Главная - Ремонт
Виды, сущность и функции налогов. Налоговая система РФ Функции налогов Прямые и косвенные налоги

Экономическая сущность налогов проявляется в их функциях.

Функция налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция позволяет охарактеризовать налоги, их особенности, как экономического инструмента. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках.

Первой функцией налогов является фискальная . Посредством фискальной функции формируются финансовые ресурсы государства. Суть фискальной функции заключается в мобилизации финансовых ресурсов с целью материального обеспечения государственной деятельности . Именно так определяли основную задачу налогообложения «старые» конституции.

Американская конституция, регулируя объем полномочий конгресса, закрепляет за ним право «устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы для того, чтобы уплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов...» (ст. 1, раздел 8).

Еще в конце прошлого столетия известный немецкий экономист А. Вагнер определил в качестве важнейшей финансовой закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных расходов. В качестве объяснения выявленного закона возрастания потребности в финансах назывались несколько обстоятельств:

· значительное расширение социальной функции государства;

· увеличение государственных ассигнований на научно-иссле­довательские, инвестиционные программы, на стимулирование деловой активности;

· рост размеров государственного долга и расходов на его обслуживание.

Количественный рост публичных расходов требовал больших государственных доходов, что достигалось, прежде всего, за счет усиления налогообложения. К этому следует добавить еще одну причину субъективного характера. Если в период цензовой демократии парламентарии неохотно шли на повышение прямых налогов, т.к. это непосредственно затрагивало интересыих избирателей, людей, как правило, состоятельных, то впоследствии с отменой имущественного ценза «неудобства» подобного рода исчезли.

Обсуждая расходную часть бюджета, депутаты стали значительно «щедрее»: рост государственных расходов стал финансироваться за счет усиления налогообложения.

Налоговое бремя – это доля суммарных налоговых поступлений в валовом национальном продукте. Налоговое бремя под воздействием целого ряда национальных особенностей может значительно различаться в зависимости от страны. Участвующие в общественном производстве хозяйствующие субъекты, наемные работники и государство создают в стране валовой внутренний продукт (далее - ВВП).

Первичные доходы наемных работников образуются в основном из оплаты труда. Первичные доходы хозяйствующих субъектов составляют их доход, составной частью которого является прибыль. Все первичные доходы облагаются налогами, которые аккумулируются в бюджетной системе. Кроме того, в доходы государства зачисляются средства от использования природных ресурсов.

В результате дальнейшего перераспределения - через налогообложение первичных доходов - формируются вторичные доходы хозяйствующих субъектов: чистая заработная плата наемных работников, чистая прибыль хозяйствующих субъектов, бюджет государства.

В итоге в пользу государства изымается от 30% (США) до 56% (Бельгия) объема ВВП. Такой большой разброс аккумулируемой государством доли ВВП по странам зависит от количества и объема выполняемых государством функций.

Так, незначительная величина ее в США объясняется тем, что государство там не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство, а напротив, Бельгия, Германия, Швеция, Дания проводят широкомасштабную социальную политику (рис. 1).

В Российской Федерации доходы федерального бюджета составляют 6,95 триллиона рублей. Всего, с учетом бюджетов другого уровня и внебюджетных фондов, государством изымается 13,329 триллионов руб., что составляет 33,48 % ВВП. В целом модель развития России больше соответствует американскому образцу, чем европейскому. Необходимо отметить, что тенденция к уменьшению соотношения средств бюджетной системы и ВВП благотворно влияет на развитие экономики.

Несмотря на тенденцию повышения налоговых ставок в рамках осуществления фискальной функции, обложение имеет свои пределы. Под «налоговым пределом» обычно понимают достижение такой доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий. Оно может проявляться в открытых политических конфликтах и волнениях, вызванных налоговой реформой, неподчинении налоговым властям, в бегстве от уплаты налоговых обязательств, переливе капитала из национальной экономики за границу, переселении населения в другие районы по налоговым соображениям и т.п.

Рис. 1. Перераспределение валового внутреннего продукта с помощью налогообложения


Следует отметить, что уровень налогового предела в условиях чрезвычайных обстоятельств значительно повышается, и это, как правило, находит понимание налогоплательщиков. Так, во время 2-й мировой войны ставка обложения отдельных доходов в США и Великобритании составляла 80-90%, а в Британии действовал даже чрезвычайный налог, предусматривавший 100%-е изъятие сверхприбыли на условиях ее возврата после окончания войны.

