Главная - Источники света
Понятие словарной работы, пассивный и активный словарь. Понятие о пассивном и активном составе словаря Понятие об активном и пассивном составе лексики

Активный и пассивный запас лексики выделя-ются в связи с разной употребительностью слов.

Активный словарный запас (активный словарь) составляют слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития говорящих их активный словарь в среднем составляет от 300-400 слов до 1500-2000 слов. В активный состав лексики входят слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении, значения которых известны всем го-ворящим: земля, белый, идти, много, пять, на.

К активному слова-рю относятся также общественно-политическая лексика (социальный, прогресс, соревнование, экономика и др.), а также слова, принадле-жащие к специальной лексике, терминологии, но обозна-чающие актуальные понятия и потому известные и многим неспециалистам: атом , ген, геноцид , про-филактика, рентабельный , виртуальный, атом, наркоз, глагол, экология .

В пассивный словарный запас(пассивный словарь) входят слова, редко употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Значения не всегда ясны говорящим.

Слова пассивного за-паса образуют три группы:

1) архаизмы;

2) историзмы;

3) неологизмы.

1 Архаизмы (от греч. archaios ‘древний’) - устарелые слова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными единицами: выя - шея, десница - правая рука, вотще - напрасно, тщетно, издревле - исстари, лицедей - актер, сей - этот, сиречь - то есть.

Выделяются следующие разновидности архаизмов:

1) собственно лексические - это слова, которые устарели целиком, как целостный звуковой комплекс: личба ‘счет’, отроковица ‘девочка-подросток’, инфлуэнца ‘грипп’;

2) семантические - это слова с устаревшим значением: живот (в значении ‘жизнь’), позор (в значении ‘зрелище’), сущий (в значении ‘существующий’), возмутительный (в значении ‘призывающий к возмущению, к восстанию’);

3) фонетические - слово, сохранившие прежнее значение, но имевшее в прошлом другое звуковое оформление: гистория (история), глад (голод), врата (ворота), зерцало (зеркало), пиит (поэт), осьмой (восьмой), огнь ‘огонь’;

4) акцентные - слова, в прошлом имеющие ударение, отличное от современного: симвОл, музЫка, призрАк, вздрогнУл, протИв;

5) морфоло-гические - слова с устаревшей морфемной структурой: свирепство - свирепость, нервический - нервный, рухнуться - рухнуть, бедство - бедствие, ответствовать - отвечать.


В речи архаизмы используются:

а) для воссоздания исторического колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях);

б) для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности (в стихах, в ораторском выступлении, в публицистической речи);

в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах);

г) для речевой характеристики персонажа (например, лица духовного звания).

Историзмами называют устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: боярин, дьяк, опричник, баскак, урядник, арбалет, шишак, кафтан, околоточный, стряпчий. Историзмами стали и слова, обозначающие реалии советского времени: комбе-ды, нэпман, ревком, соцсоревнование, комсомол, пятилетка, райком.

У многозначных слов историзмом может стать одно из значений. Например, у общеупотребительного слова люди устарело значение ‘прислуга, работники в барском доме’. Можно считать устаревшим и слово ПИОНЕР в значении ‘член детской организации в СССР’.

Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи.

Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в ак-тивное обиход. Происходит это по причине возвращения (реактуализации) самого явления, обозначаемого этим словом. Таковы, например, слова гимназия, лицей, гувернёр, Дума и др.

3 Неологизмами (от греч. neos ‘новый’ + logos ‘слово‘) называют слова, недавно появившиеся в языке и пока неизвестные широкому кругу носителей языка: ипотека, мундиаль, гламур, инаугурация, креатив, экстрим и др. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестает быть неологизмом. Появление новых слов - это естественный процесс, отражающий развитие науки, техники, культуры, социальных отношений.

Различаются неологизмы лексические и семантические. Лексические неологизмы - это новые слова, появление которых связано с формированием новых понятий в жизни общества. К их числу можно отнести такие слова, как автобан‘тип автомобиль-ной дороги’, джакузи‘большая ванна с подогревом и гид-ромассажем’, лейбл‘товарная этикетка’, римейк‘передел-ка ранее снятого фильма’, блютуз ‘разновидность беспроводной связи для передачи данных’, а также спонсор, хит, шоу и др.

