Главная - Источники света
Золотое сечение в проектировании жилых домов. Золотое сечение в строительстве Принцип золотого сечения в строительстве
  1. Что важно знать для расчетов и чем грозят ошибки
  2. Типы и формы современных крыш
  3. Коньковый прогон и углы наклона скатов
  4. Расчеты высоты крыш разных форм
  5. Расчет кровли с помощью онлайн-ресурсов
  6. Что учитывать, приступая к расчетам крыши

Завершающим этапом строительства любого дома (будь это просторное основное жилище или небольшой дачный домик) становится обустройство крыши. Именно она придает экстерьеру презентабельный и завершённый облик, но при этом выполняет очень важную функцию – сохраняет тепло, создает уютную, максимально комфортную и приятную атмосферу внутри. Именно этот элемент любого строения без преувеличения называют одним из важнейших.

От чего зависит высота конструкции и что учитывают, выполняя предмонтажные вычисления

Особенно важно знать, как рассчитать высоту крыши для дома, причем точно понимать, как сделать это правильно. Именно поэтому нужно уделить некоторое время на изучение данного вопроса. Неточности, допущенные в предмонтажных вычислениях, приводят к серьёзным проблемам, с которыми потом слишком сложно справиться. Часто для устранения ошибок приходится приступать к работам по обустройству кровли заново. Например, если скаты выполнены с малым углом наклона, то такой конструкции будут причинять серьёзный вред зимние снегопады (из-за скопления снега есть риск того, что произойдет пролом кровли). Логично предположить, что можно просто делать высокий конёк и все проблемы будут решены, но и это не так, ведь слишком высокая крыша наиболее всего уязвима к порывам ветра.

Таким образом, приступая к расчетам крыши и углов наклона скатов, а также обустройству кровли, необходимо помнить, что на ее высоту значительное влияние оказывают:

  • общая квадратура сооружения;
  • климатические условия (как вы уже догадались, в регионах со снежными зимами не рекомендуются покатые крыши, оптимальные для тёплых континентов);
  • материал для обустройства кровли, а также обрешетки;
  • выбранная форма;
  • высота основного здания;
  • личные предпочтения и вкусы хозяина.

На параметры конструкции во многом влияет и ряд других факторов, например, прямая зависимость есть от слоя положенного утеплителя или установки снегозадержателей. Размеры конька связаны с особенностями стропильной системы, но вместе с этим могут увеличить общую площадь кровли и количество требующихся для её обустройства материалов.

Всё описанное выше подтверждает тот факт, что от размера крыши зависит прочность конструкции, долговечность её эксплуатации, эстетичность и гармоничность внешнего облика постройки.

Какие распространены типы современных кровельных конструкций


Тип крыши оказывает самое прямое влияние на расчет и используемые для него формулы, а также на величину и, следовательно, на расход материала, который нужно приобрести для обустройства кровли. Сегодня чаще всего возводятся такие конструкции:

  • односкатная (её предпочтительнее использовать для хозяйственных построек);
  • двускатная (самая популярная для жилых домов);
  • четырехскатная. Тоже отличный выбор для жилых сооружений. Здесь предусмотрены многообразные варианты: эффектные шатровые (характерная черта которых – одинаковый размер и форма всех скатов) или сложные вальмовые (их особенностью является участие двух треугольных вальм и двух скатов с изломом (формы трапеции));
  • мансардная (состоит из двух скатов, но обязательно с изломом). Данный излом позволяет увеличить площадь мансарды.

Конёк и определение рациональных углов наклона скатов


Для расчётов разных форм кровли используется такая величина как размер конька. Под этим названием понимается верхнее, горизонтально расположенное ребро конструкции, которое образовалось при пересечении двух скатов кровли (наклонных плоскостей).

Конёк есть на всех видах крыш, кроме шатровых и купольных. Если конструкция простая двухскатная, то он один, если же сложная – то коньков образуется от двух и более. На коньковые прогоны при возведении кровли опираются стропильные ноги, а исходя из того, какой кровельный материал выбран для окончательного покрытия, выбирается и основа конька.