Современные налоговые системы Запада обычно не рискуют преступать предельную черту. В случае «перегрева» социально-экономической ситуации используются различные методы фискальной политики, направленные на перенесение налогового бремени с одной социальной группы налогоплательщиков на другую. Ранее следствием этой практики было, как правило, ужесточение налогового бремени наименее обеспеченных слоев населения и предоставление многочисленных льгот частному предпринимательству. Сейчас «перенесение налогов» стало использоваться и в обратном направлении для поддержания социального равновесия в обществе.

Итак, с одной стороны, увеличение налоговых изъятий обусловлено постоянным ростом публичных расходов, ставшим тенденцией развития современных государственных финансов. С другой стороны, размеры налогообложения имеют свой верхний предел, определяемый в каждой конкретной стране воздействием целого набора различных факторов социального, культурного, политического и другого характера. Разрешение этого одного из важнейших противоречий налоговых систем зарубежных стран достигается путем совершенствования как формы, так и содержания налогового законодательства. В первом случае государство активно использует различные формы квази-налогов. Многочисленные же попытки разрешить противоречие по существу, через кардинальное реформирование налоговых систем фокусируется вокруг проблемы согласования интересов государства и гражданина в вопросах налогообложения. Законодательство развитых стран исходит из того, что взыскиваемые с налогоплательщиков платежи тем легче переносятся и тем совершеннее в хозяйственном отношении, чем меньше они мешают экономической деятельности граждан, поскольку экономическое благополучие граждан определяет уровень государственного благосостояния. Этот принцип должен лежать в основании налоговой политики любого демократического государства.

Налоги платят все основные участники производства валового внутреннего продукта. Основную часть налогов в нашей стране платят организации, которые осуществляют производство, добычу полезных ископаемых и их переработку, торговую деятельность и т.д. Меньшую, но тоже значительную часть налогового бремени несут физические лица, проживающие на территории нашей страны. В современных условиях налогообложение имеет значительные отличительные особенности. В отличие от командно-административной экономики, при рыночной экономике у государства недостаточно собственных финансовых ресурсов для выполнения своих функций. Если в командно-административной экономике все предприятия принадлежат государству, оно управляет производством и распоряжается полученными прибылями, то в рыночной экономике производство находится в частных руках. Таким образом, государство вынуждено изымать часть валового национального продукта для осуществления своих целей. Поэтому финансирование правительственных расходов в условиях свободной рыночной системы осуществляется почти целиком за счет налогообложения физических лиц и организаций.

Вторая функция налогов – контрольная. Она позволяет количественно оценить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов является составной частью контрольной функции финансов. Налоговый контроль можно рассматривать, как самостоятельный вид контроля как один из подвидов финансового контроля государства в целом.

Третья функция налогов – регулирующая. Она призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов и состоит из подфункций. Регулирующая функция налогов позволяет государству создавать благоприятные (или неблагоприятные) условия для приоритетных (нежелательных) отраслей экономики.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Государство стимулирует отечественного производителя высокотехнологичной продукции, малый бизнес, сельское хозяйство и т.д. Так, например, Федеральным законом от 28.09.10 № 243-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие специальный порядок уплаты налогов лицами, которые будут заниматься исследованиями в инновационном центре «Сколково»: они получают право на освобождение от обязанностей исчислять и уплачивать НДС в течение 10 лет (за исключением ввоза товаров). Аналогичное освобождение предусмотрено и для налога на прибыль. В отношении полученной после того, как прекращено использование соответствующего права, применяется нулевая ставка. Предоставлены льготы по налогу на имущество организаций: от него освобождаются участники проекта и управляющие компании. Управляющие компании также не должны уплачивать земельный налог в отношении участков, предоставленных для непосредственного выполнения их функций. Для организаций, получивших статус участников проекта, в течение 10 лет применяются пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд - 14%, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 0%.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок и пошлин, установление повышенного налога на имущество и т.д. Государство противодействует различным негативным социальным и экономическим явлениям. Например, введены повышенные таможенные пошлины на ввоз подержанных импортных автомобилей, ежегодно повышаются акцизы на алкоголь и табак и т.д.

Налоги традиционно играют роль одного из важнейших регуляторов экономической жизни. Государственное вмешательство в экономику через налоговую политику становится необходимым прежде всего по причине усложнения воспроизводственного механизма и появления различных противоречий, мешающих его нормальному функционированию. Условно можно выделить два основных метода налогового регулирования экономики: прямые и косвенные.