Семантические нео-логизмы - это слова, принадлежащие активному словарю, но приобретшие новые, ранее неизвестные значения. Например, слово якорьв 70-е гг. получило новое значение ‘специальная площадка для фиксации космонавта, расположенная на ор-битальной станции рядом с люком’; слово ЧЕЛНОК в 80-е гг. приобрело значение "мелкий тор-говец, ввозящий товар из-за границы (или вывозящий его за границу) с последующей реализацией его на местных рынках".

Особую разновидность слов подобного рода составляют индивидуально-авторские неологизмы, которые создаются поэтами, писателями, публицистами с особыми стилистическими целями.

От-личительной особенностью их является то, что они, как правило, так не переходят в активный словарь, оставаясь окказионализмами - единично или редко употребляемыми новообразованиями: кюхельбекерно (А. Пушкин), зелёнокудрые (Н. Гоголь), москводушие (В. Белинский), пассажирство, омужчиниться (А. Чехов), машинерия (В. Яхонтов), перехмур (Е. Исаев), шестиэтажье (Н. Тихонов), вермуторно (В. Высоцкий). надвьюжный (А. Блок), многопудье, мандолинить, молоткастый (В. Маяковский).

Лишь отдельные авторские образования с течением вре-мени становятся словами активного словаря: промышленность (Н. Карамзин), головотяп (М. Салтыков-Щедрин), прозаседавшиеся (В. Ма-яковский), бездарь (И. Северянин) и др.

Создание новых слов - это творческий процесс, отражающий стремление человека к новизне и полноте в восприятии действительности. Носители языка творят новые слова, отражающие нюансы бытия и его оценки: напр., психотека, душеверть, душепляс, радомыслие, особейщина, своеправие и др. (из собрания неологизмов М. Эпштейна).

Однако не всегда результаты поисков слова следует признать удачными. Так, например, вряд ли обогатят общенародный лексикон новообразования, встретившиеся в следующих высказываниях.

Вопрос выформировался и загарантирован.

Магазину срочно требуется овощиха для торговли овощами.

Существуют и настоящие шедевры игрушкостроения.

Материальные ценности были похищены, хотя склад был особачен.

В СРЯ выделяются 2 больших пласта слов: активного и пассивного употребления. Слова активного запаса - вся общеупотребительная лексика. К пассивному принадлежат слова, вышедшие из активного словаря в силу своей устарелости или в случае новизны.

Слова пассивного запаса:

1. Старинные или устаревшие слова 2-й степени, а) Совсем не употребляются, т.к. устарели, но встречаются в исторической литературе, б) Слова, которые отдельно не употребляются, но номорфемы встречаются в составе родственных слов (говядо - говядина, усние - гусеница), в) Слова отдельно не употребляются, но встречаются в составе фразеологизмов (Не видно низги).

2. Архаизмы - устаревшие слова, обозначающие предметы, явления, ныне существующие, но называемые по-другому (глаза очи, зрелище - позор, живот - жизнь). Можно всегда подобрать синоним.

Несколько типов, в зависимости от причины исчезновения:

1). собственно-лексические обозначаются словами разного корня (плечи рамена, палец перст, лоб чело, вельми - очень);

2). лексико-фонетические отличаются от слов активного запаса каким-либо звуком в корне (стора штора, паш- порт - паспорт, глад - голод);

3). лексико-словообразовательные отличаются от слов активного запаса префиксом или суффиксом, непроизводная основа - одинакова (рыбак рыбаль, воитель - воин);

4). лексико-семантические отличаются от слов активного запаса значением, существуют и в современном языке, но с устаревшим значением; в иных значениях - слово активного употребления (язык народ, поезд - повозка).

Архаизмы используются в художественной литературе с 3-мя целями: 1) для воссоздания реальной исторической обстановки и речи героев; 2) для создания торжественного стиля патетической речи - в основном лексика ст.-сл. происхождения; 3) как одно из средств создания комического, иронии, сатиры (у М.Е. Салтыкова-Щедрина).