Знать, как высоту крыши дома рассчитывать правильно, нужно и для сооружения надежной и прочной конструкции, а также для того, чтобы спрогнозировать предварительные затраты на строительство, и запланировать бюджет. В вычислениях рационального угла наклона учитывают материал, из которого решено выложить кровлю: одни кровельные покрытия могут быть уложены под углом до 90 градусов, а другие – только от 15 до 60 градусов.

Подбирая, с каким наклоном плоскостей выбрать крышу для своего дома, необходимо принимать в учет функциональность, общий внешний вид полученного в итоге сооружения (ведь вы захотите получить эстетичное строение) и климатические условия. Как показывает практика, для европейских стран идеальным решением можно назвать угол в 35-40 градусов.

Примеры вычислений, которые несложно выполнить самостоятельно

В принципе, если речь идет о простых конструкциях кровли, то понадобится совсем немного для того, чтобы рассчитать высоту крыши: калькулятор и несколько всем известных принципов из основ геометрии, которые преподают ещё по школьной программе.

Основной принцип расчета берём из правила, что длина одного катета в прямоугольном треугольнике будет равна длине другого, если его умножить на тангенс угла, образованного с основанием.

  • измеряем ширину строения (допустим, у нас четырехметровый дом);
  • принимаем величину угла, равную 35 градусам (как рекомендованный оптимальный вариант для европейских широт);
  • рассчитываем тангенс, он получается для данного угла 0,7002;
  • 4 метра * 0,7002 = 2,8 метра.


Наиболее сложными вычислениями сопровождается обустройство кровли мансардного типа, характерной чертой которого можно назвать наличие двух скатов с изломом, что со стороны делает её общий вид как бы «ломаным». Обустройство ломаной крыши позволит увеличить функциональную область мансарды. В основе расчета вальмовой крыши положен уже рассмотренный выше пример вычисления высоты двускатной крыши , однако не стоит забывать, что у кровли получается не один угол наклона, а несколько. Перед переходом к расчетным операциям необходимо определиться с ними. Практика показывает, что лучше всего выбрать такие величины углов:

  • для нижнего – свыше 40 градусов;
  • для остальных – меньше 40 градусов, но обязательно больше 15.

Чтобы упростить вычисления, но в то же время получить быстро наиболее точный результат, специалисты предпочитают пользоваться методом «золотого сечения», для этого на чертеже контур крыши вписывают в круг. Прибегая к этому удачному правилу, можно без проблем решить вопрос, как правильно рассчитать высоту крыши, и главное, избежать неточностей в расчете, которые на практике приведут к тому, что общий вид сооружения окажется неэстетичным, негармоничным и попросту некрасивым.

Куда можно обратиться за помощью: онлайн-ресурс и консультанты

Если возводимая крыша сложной формы , то она требует и более объёмных, длительных расчетов. Для вычислений используются данные по сечению стропил, шаг между ними, величина пролётов стропильной конструкции . Кроме того, в учет берутся размеры окон кровли, дымоходов, наличие парапетов и свесов, обязательно понадобится проанализировать возможность опор и выносливость фундамента.

Сегодня любой, кто не знает, как рассчитать высоту крыши, сделать это сможет, обратившись к помощникам, найти которых можно на просторах Интернета. Это могут быть специалисты, готовые вам оказать такие услуги в режиме онлайн, или специальный интернет-ресурс под названием «калькулятор», в этом случае посетитель сайта вводит запрашиваемые данные и система производит по ним вычисления.

Выбирая, к кому обратиться за помощью, помните, что вальмовая крыша – конструкция недешевая, поэтому не терпит ошибок и неточностей. Правильность проведенных вычислений должна быть гарантирована. Для новичков вычисления четырехскатных, вальмовых и шатровых крыш оказываются довольно сложными, поэтому их лучше доверить специалисту-проектировщику со стажем работы в данной сфере. Самостоятельно можно заниматься только вычислениями, касающимися односкатных конструкций для хозпостроек и гаражей, или простых двускатных, сооружаемых для покрытия небольшого дачного домика.