Первый метод касается налогового регулирования предпринимательского дохода. В его рамках, в свою очередь, также можно выделить различные приемы. Остановимся на двух наиболее распространенных - полном и частичном налоговом освобождении.

Полное налоговое освобождение предполагает, как правило, временное (сроком от 3 до 5-10 лет) выведение из-под налогообложения всего объема предпринимательского дохода. Этот метод особое распространение получил в развивающихся странах, где подобные льготы предоставляются «предприятиям-пионерам» во вновь создаваемых отраслях, а также инвестициям, направляемым в мало освоенные или неблагоприятные (опасные) регионы. Обычно получение полного налогового освобождения в «третьем мире» обусловливается необходимостью участия в активах предприятия определенного процента национального капитала (законодательство Сальвадора, например, устанавливает требуемую в этом случае квоту национального капитала в 50%). Полное налоговое освобождение применяется и в практике индустриальных стран. Чаще всего оно используется в области жилищного строительства, чем достигаются не только экономические, но и социально-политические цели.

В промышленно развитых странах широко используется практика частичного налогового освобождения, предусматривающая налоговые льготы для какой-то части предпринимательского дохода. От полного освобождения этот метод отличается более высокой эффективностью, избирательностью и гибкостью форм. Налоговые законодательства развитых стран предоставляют льготы при условии рационализации производственного процесса, модернизации технологий,ввода нового оборудования, подключения к выполнению национальных программ и проектов и т.п. В этих целях используется ускоренная амортизация, создание свободных от обложения резервных, инвестиционных и прочих фондов, отсрочка уплаты налогов и т.д. Нередко подобные льготы носят адресный характер. Индивидуализация налогового воздействия особо оговаривается в законах, проявляется в практике заключения «налоговых договоров» (о них подробнее см. ниже). Среди развивающихся стран частичное налоговое освобождение чаще всего встречается в законодательной практике небольшого числа государств. Так, индийское законодательство предусматривает налоговые льготы для предприятий, осуществляющих техническую реконструкцию, но только в случае снижения по этой причине дохода не менее чем на 6% по сравнению с ранее получаемой прибылью.

Косвенное налоговое регулирование экономики осуществляется, прежде всего, через косвенные налоги на инвестиционные товары (оборудование, технологию и т.д.). Если прямое налоговое регулирование воздействует непосредственно на размер предпринимательского дохода, то косвенный метод влияет на инвестиционную и экспортную динамику. Пример эффективного использования косвенного налогового регулирования дает таможенная политика. Расширение функций государства и, как следствие, закрепившаяся практика государственного регулирования социальной, культурной, демографической, экологической и других сторон общественной жизни поставили новые задачи перед налогообложением. Налоговыми нормами все чаще стали регулироваться неэкономические аспекты государственной политики.

Необходимо отметить, что применение регулирующей функции зачастую невозможно только в рамках налогового регулирования. Поскольку вся финансовая система является взаимосвязанным механизмом, то эффективное регулирование экономики и социальных проблем возможно только при комплексном применении всех финансовых инструментов. Так, с 2005 года таможенные пошлины не входят в налоговую систему России, однако являются необходимым механизмом финансового регулирования экономики. Можно также упомянуть государственный кредит, государственные корпорации, целевое бюджетное финансирование приоритетных областей в качестве других финансовых регулирующих экономических механизмов, не входящих в механизм налогового регулирования.

Четвертая функция налогов – социальная (поощрительная). Она проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Кроме того, она имеет поощрительный характер, что выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам ВОВ и боевых действий, фермерам, инвалидам, пострадавшим от радиации и т.д.).

Одну из центральных позиций среди целей налогового обложения на современном этапе развития зарубежного налогового права стали занимать социальные аспекты. Во многих странах наблюдается повышение необлагаемого минимума дохода, появляются многочисленные льготы социальной направленности (скидки с подоходного налога для компенсации расходов на обучение детей в Японии, разнообразные льготы инвалидам, неполным семьям и т.д.). Повышается роль, которую играют в современном налоговом механизме индустриальных стран разнообразные взносы по социальному страхованию (этому вопросу в дальнейшем будет посвящен специальный параграф). Франция обладает большим опытом финансирования части социальных расходов за счет разнообразных целевых налогов. Французское законодательство исходит из того, что решение социальных проблем дело всего общества, а не только нанимателей и наемных работников, которые платят взносы на социальное обеспечение. Таким образом, расходы граждан на эти цели были поставлены в зависимость от размера их доходов, а не от участия в отношениях найма.