3. Историзмы служат единственным выражением соответствующих понятий исчезнувших явлений, предметов; синонимов в СРЯ не имеют (боярин, ямщик, сокольничий, стольник, алтын, кольчуга, ферязь).

Историзмы и архаизмы по происхождению:

1. исконно русские (льзя, дабы,оный, насильство, сполох, семо);

2. ст.-сл. (глад, лобзать, святыня, глагол, вещать);

3. заимствованные из др. языков (вояж:, натура, политес, аксамит бархат, абшид - отставка).

Архаизмы и историзмы различаются на слова:

1. стилистического употребления - в современных нам художественных произведениях;

2. времени - в произведениях, написанных в прошлом, где они историзмами и архаизмами являются лишь для современного читателя.

4. Неологизмы - слова, которые осознаются как новые лексические единицы, не вошедшие в активный словарный запас. Считаются неологизмами до тех пор, пока не вольются в состав активной лексики. Могут возникать в языке как обозначение новых вещей, явлений или как новое наименование того, что уже имеет название (аэроплан самолет, баснословие - мифология). В зависимости от этого неологизмы делятся на:

1. лексические, образованные на базе существующих слов; заимствованные из других языков (трактор, заочник, капрон);

2. семантические - использование существующих слов в новом смысле (подоплека подкладка у крестьянской рубахи, шумиха сусальное золото, помпадур, детские ясли, спутник).

Виды неологизмов:

1. номинативные - простые наименования чего-либо (целинник, госхоз);

2. номинативно-стилистические служат определенным стилистическим целям (брякнуть позвонить, показуха).

От неологизмов языковых следует отличать контекстуальные образования (окказионализмы), создаваемые в определенных стилистических целях по правилам русского словообразования («огоича-рован» - Пушкин, «громокипящий» - Тютчев, «водь» - Есенин, «расканареить» - Маяковский).

Происхождение неполногласных и полногласных сочетаний гласных.

Говоря об истории того или иного явления не миновать праславянского языка (он выделился из индоевропейского в сер. 3 тысячелетия до н.э., а в середине 1-го тыс. н.э. он распался, с этого времени можно говорить о самостоятельности праслав.яз.). В праслав.яз. существовали унаследованные из общеиндоевропейского языка сочетания гласных и плавных (дифтонги – двойной звук). Они противоречили закону открытого слога, поэтому д/б измениться. Не противоречили закону откр. слога, только когда находились перед гласными (*or ati). В положении перед согл. они образовывали дифтонг и д/б измениться. В разных языках они изменялись по-разному, что зависело от долготы гласного и плавного: борда – бо рда – барда – брада и бор да – борода. Ра, ла, ле – неполногласие (особенность южнослав.яз), оло, оро – полногласие (особ. р.яз).

Билет № 9. Функционально-стилевая характеристика лексики р.яз. Экспрессивная лексика р.яз. Социально-функциональная хар-ка лексики русского языка.

Язык представляет собой совокупность нескольких стилей, различных по языковым средствам и приемам, которые берутся для выражения определенного содержания. Каждый стиль имеет свои экспрессивные особенности, которые и определяют стилистическое употребление слова. Делится на 3 группы.

Межстилевая лексика

Применяется во всех стилях языка; слова эмоционально не окрашены, нейтральны Названия жизненно важных явлений действительности, наименование предметов, качеств без какой-либо их оценки, основа словаря. Иначе - нейтральная лексика.

Лексика разговорных стилей.

Используется в неофициальном общении, реч.акт носит спонтанный хар-р.

· Разг-я лексика.

А) литературно-разг-я л. относятся слова, кот. имеют некот-й оттенок сниженности (заочник, бетонка, зеленка). Эти слова использ-ся не только в разг-й речи, но и в газетно-публиц-й.

Б) разговорно-бытовая л. – слова, кот. исп-ся в повседнев-м, обиходном общении. Более сниженная окраска этих слов обладает экспрессивной окраской. (балагур, весельчак, железки)

· Просторечие. Это одна из форм нац-го языка, кот. составляет устную речь. Слова еще более сниженные, больше экспресс-х слов. (батя, братан, волынщик, сочок)

Вульгаризмы – это грубо-просторечные слова, кот. употр-ся в устной форме общения и яв-ся очень ограниченными по сфере распростр-я. Вульгаризмы относятся к в нелитературному слою просторечной лексики, несут резкую экспрессию грубости (харя, поперся, балда, стервец, жрать и т.п.).