Классическая крыша русской избушки – двухскатная. Стропильная система для неё достаточно проста, и это обеспечило большую популярность такому виду крыши. Вальмовая крыша (четырёхскатная), например, геометрически сложнее. Её труднее рассчитать и построить, поэтому возьмёмся за расчёт симметричной крыши с двумя скатами.Расчёт её заключается в определении длины стропил, которые образуют пары. Каждая из этих пар присоединяется к соседним стропильным фермам при помощи обрешётки. Торцы крыши – это треугольные фронтоны. Длина стропил, как и высота крыши, будет определяться её углом. Как его выбрать правильно? Это подскажет преобладающая в местности погода.

Выбор высоты конька

Кто бывал в странах Балтии или в Скандинавии, смог заметить, что крыши деревенских домов там островерхие. Это связано с большим количеством осадков, которое, в свою очередь, объясняется преобладанием морского и умеренного климата. С такой крыши моментально стекает вода, а снег – и вовсе не задерживается. Однако соседство с холмами, поросшими лесом, надёжно защищает эти населённые пункты от сильного ветра, поэтому большая парусность таких крыш не имеет большого значения.В арабских домах крыши были плоскими, потому что количество осадков в пустынной местности – минимальное. Зато сильные сухие ветры в таких краях случаются.Там же, где свирепствуют ветры в средней полосе , можно встретить дома с совершенно другими крышами – почти плоскими или дугообразными, потому что большую роль играет как раз отсутствие парусности или хорошая обтекаемость.И если раньше такие дома строили интуитивно, основываясь на опыте поколений, сегодня для разных регионов России созданы своды правил, в которых описаны ветровые и снеговые нагрузки на кровлю. В частности, это СП20.13330.2011, разработанный на основе СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия». В центральном регионе страны, к примеру, рекомендовано выбирать высоту конька так, чтобы угол наклона скатов был равен приблизительно 30–45°. Именно этот угол даст возможность рассчитать и высоту конька крыши, и длину стропил.



Обратимся к школьной геометрии. Нашу крышу надо представить в виде треугольника, собственно которым и является каждый из её фронтонов. Такой треугольник будет тупоугольным. Разделим его по оси симметрии на два прямоугольных треугольника. Мы получили два катета, один из которых (a) нам известен – это половина ширины дома. Второй катет (b), который пока не известен – это высота нашей крыши.
b = a * tg α, где:
α – угол крыши, взятый из свода правил.Тангенс этого угла можно вычислить на инженерном калькуляторе или воспользоваться математическими таблицами. Полученный катет b – это и есть высота крыши.Зная оба катета, мы можем вычислить величину гипотенузы. Это приблизительная длина стропил. Однако, поскольку крыша часто выходит за пределы стен дома, нависая над ними, длину стропил можно увеличить. Здесь вся зависит от архитектуры конкретной постройки.Зная длину стропил и длину самой крыши, которая и в этом измерении тоже может выступать за края дома, нависая козырьком над фронтонами, мы уже можем рассчитывать её площадь, а следовательно – и количество кровельного материала.

Пример расчёта

Допустим, дом имеет ширину 6 м. Делим её пополам и получаем 3 м. Это наш катет a. Угол ската, рекомендованный для постройки дома в данной местности, составляет 45°.
b = 3 * tg 45° = 3 * 1Но и без применения этой формулы можно догадаться, что при угле наклона 45° наш прямоугольный треугольник получится равносторонним. То есть даже без таблиц и калькулятора станет ясным, что высота крыши будет равна 3 м, то есть – половине ширины дома.

Высота крыши влияет на внешний вид дома, сложность сборки стропильного каркаса и технические характеристики . Поэтому важно уделить особое внимание определению размера и только после этого закупать материал. Для того чтобы сделать расчеты необязательно обращаться в специализированные организации. В статье обсудим как правильно рассчитать высоту крыши, а также что на нее влияет.

Что влияет на высоту конька?

Коньком называют горизонтальное ребро сопряжения вершин двух скатов крыши. Завышение и занижение высоты негативно влияет на эксплуатацию кровли, портит внешний вид здания. Поэтому при расчете недостаточно руководствоваться лишь собственным вкусом. Перед тем как рассчитать высоту конька важно обратить внимание на различные технические условия.

В статье примем по умолчанию крыши с равными скатами по длине и углу наклона. Это упростит определение высоты, хотя все описанные принципа применимы и к асимметричным конструкциям.

Согласно геометрии, один из скатов будет гипотенузой, а расстояние от конька до основания катетом.