Налоговый регулятор широко применяется для поощрения развития культуры, искусства, благотворительности. Конституция штата Нью-Йорк (США) предусматривает (ст. 16, п.1) полное освобождение от поимущественного налога для объектов собственности религиозного, образовательного, благотворительного характера. В дальнейшем в законодательство вносились дополнения относительно полного освобождения от налогов земель, используемых различными общественными организациями в целях «морального и интеллектуального усовершенствования». Кодекс о внутренних доходах США предусматривает предоставление 25%-ного налогового кредита для проведения реставрационных работ и охраны культурных ценностей, внесенных в Национальный реестр исторических мест или признанных специальным муниципальным ордонансом местной достопримечательностью.

Активно начали использоваться налоги и в экологических целях. В Финляндии правительство, введя новый налог на промышленные предприятия, деятельность или производимые продукты которых могут отрицательно влиять на окружающую среду, преследовало преимущественно природоохранные цели. Экологическую ориентацию чаще всего имеют надбавки к поземельному налогу (Франция, ФРГ). В Италии с 1989 г. введен налог на производство пластиковых пакетов. Цель этого налога, предложенного министерством по охране окружающей среды, состоит не столько в пополнении казны, сколько в сокращении производства и потребления этих пакетов (т.к. естественным путем они не разлагаются, а при сжигании выделяют вредные газы). Финансовыми льготами поощряются предприятия, переходящие на экологически чистую, безотходную технологию. С 1977 г. в США, например, введены налоговые льготы за установку системы отопления на солнечной энергии. Во многих штатах США действуют законы об охране земельных ресурсов, предусматривающие льготное обложение земельных участков, используемых в сельскохозяйственных целях. Помимо охраны земельных ресурсов, налоговые нормы, содержащиеся в этих законах, регулируют и темпы урбанизации, задерживая разрастание городских площадей.

Контрольные вопросы:

1. Что составляет экономическую сущность налогообложения?

2. Дайте определение налога.

3. Что такое сбор? Чем сбор отличается от налога?

4. Перечислите признаки налогов.

5. Перечислите функции налогов. Какие из функций вы считаете наиболее важными?

6. Что подразумевается под индивидуальной безвозмездностью налога?

7. Раскройте содержание социальной функции налогов.

8. Назовите основные методы налогового регулирования экономики.

9. Что понимается под «налоговым пределом»?

Производственно-технический отдел (ПТО) обеспечивает нормальное состояние и функционирование скважин.

Склад производственного обслуживания (СПО) осуществляет хранение всего оборудования и расходного технологического материала (трубы, долота, НКТ, глубинные насосы дизели, компрессорные установки, хлопушки).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным и долгосрочным. Налоги за пользование банковским кредитом уплачиваются из прибыли предприятия по установленным ставкам.

Финансовый контроль за деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей.

Финансовое положение промышленного предприятия в первую очередь предопределяет региональный финансовый потенциал.

Узловые вопросы

1. Налоговая система.

2. Функции налогов


3. Налоги с промышленных предприятий.

4. Действующая система льгот по налогам.

5. Недостатки действующей налоговой политики.

6. Меры по совершенствованию налоговой системы .

7. Финансирование на предприятии.

8. Финансовый план предприятия.

Задачи и методические указания

Задача 1.

Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбал =250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.

Методические указания

Базой для определения суммы взноса в бюджет от полученной прибыли является облагаемая прибыль. Облагаемая прибыль – это балансовая прибыль, уменьшенная на величину прибыли, которая в соответствии с действующей системой льгот не облагается.

Сумма отчисления прибыли в бюджет определяется как произведение облагаемой прибыли на ставку налога на прибыль.

Задача 2.

Определите величину налога на добавленную стоимость . (НДС), если стоимость реализованной продукции РП = 2500 тыс. руб., ее себестоимость Среал = 2100 тыс. руб., доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции α мз = 0,6, ставка налога на добавленную стоимость – 20 %.

Методические указания

Налог на добавленную стоимость представляет в бюджете часть добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Ставка налога 20 %. Базой для налогообложения служит стоимость реализованной продукции, уменьшенная на стоимость материальных затрат, учтенных в себестоимости продукции.

Задача 3

Определите величину акциза для товара, реализуемого по рыночным отпускным ценам , если оптовая цена единицы продукции ЦОПТ = 26 руб., ставка акциза к отпускной цене Накц = 35 %

Методические указания

Отпускная цена подакцизных товаров определяется на основе оптовых цен предприятия, т. е. без учета суммы акциза: ЦОПТ = Спол + ПР , где Спол – полная себестоимость единицы продукции; ПР – прибыль.