Книжная лексика

Стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи. Часть книж=х слов употр-ся в разл-х книж-х стилях, не закреплена за каким-либо из них. (бравада, индивидуум). Другие употр-ся преимущ-но в каком-либо одном стиле:

· Научная лексика – научные и технические термины (абцесс, галограмма, инсулин)

· Официально-деловая л. – испол-ся в оф-дел. стиле речи (истец, бесхозный)

· Поэтическая л. – это особый разряд книж-й л., употребляющ-ся в лирике и худож.прозе. Форм-е этого разряда осущ-сь в конце 18 века. Сюда вошли старослав-мы, книж-е слова со знач-м торжест-ти, из нар.поэзии. (ланиты, уста, нега)

Экспрессивная лексика р.яз. – это слова, кот. в стр-ре лекс-го значения помимо денотативного содерж-я имеют коннотативное содерж-е.

Коннотация – эмоц-я и оценочная окраска яз-х единиц:

· Нейтр-е лекс.единицы – они не имеют коннотативного содержания (стол, рука, отец)

· Экспресс-я лексика – слова, кот. обладают коннотативным содержанием. 2 вида:

Экспр-ть может создаваться особыми словообр-ми ср-ми (суф., прист., повтор однокор-х слов) (носище, домино)

Экспр-ть присуща семантике отд-х слов (кляча, моргалы, рожа)

Виды эмоц-й оценки:

Положительная оц. (ласкательная – золотце, одобрительная – молодчина)

Отриц-я оц. (уничижительная – золотишко, неодобрительная – бестолочь, презрительная – молодчик, пренебреж-я – дуреха)

Шутливая (кнопка) и ироническая (благоглупость)

Тема: Понятие об активном и пассивном составе лекси­ ки.

Цель: познакомить учащихся с активной и пассивной лексикой, с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления.

Ход урока

Эпиграф:

«...Русский язык, как всякий здоровый и сильный организм, весь в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются».

К. И. Чуковский.

1. Проверка домашнего задания.

Ученик отвечает по теме «Исконные и заимствованные слова». Остальные дополняют его и приводят свои примеры из домашнего задания.

2. Работа над новым материалом.
Сообщение о цели урока.

Словарь языка имеет в своем составе активную лекси­ку, т. е. слова, которыми пользуются в данный момент все говорящие, и пассивную лексику - слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие и новые слова.

Деление словаря на активную и пассивную лексику оп­равдано только в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и своя пассивная лексика.

На этом уроке мы познакомимся с устаревшими словами. Вы их встречали уже при изучении художественных произ­ведений.

Наблюдение над языковыми фактами.

Выписать слова, которые сейчас не употребляются. По­чему эти слова ушли из употребления? Каковы значения этих слов ?

    Что значит, дедушка, лакей? Спросил один из малышей.

    А что такое камергер? Спросил постарше пионер.

    Лакей господским был слугой,

А камергер вельможей,

Но тот, ребята, и другой,

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй - в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

(С. Я. Маршак)

Для справок: камергер -«звание, получаемое дворя­нами за службу при царском дворе», человек, носящий это звание; вельможа -«знатный и богатый дворянин, который выполняет какую-либо службу при царском дворе; анненский крест и Владимир на шее - царские ордена.

В прямом или переносном значении употребляется в на­шей речи слово «лакей»? Докажите.

Для справок: лакей-1.То же, что и слуга (в I знач.).

2. перен. О раболепном приспеш­нике, подхалиме (презр.).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Выписать слова, которые не употребляются в нашей речи.

    Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник...

    Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле.

Но вижу твой жребий на светлом челе...

3. Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.

Можно ли подобрать синонимы из современного русского языка к выписанным словам?

Каковы причины устаревания слов?

