обеспечение успешных действий своих частей.

Илья Муромец

    Древнерусский богатырь

    После чудесного исцеления Илья Муромец совершает многочисленные подвиги.

    Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.

    Причислен в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

    Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям…

Просмотр содержимого документа
«лист героя»

Александр Невский

1 . Александр Невский – князь, великий полководец и талантливый дипломат.

2. В июле ________ года состоялась знаменитая __________________________битва, когда войско Александра победило. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «_______________________».

3. Причислен к ________________________________.

4. Во время Великой Отечественной войны в ____________ году был учрежден орден ______________________________, которым награждались командиры взводов за проявление ______________________________________________.

5. Выделите черты, характеризующие Александра Невского

Дмитрий Донской

    Дмитрий Донской – московский князь, сумел ________________________русские земли вокруг Москвы.

    8 сентября ________________года состоялась знаменитая ________________________ битва, которой войско Дмитрия Донского одержало ______________________.

    Князь был православным христианином, поддерживал храмы, делал пожертвования.

    Причислен к лику святых.

    В ____________году учреждён Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

    Выделите черты, характеризующие Дмитрия Донского

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.

Федор Ушаков

    Русский _________________________, адмирал , командующий Черноморским флотом .

    Не потерял в боях ни ________________________, ни один его подчинённый не попал в плен .

    Образ флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова был сделан символом ________________ и победоносных ___________________российского флота.

    В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя _______________________ и широкой ______________________деятельности.

    В ______ году Русской православной церковью причислен к ___________________как праведный воин Феодор Ушаков

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.

Илья Муромец

    Древнерусский богатырь , воплощающий общий народный идеал героя-воина.

    После чудесного _______________________ Илья Муромец совершает многочисленные _____________________.

    Самый известный его подвиг - победа над _______________________________-разбойником.

    Причислен в ________ году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

    Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое ___________________________…

    Выделите черты, характеризующие Илью Муромца

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.

Андрей Ефименко и Павел Чернеев

    15-летние Андрей Ефименко и Павел Чернеев спасли провалившуюся под лед первоклассницу Аню.

    Девочка кричала и плакала, а вокруг нее столпились ее друзья из класса. Ребята ________________________, как спасти свою подругу. Поэтому мы тут же бросились _______________________________________ Ане.

    Оказалось, что первоклашки играли на хрупком льду. В итоге Аня и провалилась.

    «Да любой ____________________________ себя человек сделал бы так же, – пожимает плечами Паша. – Не вижу в своём поступке никакого ____________ – так ___________ поступать все».

    Выделите черты, характеризующие Федора Ушакова

решительность, зависть, любовь к Отечеству, ненависть, героизм, гордость за Родину, гнев, преданность, храбрость, смелость.

Просмотр содержимого презентации
«Защита Отечества»


Мастер-класс

«Защита Отечества»

МАОУ СОШ № 2

Ст. Павловской

Стрюк О.В.


Основы религиозных культур и светской этики (модуль ОПК)

Урок № 28 Тема: «Защита Отечества»

Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Задачи:

  • формировать умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • формировать навыки смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • формировать умения понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Актуализация знаний

Задача: включить учащихся в деятельность на уроке

Составьте пословицы, определите их основную тему

  • Кто Родине верен,… стой смело.
  • Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.
  • Тяжело в учении,… тот в бою примерен.
  • За правое дело,… в бою не зевай.
  • Бой красен мужеством,… легко в бою.

Формирование умения анализировать, обобщать, соотносить, делать выводы


Создание проблемной ситуации

Задача: формировать умения находить ответ на проблемный вопрос

Почему?

Просмотр видеоролика.

Почему курсанты прошли строем, как на параде, отдавая честь ветерану-солдату?

ПРОБЛЕМА


Создание проблемной ситуации

Задача: формировать умения выявлять проблемные

зоны в собственных знаниях

Просмотр видеоролика.

Формирование навыков смыслового просмотра видеоклипов, овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Формулирование темы урока, определение цели

Задача: формировать умения самостоятельно формулировать

тему и цель урока после предварительного обсуждения

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, Тот отдал ей сердце и душу свою. Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые, Про желтые нивы и радость весны. Любите Россию, любите Россию! И будьте России навеки верны! (О. Милявский)

Учащиеся проговаривают цель урока,

формулирую тему урока.

Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Путешествие в прошлое

Задача: формировать чувства гордости за прошлое своей Родины

Любовь к Родине

Смелость

Героизм

Решительность

Храбрость

Преданность

Гордость за Родину

В.М. Васнецов

«Три богатыря»

Формирование способности анализировать, устанавливать логические связи, смотреть на объект исследования с разных сторон


Открытие новых знаний

Задача: формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения высказываний

«Христианин на войне».

Нельзя добивать раненых

Нельзя трогать безоружных

Нельзя грабить местных жителей

Нельзя убивать пленных

Не убей!

Возлюби ближнего своего как самого себя!

Законы милосердия приходят на смену законам войны

Учатся анализировать жизненные ситуации.

Выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.


Открытие новых знаний

Задача: формировать умения устанавливать взаимосвязь между поступками людей и православной верой

Чтение текста

ПРОБЛЕМА

«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»

ГНЕВ

напрасный справедливый

Любовь к Родине

Смелость

Героизм

Решительность

Храбрость

Преданность

Гордость за Родину

Орден Мужества России


Применение знаний

Задача: формировать умения работать по алгоритму, в сотрудничестве, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, делать выводы

Создание «Аллея славы Русского народа»

Учащиеся проговаривают правила работы в группе. Получают конверты с заданиями.


Презентация исследовательского проекта

Задача: формировать умения формулировать выводы, развивать коммуникативные и регулятивные УУД

«Аллея славы Русского народа»

Учащиеся представляют результаты своей работы, дополняя друг друга


Закрепление знаний

Задача: формировать умения понимать и принимать ценности нравственности

Патриот

Кто это?

Человек, который

  • любит то место, где родился и вырос.
  • Знает историю своей страны, гордится своими предками.
  • Знает и бережет свой родной язык.
  • Готов встать на защиту Отечества.
  • Отстаивает престиж свой страны.
  • Готов отдать своей Родине все силы и способности.
  • Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.

Учащиеся на основе отмеченных качеств характера формулируют понятие «патриот»


Закрепление знаний

Задача: формировать умения понимать и принимать ценности человеческой жизни

О чем?

Просмотр видеоролика. Учащиеся приходят к выводу, что каждый солдат мечтает о мире

ПРОБЛЕМА


Итог урока. Рефлексия

Задача: создать атмосферу психологического комфорта

Паутина добра

Учащиеся сплетают «Паутину добра», приходят к выводу, что добро способно изменить мир


 


Читайте:



Как рассчитать увеличение

Как рассчитать увеличение

Его цифровое выражение в следующем периоде. Разделите число, соответствующее значению в более позднем временном отрезке, на показатель периода....

Ставка налога на имущество в 1с 8

Ставка налога на имущество в 1с 8

При осуществлении деятельности на общей системе налогообложения, компании обязаны уплачивать множество налогов, в том числе и налог на имущество...

Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?

Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы оно отвечает?

Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий....

Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение

Односоставные предложения Обобщенно личные предложения определение

Э.Л. БЕЗНОСОВ, г. Москва Продолжение. См. № 13, 15/2004 Система уроков по синтаксису в 8-м классе ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Односоставные...

feed-image RSS