Ставка акциза (Накц) устанавливается к отпускной цене. Тогда доля оптовой цены предприятия в отпускной цене выразится: αц = 1- Накц.. отпускная цена составит ЦОПТ = ЦОПТ / αц, Акцизный налог равен: Цакц = Цопт * Накц .

Задача 4

Определите величину акциза для товара, реализуемого по государственным ценам , если регулируемая цена за единицу изделия Цед = 30 руб., торговая скидка αскид = 0,07, НДС = 20%, ставка акциза Накц = 0,8

Методические указания

Для определения облагаемого оборота подакцизной продукции Ц обл, реализуемой по регулируемым государственным ценам (Црег ), из выручки от реализации исключается абсолютная величина торговой скидки и налога на добавленную стоимость.

Сумма акциза, подлежащего уплате в бюджет по установленной ставке Накц , составит: Цакц = Цобл * Накц .

Задача 5

Определите абсолютную величину налога на прибыль и добавленную стоимость, если ставка налога на прибыль Нпр = 0,24, НДС = 20 %, балансовая прибыль ПРбал = 400 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции Среал = 2000 тыс. руб.; доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции αмз = 0,65; льготы составляют 45 тыс. руб.

Методические указания

Абсолютная величина прибыли, выплачиваемая в бюджет, определяется на основе облагаемой прибыли (ПРобл ), которая представляет собой разницу между балансовой прибылью (ПРбал) и суммой льгот (Цлг ): ПРобл = ПРобл Цлг . Абсолютная величина отчислений в бюджет из прибыли предприятия: ПРбюд = ПРобл Нпр , где Нпр - ставка налога на прибыль.


Добавленная стоимость вносимая предприятием в бюджет, рассчитывается на основе стоимости реализованной продукции, уменьшенной на материальные затраты, включенные в себестоимость реализованной продукции: НДСабс = (РП – МЗ) НДС.

Тесты

1. Какой из налогов не взимается с предприятия:

а) налог на прибыль;

б) налог на добавленную стоимость;

в) экологический налог;

г) налог на имущество;

д) специальный налог на формирование фонда для поддержания приоритетных отраслей?

2. Какая из функций не относится к налоговой:

а) регулирующая;

б) стимулирующая;

в) распределительная;

г) обеспечивающая;

4. Какая функция не свойственна подоходному налогу:

а) стимулирование спроса;

б) смягчение кризисной ситуации;

в)сдерживание роста цен;

г) способствование увеличению бюджета;

д) формирование налоговых льгот?

5. Какой показатель используется для начисления налога на прибыль:

б) прибыль от реализации;

в) чистая прибыль;

г) льготы;

д) прибыль от реализации имущества?

6. Какие льготы не используются промышленным предприятием:

а) льготы по финансированию развития собственного производства;

в) льготы на стоимость списанного имущества;

г) взносы на благотворительные цели;

в) доходы по акцизам;

г) поступление средств из внешних источников?

10. Какие расходы и отчисления средств не включаются в финансовый план:

а) затраты на расширение производства;

б) затраты на совершенствование технологии;

в) расходы на культурно-бытовое обслуживание;

д) амортизационные отчисления?

11. Какой из источников не используется при формировании прироста собственных оборотных средств:

а) внутрипроизводственные источники;

б) прибыль;

в) устойчивые пассивы;

д) кредит?

12. Какой из источников не используется для финансирования капитальных вложений на формирование основных производственных фондов:

а) кредит;

г) амортизационный фонд?

13. Какой из источников не используется при выплате кредита:

в) амортизационные отчисления;

г) выручка от реализации;

д) выручка от реализации сверхнормативных запасов?

Ответы на узловые вопросы

ü 1. Налоговая система

Налоговая система Российской федерации в условиях становления рыночной экономики предусматривает прямые, косвенные и специальные налоги.

Прямые налоги подразделяются на две группы: налог на доходы, т. е. подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятия; налог на собственность, т. е. налог на имущество, землю, лесной налог.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, к специальным – платежи на государственное и социальное страхование физических и юридических лиц, государственная пошлина и местные сборы, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

Налоги также бывают: федеральными (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на операции с ценными бумагами , таможенные сборы, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог); республиканскими (акцизы, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог за пользование природными ресурсами, специальный налог, транспортный налог); местными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, гербовый сбор, государственная пошлина).