Учитель обобщает и делает вывод:

Слова уходят по разным причинам: 1) забываются как только исчезают предметы, явления из жизни (примеры из стихотворения С. Я. /Маршака) - историзмы; 2) слова за­бываются, если для названия того же предмета, признака, действия появляется новое слово - архаизмы (примеры из стихотворения А. С. Пушкина); 3) устаревают отдельные значения многозначных слов.

У историзмов в современном русском языке нет синони­мов, у архаизмов есть. .

В отрывках из поэмы Д. Кедрина «Конь» найти историз­мы и архаизмы. Определить, какую роль выполняет устарев­шая лексика в тексте.

Корысти не ища в боярстве,

Скажи мне, как служил вчера,

Зане потребны в государстве

Городовые мастера.

Иван помре, послав на плаху

Всех, с кем забыл расчесться встарь,

Когда же бармы Мономаха

Принял смиренный Федор-царь,

Был приставами Конь за ворот

Приведен в Кремль: засыпав рвы,

Царь вздумал строить Белый город-

Кольцо из стен вокруг Москвы

В Кремле стояли рынды немо,

Царь не снимал с креста руки,

Стояли овамо и семо

Седобородые дьяки.

3. Работа по учебнику.
Упражнение № 160 (письменно)

С какой целью используются устаревшие слова в худо­жественных произведениях?

4. Тренировочные упражнении с целью закрепления мате­риала.

1) Наблюдение над ролью устаревших слов в предложе­ниях. Записать предложения, найти в них синонимы. Объяс­нить различие в их значениях.

    Грядущие годы таятся во мгле. (П.)

    Со вздохом витязь вкруг себя взирает грустными оча­ми. (П.).

Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. (П.)

3. Призадумался поп, стал себе почесывать лоб. (II .)

Олег усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой. (П.)

4. Лейла бубен свой берет, в него перстами ударяя, лезгин­
ку пляшет и поет. (Л.).

Глаза скосив на ус кудрявый, гусар с улыбкой величавой на палец завитки мотал. (П.)

2) Работа с синонимами.

Записать синонимы ВОЛШЕБНИК, КУДЕСНИК, ЧАРО­ДЕЙ, КОЛДУН. Какие из них устарели? Употребляются ли они в прямом значении в современном русском языке? При­думайте с любым из этих слов предложение и запишите его в тетрадь.

3) В следующих отрывках найдите синонимы к слову БОЙ, продолжите синонимический ряд своими синонимами. Выпишите синонимы, к каждому существительному подбери­
те глагол того же корня. Какие существительные и глаголы устарели и редко употребляются сейчас?

1. Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?..

2. И вот па поле грозной сечи
Ночная пала тень. (М Ю. Лермонтов)

    Одного ли корня слова ДВОРНЯ. ДВОРНИК, ДВО­РЕЦКИЙ, ДВОРНЯЖКА, ДВОРЯНЕ, ДВОРОВЫЕ? Ука­жите слова, которые вышли из активного употребления, и причины этого.

    Найдите в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о ве­щем Олеге» устаревшие слова, определите их значения. Где возможно, подберите синонимы. Какие из них являются за­имствованными? Докажите свое мнение.

5. Итоги урока.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Каковы причины устаревания слов в русском языке?

На какие группы делятся устаревшие слова?

С какой целью используются устаревшие слова в художе­ственной литературе?

6. Домашнее задание.

Найдите в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о ве­щем Олеге» слова, характеризующие военный уклад Древней Руси (названия оружия, воинской одежды, военных лиц и т. д.). Запишите их в свои словарики, определите их зна­чение.

Найдите устаревшие слова. Выясните в толковом словаре значения незнакомых слов. Для какого стиля характерны эти слова? Где возможно, подберите к ним синонимы из совре­менного русского языка.

Составьте предложения с выделенными словами.

Лекарь, обитель, ямщик, рыбарь, младость, лобызать, лик, ДРУЖИНА, князь, карета, брань, ланиты, уста, ПИИТ, БАТАЛИЯ, ливрея, гусар, паж.

Заимствование – процесс, в результате которого один язык усваивает элемент другого языка.

