Разделы сайта
Выбор редакции:
- Полупроводниковые диоды и транзисторы, области их применения
- Как правильно выбрать флюс
- Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?
- Английские слова, которые невозможно перевести
- Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные
- Условные предложения в английском языке
- Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках
- Павильон в царском селе кваренги
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
Реклама
Урок "защита отечества" по предмету основы православной культуры. Открытый урок по ОПК "Защита Отечества" план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему Презентация опк тему защита отечества |
Урок по «Основам православной культуры»,учителя ГБОУ гимназия №1532 Макаровой Т.В.
Тема урока: «Защита Отечества»
Цель урока
:
Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.
Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.
Воспитывающая: осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Введение в тему урока:
Учитель:
Отечество мое! Россия!
Ученик: Витязи былинные Мчатся на рыси, Целят копья длинные Во врагов Руси И ведут неравную Сечу за страну, Веру Православную, За детей, жену… Учитель: Вспомните, ребята, былины об Илье Муромце, за кого сражался он,кого защищал этот богатырь? (Ответы детей) 2слайд Более двухсот лет, с 13 по 15 век, русский народ страдал от монголо-татарского ига. От тяжкого гнёта Золотой Орды родной земле принёс избавление великий Московский и Владимирский князь Дмитрий Донской, неустанно объединявший русские земли в единое государство. ![]() В 1376 году войска русского полководца победили волжских булгар, а в 1378 году разгромили войско мурзы (татарского военачальника) Бегича. В отместку хан Золотой Орды Мамай собрал десятитысячное войско и двинулся против Руси. Обе рати встретились на Куликовом поле на берегу реки Дон. Битва началась с поединка ханского богатыря Челубея с русским воином Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми, однако победа осталась за Пересветом, которого конь смог довезти до своих. Ободрённые первой победой, ратники бросились в бой. Князь Дмитрий смог предугадать ход сражения и разделил русское войско на три полка: Сторожевой, Большой и Засадный - резервный. В исходе битвы именно резервный полк сыграл важнейшую роль. Бой длился долго и с переменным успехом, но к исходу дня лагерь Золотой Орды был захвачен. Знаменательное сражение вошло в историю нашей страны под названием Куликовской битвы, а князь стал именоваться Дмитрий Донской. Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы.Учитель: В июле 1240 года шведский ярл (король) Биргер с войском вступил в русские земли и, став лагерем на берегу Невы, прислал Новгородскому князю Александру объявление войны, гордое и надменное: «...я уже здесь и пленю землю твою». Ночью 15 июля князь с небольшой дружиной врасплох напал на шведов и наголову разбил захватчиков. В честь победы при реке Неве Александр получил прозвание Невский. Но вскоре новая беда обрушилась на русский Север. Теперь в поход на Новгород пошли немецкие рыцари крестоносцы. Обращаясь к дружине, князь Александр говорит: - Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!.. И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину: - Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.И одержал победу полководец и вновь на русской земле славили великого воителя. Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”. 3 слайдПравославная церковь объявила Александра Невского Святым и почитает как защитника земли русской от врагов. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны. это была не просто война двух государств, двух армий. Против перешедшей границы Великой армии поднялся в тот памятный год весь народ. Профессиональные военные сражались на Бородинском поле, под стенами Смоленска и Малоярославца, многие москвичи, а также крестьяне стали ополченцами, партизанами, громившими вместе с военными французские тылы. Очень скоро против Наполеона воевала вся страна – «просто война» превратилась в войну Отечественную.Ученик: Бородино…Родной земли частица, Село, каких немало под Москвой, Но как же сердце начинает биться При виде церкви с маковкой златой. Здесь свято все. Здесь нет героям счета, Что были клятве до конца верны-, Защитники России, патриоты, Отечества любимые сыны. 4 слайд Молебен перед Бородинской битвой Учитель: Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и праведным христианином.Огромное количество орденов, наград, званий, памятных подарков – все это имелось у знаменитого полководца. Несмотря на возможность остаться в светском обществе, где его уважали и ценили все без исключения, а молодые юноши попросту преклонялись перед ним, Ушаков предпочел уединиться в своей деревне. Его жизнь в преклонном возрасте была более похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. Большие взносы он делал на благо церкви, участвовал в судьбе несчастных и обездоленных, взял на попечение осиротевших племянников. Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можносказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он много молился и подолгу жил в монастыре, простаивая часами в церкви на богослужениях. Федор Ушаков – святой адмиралУчитель:Мы с вами поговорили и узнали о войнах и воинах России, можете ли вы теперь сказать: Бывает ли война справедливой?Дети высказываются,а учитель обобщает их ответы:С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война, нападения и агрессия не могут быть оправданы.Война может быть справедливой если ведется «за алтари и очаги»,за семью, Родину и за ее святыни.Учитель Россия знает не мало примеров,когда ее защитники исполняли свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.Воин-христианин верит, что его душа бессмертна.