К налогам, выплачиваемым промышленными предприятиями, относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество, налог для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

ü 2. Функции налогов

В хозяйственном механизме налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.

Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товаров за границу, ввоз капитала и т. д. данная функция оказывает непосредственное влияние на деловую активность товаропроизводителей.

Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета финансовых ресурсов государства и создает условия для функционирования государства и регулирования экономики.

ü 3. Налоги с промышленных предприятий

В соответствии с действующим законодательством к первоочередным отчислениям в бюджет относятся: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, акцизы, специальный налог.

Налог на прибыль устанавливается в процентах (ставка налога) от балансовой прибыли и служит источником перераспределения национального дохода . Базой для определения суммы отчислений от прибыли является облагаемая налогом прибыль, которая отражает балансовую или валовую прибыль, уменьшенную на льготы, установленные законодательно для промышленных предприятий. Льготы не могут превышать 50 % расчетной суммы налоговых отчислений в бюджет.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Налог на прибыль промышленного предприятия устанавливается, исходя из облагаемой налогом прибыли и ставки налога на прибыль, которая установлена в размере 24 % и распределяется между федеральным бюджетом и субъектами Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) более приемлем для условий рыночных отношений и рассчитывается на основе чистого дохода, полученного предприятием на всех стадиях производственного процесса и реализации товаров и услуг. Иными словами, НДС, подлежащий взносу в бюджет, определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные им товары (работы и услуги), и суммой налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т. е. надбавкой к цене изделия (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Установленная ставка налога (НДС) в соответствии с действующим законодательством применяется к облагаемому обороту. Следовательно, для определения абсолютной величины НДС, полученного от реализации, исключить налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам, т. е. добавленная стоимость предприятия определяется на основе стоимости реализованной продукции (РП), уменьшенной на стоимость материальных затрат, входящих в себестоимость реализованной продукции, которые были использованы в процессе производства и реализации продукции, и ставки НДС (0,20): НДСабс = (РП – МЗ) НДС .

Акцизные налоги – это косвенные налоги, которые применяются в основном для товаров массового потребления и услуг частных предпринимателей и организаций. Они включаются в цену товара (услуг) и оплачиваются покупателем (заказчиком). Абсолютная величина акцизного налога устанавливается в процентах к свободной отпускной цене товара:Набс. акц = (Цопт/αотп)Накц, где Цопт – оптовая цена изделия; αотп – доля оптовой цены в отпускной цене; Накц – ставка или тариф акциза.

По способу взимания акцизные налоги подразделяются на индивидуальные и универсальные (индивидуальные налоги взимаются со стоимости валовой1 продукции предприятия, а универсальные – со стоимости единицы товара), по времени оплаты – на одноразовые и многоразовые (одноразовые выплачиваются единожды в каком-либо звене производства, многоразовые – на каждой стадии производственного цикла).

По методу установления налогообложение может быть прямым и косвенным. Прямые налоги подразделяются на реальные (налог на землю, на промысел и т. п.) и личные (подоходный налог, налог на прибыль предприятия, налог на денежный капитал, налог на имущество). К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы (пошлины), налоги на операции с ценными бумагами.

В зависимости от характера ставок различают пропорциональные, прогрессивные, регрессивные налоги.

По мере увеличения дохода прогрессивный налог возрастает, а регрессивный уменьшается. Прямые налоги используются на содержание государственного аппарата, социально-культурные мероприятия, на обороноспособность страны. В промышленно развитых странах доля прямых налогов достаточно высока (в США – 91,1%, в Японии – 71,2, в Англии – 54,3, в ФРГ – 44,1% (Налоги. М.: Финансы и статистика, 1994. С.45)).

ü 4. Действующая система льгот по НДС

Действующее законодательство предусматривает определенный перечень товаров, работ и услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость:

· Продукция, полуфабрикаты, работы и услуги, реализуемые по внутризаводскому обороту;

· Продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с учетом НДС основных производственных фондов и оборотных средств и товаров для непроизводственных целей, за исключением их реализации по ценам, превышающим цену приобретения;

· Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета или различных фондов.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы Российской Федерации (кроме экспорта в страны СНГ). Не облагаются налогом на имущество:

· Вновь созданные промышленные предприятия в течение одного года после их регистрации, за исключением созданных на базе ликвидированных предприятий ;

· Основные производственные фонды, полученные в аренду по заключенному договору без права последующего выкупа.

ü 5. Недостатки действующей налоговой политики .