Один из способов развития современного языка. Можно назвать несколько причин иноязычных заимствований:

1) в общественной жизни появляются новые реалии, новые предметы, новые понятия (маркетинг, паблисити, брэнд);

2) новые слова обозначают явления, которые и ранее присутствовали в жизни общества, но не имели соответствующего обозначения.

3) новое слово обозначает то, что прежде называлось при помощи словосочетания (рейтинг - положение фирмы,.);

4) новые слова подчеркивают изменение социальной роли предмета (офис -контора, служебное помещение, сбербанк - прежде сберкасса);

5) заимствование новых слов обусловлено влиянием иностранной культуры,диктуется модой на иностранные слова.

Большинство новых слов появилось с развитием науки, техники, культуры,экономики, производственных отношений. Многие из этих слов прочно входят вжизнь, утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас.

21. Понятие об активном и пассивном составе лексики.

Словарный состав - наиболее подвижный уровень языка, изменение и пополнение которого особенно заметны. Они непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономическим, социальным, политическим и культурным развитием жизни народа.

В активный состав лексики входят слова, лишённые окраски старины и новизны. Эти слова не имеют никаких оттенков устарелости.

К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо в силу своей новизны еще не стали достаточно известными и не всегда понятны носителям языка. Слова пассивного словаря, в свою очередь, образуют две группы: устаревшие и неологизмы. Неологизмы – совсем новые слова которые ещё только входят в активное употребление.

22. Устаревающие и устаревшие слова. В зависимости от причин, по которым то или иное слово относится к разряду устаревших, выделяются историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы, явления, которые они обозначали. Историзм – единственное обозначение исчезнувшего понятия (предмета, явления) – не имеет синонимов.

Архаизмы – это слова, обозначающие понятия существующие в настоящее время; по различным причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. Следовательно, архаизмы имеют синонимы в современном русском языке: ветрило – парус.

Появление историзмов всегда объясняется экстралингвистическими причинами (изменениями социальными, в культурной жизни).

Причины архаизмов могут носить и собственно лингвистический характер: внутриязыковые изменения связаны с наличием функциональных разновидностей языка и речи, стилистических связей (прежде всего с наличием стилистических синонимов).Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут исконно русские слова. Роль устаревших слов в русском языке многообразна. Историзмы, являясь единственной номинацией явлений, ушедших из жизни, в специальной, научной литературе используются для более точного описания эпохи. Архаизмы используются как средство создания комического и сатирического.

1. Понятие об активном и пассивном составе словаря. Устаревшие слова; отличие архаизмов от историзмов

Словарный состав является наиболее подвижным языковым уровнем. Изменение и совершенствование лексики непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с экономической, социальной, политической жизнью народа. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними - и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных явлений уходят из употребления или меняют свой звуковой облик и значение слова, называющие их. Учитывая всё это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.

В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.

К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны ещё не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).

Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших. Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются. В современном языке к ним обращаются лишь в том случае, когда нужно назвать вышедшие из употребления предметы, явления, например, в специальной научно-исторической литературе, а также в языке художественных произведений с целью воссоздания той или иной исторической эпохи.

Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закреплённые за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греческое archaios - древний). Например: понеже - потому; вежды - веки, гость - торговец, купец (по преимуществу - иноземный), гостьба - торговля и др.

Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного русского литературного языка. Например: тать - вор (кстати, в то время слова вор, воровство употреблялось для обозначения политических преступлений); стрый - дядя по отцу; стрыиня - жена дяди по отцу; уй - дядя по матери; стремь - вниз; строп - 1.кровля; 2.небесный свод; вежа - 1.шатёр, кибитка; 2.башня; тук - жир, сало и многие другие. Некоторые из архаизмов сохраняются в современном языке в составе фразеологизмов: попасть впросак, где просак - прядильный верёвочный станок; ни зги не видно, где зга (стьга) - дорога, дорожка; бить челом, где чело - лоб; с жиру беситься, где жир - богатство; беречь как зеницу ока, где зеница - зрачок и т. д.

Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например, социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря. Отметим, что возможно и обратное явление - возвращение слова из пассивного словаря в активный. Как правило, это бывает при наличии скорее внеязыковых причин, в первую очередь политических. К таким словам, возвращённым в активный словарь, относятся, например: губернатор (это устоявшееся, но неправильное обозначение главы администрации субъекта Российской Федерации, хотя губерний в России нет), дума (Государственная Дума, областная или краевая дума), мировой (судья), департамент (это понятие для обозначения ведомств, учреждений употреблялось в царской России).

К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели относительно недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности), продразвёрстка, продналог, комбед и др. Устаревшими словами могут быть и слова исконные (например, шелом, хоробрый, оболоко и др.) и заимствованные, например, старославянизмы (вежды - веки, алкати - поститься, голодать, риза - одежда, длань - ладонь и т. д.) или иностранные слова (привычное в России до революции слово меценат сейчас практически забыто, а в том же значении используется слово спонсор).

устаревший слово архаизм В зависимости от того, устаревает ли слово полностью, используются ли его отдельные элементы, меняется ли фонетическое оформление слова, выделяют несколько типов архаизмов: собственно лексические...

Ассоциативные словари и их место в системе справочных изданий

Ассоциативные словари - новый тип справочных изданий. Справочным изданием называют «издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания...

Семантическое поле "жилище" в английском и русском языках

Сопоставительный анализ английских и русских пословиц, выражающих отношение человека к труду

Пословица - меткое выражения, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие пословицы состоят из двух соразмерных...

Сопоставительный анализ глаголов мыслительной деятельности в английском и русском языках

Выделение лексического значения слова является традиционным и представляет собой лингвистическую характеристику его семантики...

Стилистическая оценка порядка слов в предложении. Группы архаизмов

Лексика, переставшая активно использоваться в речи, забывается не сразу. Какое-то время устаревшие слова еще понятны говорящим, знакомы им по художественной литературе, хотя при общении людей в них уже не возникает потребности...

Устаревшая лексика в художественном тексте (на материале поэм А.С. Пушкина)

С развитием общества меняется его экономика, изменяются культура, быт, иным становится военное дело, в результате революционных сдвигов и перемен возникают новые общественно-политические отношения. Слова, называющие предметы ушедшего быта...

Устаревшая лексика в художественном тексте (на материале поэм А.С. Пушкина)

Архаизмы (греч. archaios - древний) - это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики, например: сей - этот, гонитель - преследователь, уста - губы, туга - печаль, выя - шея, содейство - содействие...

Устаревшая лексика в художественном тексте (на материале поэм А.С. Пушкина)

В произведениях исторического жанра, например, в исторических трагедиях А.К. Толстого, нередко воскрешаются характерные для эпохи слова со смешанными признаками, не соответствующие полностью ни одному из отдельных перечисленных типов...

Устаревшие слова и неологизмы в различных стилях речи

Роль устаревших слов в русском языке многообразна. Историзмы, являясь единственной номинацией явлений, ушедших из жизни, в специальной, научной литературе используются для более точного описания эпохи. Существует мнение...

Устаревшие слова и неологизмы в различных стилях речи

Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах...

Устаревшие слова и неологизмы в различных стилях речи

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя...

Эвристическая ценность прикладного корпуса в работе переводчика: теоретико-практическое исследование

Как было указано ранее, словари играют большую роль в современной культуре. В них отражаются знания, накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и нормализации языка...

 


Читайте:



Когда снится много крови что значит

Когда снится много крови что значит

Увидев во сне кровь, постарайтесь вспомнить как можно больше подробностей своего сна, т.к. при его толковании сразу по нескольким сонникам важна...

Рассмотреть на предложенных образцах побеги растений с различными типами ветвления

Рассмотреть на предложенных образцах побеги растений с различными типами ветвления

Текущая страница: 6 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]§ 22. Побег и почки1. Какое строение имеет зародыш семени?...

О мышлении животных Мышление человека и рассудочная деятельность животных

О мышлении животных Мышление человека и рассудочная деятельность животных

Как утверждают ведущие российские психологи, критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки: "экстренное появление...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Основное общение ученика с учителем происходит на уроке. Как должен быть построен урок, пробуждающий интерес к поисковой деятельности? Чем должен...

feed-image RSS