Александру Невскому, Россов усердному защитнику…, Укротившему варварство на востоке, Низложившему зависть на западе…” О каких победах Александра Невского упоминается в этих строках?
Цель урока: сформировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идёт во имя защиты добра и справедливости. Задачи урока: Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми; Помочь учащимся объяснить понятие “справедливая война”; Познакомить с законами милосердия и справедливости на войне; Способствовать формированию личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; Развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом. Ход урока I. Введение в тему. <Слайд 2>. Презентация Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете. За правое дело стой смело. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся. Родина – мать, умей за неё постоять. Как вы думаете, какова тема нашего урока? <Слайд 3> (Защита Отечества) II. Работа со словарём. Вспомните, что обозначает слово Отечество. Прочтите определение по словарю В. Даля, К.Д. Ушинского.<Слайд 4> Отечество – родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку и вере, принадлежит. (В. Даль) Отечество – земля наших отцов и дедов. (К.Д. Ушинский) III. Работа с понятиями: “справедливая и несправедливая война”. Испокон веков на Руси православные люди бережно относились к родной земле, оберегали её, хранили границы и православную веру, которая в самые лихие времена давала силы выстоять и перенести самые тяжёлые испытания. Как вы думаете, как можно назвать такую войну? (Учебник стр. 89) Какова цель справедливой войны? <Слайд 5> Если есть справедливая война, то есть и какая? Какова цель несправедливой войны? IV. Знакомство с русскими воинами, ставшими святыми. Мы с вами говорили о нашем Отечестве, о его защитниках. Кто такой защитник Отечества? Подберите слова-синонимы к слову “защитник”. <Слайд 6> Каких богатырей вы знаете? Илья Муромец. (Рассматривание картины В. Васнецова “Богатыри”. <Слайд 7> Как звали этих богатырей? Что мы можем сказать о них? Где мы можем прочитать об их жизни и подвигах? Что вы уже знаете об Илье Муромце? (Чтение отрывка из былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник ”) Из того ли города из Мурома, Каким вы увидели Илью Муромца? Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом. После смерти был причислен к лику святых. День памяти Св. Ильи Муромца отмечают 1 января. Его останки – “мощи” - хранятся в Киево-Печерской Лавре. <Слайд 8> Александр Невский Богатыри были первыми защитниками нашего Отечества. Многие русские князья тоже были защитниками нашего Отечества. Посмотрите на картину. <Слайд 9> Какой князь изображён на этом портрете? За что князя Александра прозвали Невским? Где мы можем прочитать о его жизни? (Чтение отрывка из Житие Александра Невского ) В 1240 году королю шведскому вздумалось завоевать Ладогу, и даже Новгород. Для того он отправил на реку Неву множество судов со шведами и норвежцами под начальством зятя своего Биргера. Биргер, привыкший к победам, велел гордо сказать князю новгородскому: “Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже в земле твоей!” Александр не устрашился, не показал послам шведским досады, а спокойно отвечал им, что готов к сражению. Тотчас велел он небольшому войску своему собраться; сам же пошёл в Софийскую церковь и там усердно помолился Богу, прося святой его помощи. Усердная молитва имеет чудесную силу над душой христианина: Александр, который не мог в такое короткое время ожидать помощи от отца своего, не мог даже собрать всё войско своё, вышел с улыбкой на лице к своей верной дружине и весело сказал: “Нас немного, и враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем!” Надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. Они приблизились к берегам Невы, где стояли шведы, дружно бросились на многочисленных врагов и одержали полную победу. Эта славная победа, одержанная в то время, когда бедные предки наши терпели столько горя и унижения от злых татар, обрадовала унылые сердца их и доставила храброму Александру название Невского. Объясните, как вы понимаете слова: “Бог не в силе, а в правде?” После этой битвы Александр Невский произнёс
ещё одну историческую фразу. Какую? Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. Как вы понимаете эти слова? Но сила христианского духа Александра Невского проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Его называли “миротворцем”. Что обозначает это слово? Почему его так называли? (Учебник стр. 91) Александр Невский после смерти был тоже причислен к лику святых, в нашей стране много храмов построено в честь Св. Александра Невского, в Санкт-Петербурге находится Александра-Невская Лавра, где хранятся “мощи” Александра Невского. В России был учреждён орден Александра Невского. <Слайд 10> Дмитрий Донской. Православные люди, защищая Отечество, всегда помнили слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих”. <Слайд 11> Эти слова хорошо помнили и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя. Вспомните, кто это такие? В дружине какого князя они сражались? Как они попали в дружину князя Дмитрия? Чем прославился князь Дмитрий Донской? (Учебник стр. 89-90) К кому за благословлением отправился Дмитрий Донской? <Слайд 12> Почему Сергий Радонежский не сразу дал своё благословление? Он не только благословил на битву, но и предсказал Дмитрию донскому победу и дал двух монахов. Чем прославился Александр Пересвет? <Слайд 8> Рассматривание картины В. Васнецова “Поединок Пересвета с Челубеем” Пересвет и Ослябя были причислены к лику святых. На месте сражения Дмитрий Донской построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Христианское благочестие сочеталось в Дмитрии Донском с мудростью правителя. После смерти он тоже был причислен к лику святых. V. Работа в группах. Воины-христиане не боялись смертельной угрозы, так как верили, что их душа бессмертна. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком. И на смену законам войны должны прийти законы милосердия и справедливости. Поработайте в группах и сформулируйте законы справедливости и милосердия к врагу. <Слайд 14> VI. Рефлексия. Подведение итогов. <Слайд 15> Какова была тема нашего урока? О чём мы с вами говорили? Продолжите предложения: Я уже знал… Я узнал… Мне осталось непонятно… VII. Задание на дом. Параграф 28, задание 1, 2 в тетради, найти материал о святых защитниках Отечества. МАОУ «СОШ №122 с УИИЯ» Работу выполнили: Аленевская С.В Булычева Г.К. Гликина С.Б. Жилина М.В. Кузнецова И.В. Технологическая карта урока по ОПК в 4 классе по теме: «Защита Отечества » Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры». Класс - 4 Тема и номер урока в теме : «Защита Отечества» № 13 Базовый учебник : «Основы православной культуры» Бородина А.В., Москва «Русское слово», 2013 г. Цель урока: формирование понимания взгляда на войну как зло, в котором христианин принимает участие только во имя защиты добра и справедливости, семьи и Отечества. Задачи : личностные Формировать уважительное отношение к истории России, духовным ценностям народа; Прививать любовь и уважение к Отчизне, наследию предков; Воспитывать уважение к воинам - защитникам Отечества через образы исторических личностей: Александра Невского, Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова. метапредметные Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в группе; Формировать умение слушать собеседника, поддерживать диалог, признавать право на существование разных точек зрения и возможность каждого человека иметь свою собственную. предметные Расширить знание учащимися понятий: «Отечество», «священный долг»; Углублять, уточнять и закреплять знания школьников о защитниках Отечества. Тип урока - урок «открытия» нового знания. Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, работа с иллюстрированным материалом, работа в группах, участие в учебном диалоге. Необходимое оборудование - компьютер, проектор. Перечень ЭОР: Презентация к уроку Презентация проекта домашнего задания «Награды России» Фрагмент фильма «Александр Невский» Музыкальный файл (автор Э. Асадов стихотворение «Россия начиналась не с меча…»). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Планируемыерезультаты (личностные, метапредметные, предметные) Время 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по «Основам православной культуры». Учащиеся садятся на свои места по заранее созданным творческим группам. Самоопределение 1 мин 2. Мотивация учебной деятельности. Педагог подводит учащихся к постановке и принятию целей и задач урока, корректирует учащихся. Кто в своей жизни ссорился с другими людьми? Что являлось причиной ваших ссор? Что вы чувствовали? А чем заканчивались ваши ссоры? Что произойдет, если поссорятся между собой страны? Что означает слово “война”? Напишите ассоциации к слову «война» А еще почему? Ученики высказываются. Происходят войны. Война – это вооружённый конфликт. Война – это смерть миллионов невинных людей. Война - это вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Учащиеся работают (горе, беда, слезы, смерть, жестокость...) Учащиеся высказывают предположения: Желание защитить свою семью и Родину. Умение сотрудничать с педагогом, умение слушать и слышать… 3 мин 3.Формулирование темы и целей урока. Попробуйте сформулировать тему урока. Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Защита Отечества». Вы узнаете что-то новое о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины. Сегодня мы поговорим о защитниках нашей страны, Родины. Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. 3 мин 4.Актуализация знаний. Что объединяет этих персонажей? Как иначе их можно назвать? Знаете ли вы других богатырей? Что такое Отечество? - Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представьте, всего 294 года за 5000 лет!!! Человечество устало от войны, от зла, которое она приносит. Они богатыри. Защитники. Родина Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. 5 мин. 5. Открытие нового знания. Как же должен вести себя православный человек, если начнется война? С древних времен богатые славянские земли многократно подвергались нападениям врагов. Славяне отважно защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять врагам. А что на войне самое страшное? Как вы считаете, как Православная Церковь относится к убийцам? - Нельзя сравнивать преступное убийство и сражение за свою родину. Заповедь Христова гласит: «Положи душу (отдай жизнь) свою за друзей своих, для защиты веры и Отечества». Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую. Чтение и осмысление статьи учебника с. 74-75. Объясните, как вы понимаете эти слова: справедливая война, воинский долг, жертвенность, Святая Русь. Может ли война быть справедливой? В каком случае? Церковь никогда не благословляет людей на убийства. Церковь против того, чтобы, вообще, происходила война. Проблема в том, что войны иногда происходят. И если речь идет, например, о защите Отечества, то Церковь – об этом свидетельствует история – всегда благословляла защитников Отечества на ратный подвиг. Более того, Церковь всегда воспринимала этот подвиг как исполнение слов Христа: «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за ближних своих». Ответы детей. С христианской точки зрения справедливой может быть только защитительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. Формирование навыков смыслового чтения. 10 мин 1 мин. 6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. Какими качествами должен обладать защитник? Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Долг по защите своего отечества - это святая обязанность каждого мужчины. Это положение закреплено в главном документе страны - Конституции Российской Федерации. Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? Среди православных святых было много воинов. Храбрый, надёжный, защищает, верует, спасает. 5 мин. 7. Работа в группах. Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество. Давайте поговорим об этом подробнее. Работать будем в группах. В каждой из групп есть свои историки, литераторы и художники. Просмотр отрывка фильма «Александр Невский» Какие самые главные слова произнёс Александр Невский, навсегда вошедшие в историю нашей страны? Почему эти люди стали святыми? - Кто такие святые? Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский , преподобные Ослабля и Пересвет, Святой праведный воин Феодор Ушаков Выступление историков Выступление литераторов Художники разукрашивают Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля! Потому что они отдали свои жизни за веру и Отечество. Признаны Богом образцом для других людей, за праведную жизнь и стойкость в вере. С обращения к Богу. Благодарили Бога за помощь. 8 мин 8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. Сегодня вы услышали рассказы о разных людях, которые совершали героические поступки во имя веры, Отечества, людей. Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? Будет ли такой поступок христианским? Почему? Может ли человек во время войны измениться в хорошую сторону? Как? На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать свою веру и своё Отечество от врагов. В нашей школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Много стихов сложено о нашей прекрасной Родине. Одно из них мы послушаем вместе с вами. Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…» Ответы детей, самооценка своей деятельности. Предательство, дезертирство, мародерство и т.д. Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно. Надо поступать по заповедям Божьим. Перед лицом смерти человек может сильно измениться. Он даже может уверовать в Бога. Умение контролировать и оценивать свои действия. 3 мин 9. Домашнее задание. Проекты «Готовимся к защите Отечества со школьной скамьи», «Награды России», «Их подвиги никогда не забудут потомки». 1 мин МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского” Методическая разработка урока основ православной культуры в 4 классе. УМК “Школа России” по теме: “ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА” Педагог: Быстрых Н.А. г.Гатчина 2013 Цель урока: познакомить учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу перед Отечеством. Задачи урока:
Создать условия для формирования у учащихся уважительного отношения к христианскому отношению к войне и воинскому долгу (выбор нравственной позиции), возникновения чувства сопереживания и патриотического настроя. Форма урока: традиционная. Оборудование:
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений с прил. На электронном носителе – М.: Просвещение, 2012.
Основы религиозных культур и светской этики (Модуль ОПК) Урок № 28 Тема: «Защита Отечества» Цель: формирование основ патриотизма, развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах Задачи: формировать умение осуществлять информационный поиск формировать навыки смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; формировать умения понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как правильно выбрать флюс
- Что такое квазары и каковы их функции во Вселенной?
- Английские слова, которые невозможно перевести
- Сокращения в английском языке: общепринятые и неформальные
- Условные предложения в английском языке
- Зинаида райх и сергей есенин Женщины, воспетые в веках
- Павильон в царском селе кваренги
- Великокняжеский дворец на английской набережной Усадьба Александровка
- Русская семёрка Издательство русская семерка
- Баги, секреты и читы для игры Спарта: Война Империй