Анализ действующих систем налогообложения в Российской Федерации и промышленно развитых странах показал, что используемая Правительством Российской Федерации система налогов и льгот не отвечает полностью требованиям рыночной экономики.

Во-первых, экономически не обоснованы ставки: они не стимулируют притока инвестиций в развитие промышленного производства и способствуют оттоку за границу капитала, материальных и трудовых ресурсов, усиливают проблему двойного налогообложения.

Во-вторых, система льгот охватывает очень узкий круг вопросов и не позволяет эффективно использовать капитальные вложения на ускоренное обновление активной части основных производственных фондов, проведение мероприятий по развитию и внедрению ресурсосбережений и безотходных технологии.

В-третьих, существенные недостатки налоговой политики серьезно влияют на сокращение поступления налогов в бюджет. К ним следует отнести:

· Различные условия налогообложения для субъектов и видов хозяйственной деятельности, например существующие льготы по НДС;

· Снижение налога на прибыль путем подмены вида деятельности , которая оформляется определенным соглашением;

· Неоправданное увеличение налоговых ставок сверх экономически обоснованного уровня, что способствует сокращению поступлений в бюджет, так как товаропроизводители стремятся уменьшить свою налоговую базу. Исследования Центрального экономико-математического института РАН показали, что в результате роста налоговых ставок увеличиваются как поступления в бюджет, так и темпы роста инфляции. Уровень налогов в Российской Федерации почти на 20 % превышает оптимальную величину (Финансовые известия. 1996. № 19)

· Использование «кольцевых» сделок, которые позволяют вывести из-под налогообложения значительные суммы перераспределения их среди участников, пользующихся льготами по налогообложению.

ü 6. Меры по совершенствованию налоговой системы

Необходимость совершенствования налоговой системы Российской Федерации вызвана тем, что постоянно сокращается стоимость внутреннего валового продукта, резко падает доля заработной платы в структуре себестоимости промышленной продукции, растет дефицит капитальных вложений, остается низкой собираемость налогов и т. п. все это является причиной нарушения в балансе федерального бюджета, т. е. превышения расходной части над бюджетными поступлениями.

Для улучшения условий проведения действующей налоговой политики и обеспечения реального пополнения бюджета следует:

· Изменить налоговую политику с целью снижения налоговых ставок и обеспечения более объективного подхода к формированию льгот;

· Сократить количество косвенных налогов и пересмотреть методы налогового регулирования;

· Для стимулирования инвестиций с помощью налоговой системы ввести инвестиционный налоговый кредит , суть которого заключается в снижении налоговых выплат при осуществлении капитальных вложений. Примером может служить ускоренный метод амортизации (Бюджет в условиях углубления экономической реформы // Финансы. 1992. № 10);

· Разработать и внедрить новый метод формирования налоговых ставок и льгот, что позволит обеспечить устойчивость и гибкость нормативных параметров налогообложения;

· Провести эффективную оценку платежеспособности спроса и предложения, включая уровень рыночных цен;

· Установить экономически оправданные темпы роста объемов производства и изменения структуры выпускаемой продукции для расширения конкурентоспособности продукции и производства;

· Отказаться от экономического воздействия на налогоплательщиков в зависимости от формы собственности;

ü 7. Финансирование на предприятии

Финансы промышленного предприятия представляют собой систему финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе кругооборота основных производственных фондов и оборотных средств в сфере производства и обращения, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных ресурсов.

Финансовые операции в совокупности отражают прибыль или убытки промышленного предприятия, возникающие в результате реализации производственной продукции (работ, услуг), основных фондов, сверхнормативных запасов оборотных средств и прочего имущества предприятия; доходы от внереализационной деятельности (операций), уменьшенные на сумму затрат по данным операциям. Финансы как экономическая категория широко используется при товарном производстве и обеспечивают условия для нормального функционирования рыночной экономики.

С помощью финансового механизма осуществляется управление промышленным предприятием в двух направлениях. Первое направление – управление финансами – отражает взаимосвязь с другими промышленными предприятиями и подразделениями по выполнению определенных функций; поставка средств производства, реализация готовой продукции , т. е. обеспечение производственными запасами, осуществление купли-продажи продукции собственного производства.

Второе направление – управление денежными средствами (фондами) – предусматривает управление основными производственными фондами и оборотными средствами, а также различными фондами, которыми располагает промышленное предприятие (амортизационный, валютный, инвестиционный и резервный фонды и т. п.). экономическое обоснование финансового механизма проводится на основе таких экономических показателей, как выручка, различные виды прибыли, амортизации, а также финансовых источников (оборотные фонды и фонды обращения, кредит и т. п.).

Финансы промышленного предприятия выполняют следующие функции: обеспечение денежными ресурсами, распределение денежных доходов, контроль и стимулирование и т. п.

ü 8. Финансовый план предприятия

Этот документ является основой финансовой деятельности предприятия, в котором отражаются в денежной форме баланс доходов и расходов, а также финансовые результаты его хозяйственной деятельности. Он включает следующие разделы:

· Доходы и поступления средств. В этом разделе отражены доходы, составляющие денежные накопления предприятия; доходы, являющиеся результатом внутреннего перераспределения средств; поступления средств от внешних источников;

· Расходы и отчисления средств. В этот раздел включены затраты на расширение производства и совершенствование его технологии, расходы на культурно-бытовое обслуживание работников предприятия, амортизационные отчисления и т. п.;

В процессе выполнения финансового плана он может корректироваться на основании изменений качественных и количественных показателей производственного плана. При его составлении величина собственных оборотных фондов ежегодно уточняется. Прирост собственных оборотных средств обеспечивается в основном за счет внутрипроизводственных источников, прибыли, устойчивых пассивов (суммы периодически образующейся задолженности). Кроме того, используются кредит и целевое финансирование.

Для финансирования основных производственных фондов может быть использован кредит, а также собственные средства. Собственным источником финансирования капитальных вложений на создание и обновление основных производственных фондов является фонд развития производства. За счет собственных средств, в частности прибыли и амортизационных отчислений, финансируются техническое перевооружение, реконструкция и расширение промышленного предприятия (создание новых рабочих мест).

Кредитование промышленного предприятия может быть краткосрочным (до 1 года) и долгосрочным (от 2 до 5 лет). Краткосрочный кредит предоставляется для обеспечения сверхнормативных запасов сырья и материалов, на своевременную выплату заработной платы и временное восполнение недостатка собственных оборотных средств. Долгосрочный кредит может быть получен на внедрение новой техники, технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, на выпуск продукции повышенного качества и т. п.

Уплата налогов за пользование банковским кредитом осуществляется из прибыли предприятия по установленным дифференцированным процентным ставкам за краткосрочный кредит .

Долгосрочный кредит также выдается на реконструкции и расширение действующих предприятий, строительство новых предприятий при условии возмещения затрат в течение пяти лет. Кредит погашается за счет прибыли и амортизационных отчислений в сроки, установленные обязательствами, с одновременной уплатой соответствующих процентов.

Выпуск ценных бумаг мобилизует личные средства работающих на предприятии, которые также могут быть использованы на расширение производственных задач.

Финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятия со стороны банка осуществляется на основе использования плановых стоимостных показателей и охватывает производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.

Варианты

ПРбал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

РП, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Ставка налога, %

Цопт, руб.

ПРбал, тыс. руб.

Среал, тыс. руб.

Льготы, тыс. руб.

План

I. Введение……………………………………………………………………….стр.2

1.Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….стр.4

2.Налог на доходы физических лиц: экономического содержания и назначение; категории плательщиков; ставки……………………………………………...стр.11

II.Заключение…………………………………………………………………..стр.14

Список использованной литературы…………………………………………стр.16

I .Введение.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании. Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

1.Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

1. Фискальная;

2.Распределительная (социальная);

3.Регулирующая;

4.Контрольная;

5.Поощрительная.

Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Фискальная функция.

Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная функция.

Распределительная (или как её ещё называют -перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая функция.

С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 1):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 1. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

 


Читайте:



Нужна ли иностранная лексика в отечественной рекламе?

Нужна ли иностранная лексика в отечественной рекламе?

Гаспарян БогданВ работе рассмотрены последние заимствования в русский язык из английского языка. Приведены конкретные примеры из газеты....

Понятие фонетической позиции и позиционной мены звуков

Понятие фонетической позиции и позиционной мены звуков

Фонологическая (фонетическая) позиция- это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных фонологических позициях одна и та же фонема...

Виды связей и их реакции

Виды связей и их реакции

Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИКИ Предмет механики.Основные понятия и аксиомы статики.Связи и реакции связей. Предмет механики...

Лекция по дисциплине "техническая механика" на тему "связи и реакции связей"

Лекция по дисциплине

Связи и реакции связей Все законы и теоремы статики справедливы для свободного твердого тела. Все тела делятся на свободные и связанные....

feed-image RSS