Теперь пройдемся по каждому пункту более подробно.

Кровельное покрытие

Для разных материалов есть собственные требования по крутизне уклона. От этого показателя будет зависеть расчет высоты конька двускатной крыши. Есть общие принципы выбора материал в зависимости от угла ската:

  1. Для небольших штучных элементов уклон ската должен быть больше чем для длинных листовых материалов. Это связано с тем, что при скапливании влаги в стыках могут появиться протечки. Поэтому коньки для шиферной крыши выше чем коньки на крышу из металлочерепицы. Дело в том, что длина волнового шифера всего 1,75 м, а металлический кровельный материал может занимать всю длину ската.
  2. Высота коньковой крыши влияет и на количество стыков. С занижением угла должно уменьшаться и количество соединений, нахлестов. Поэтому самыми надежными вариантами считаются крупнолистовые и рулонные материалы.
  3. Тяжелые кровельные элементы размещают на крутых скатах. Крыши из шифера и керамической черепицы имеют большую массу, поэтому делают крутой уклон. Так, они не прогибают стропильные балки.

При этом стоит помнить, что чем круче уклон, тем больше материала для покрытия крыши понадобится. Так, если брать за 100% потребность для угла ската 7-10°, тогда угол в 45° потребует 150% перерасход, а угол 60° - все 200%.

Размеры скатов относительно ширины дома будет меняться вместе с высотой конька.

Чердачное помещение

Существует две разновидности домов: с чердачным помещением и без него. Для каждого варианта есть собственные условия расчета высоты конька. Если чердачное помещение жилое, тогда к росту самого высокого владельца добавляется 30-40 см. Но лучше подумать и о гостях, сделав потолок на высоте 2,4 метра. Но важно помнить, что это только потолок, а не высота крыши. Сюда нужно будет прибавить еще полметра или больше, в зависимости от предпочтений.

Если чердачное помещение нежилое, тогда высота конька рассчитывается под влиянием пожарной безопасности. Один из пунктов обязывает владельцев обеспечить сквозной проход под кровлей высотой не меньше 1,6 метра, а шириной 1,2 м. При сложных стропильных системах эти размеры могут быть сокращены на 0,4 м. Это пространство обеспечит свободный воздухообмен и проход для ремонта, осмотра.

Бесчерданые здания строятся так, что над перекрытием предыдущего этажа дополнительно возводятся стены. Например, в полумансардных зданиях высота стен увеличена на 1,4 метра. В таких конструкциях высота крыши отсчитывается от нижней грани мауэрлата. Такие конструкции подходят для климатических зон с сильными ветрами. Это делает возможным уменьшить уклон ската.

Бесчердачные сооружения популярны в строительстве гаражей, складов и других небольших бытовых построек. Обычно в них не предусматривается чердачное перекрытие , тем самым происходит экономия материала и времени.

Атмосферные явления

Климатические условия напрямую влияют на высоту конька. Поэтому в разных городах имеется свой «золотой» уклон ската. К атмосферным явлениям относят следующие факторы:

  1. Осадки. Чем больше дождей снега в вашем регионе, тем больший уклон нужно делать. Соответственно увеличивается и высота крыши. Если пренебречь этим условием, тогда увеличивается вероятность появления протечек.
  2. Ветер. Для местностей с ветрами средней и малой силы нет разницы в высоте конька. А вот так, где часто дуют сильные, порывистые ветра обычно уклон кровли не превышает 10°. Это накладывает определенные ограничения на применяемые материалы. Не учитывая силу ветра, вы рискуете потерять всю конструкцию крыши.
  3. Количество снега. Существует отношение между крутизной уклона и количеством снега. Чем больше его выпадает зимой, тем больший угол нужно делать. Причина в увеличении нагрузки на стропильную систему. Рекомендуется отдавать предпочтение скатам уклоном больше 45°.

Определить особенности региона проживания можно обратившись в местную метеослужбу или к справочной литературе. В нормативной документации СНиП 23-01-99 или СП 20.13330.2011 есть погодные карты и рекомендации по строительству.

Способы расчета высоты конька

Расчет высоты крыши во многом зависит от ваших предпочтений. Есть два основных способа:

  • математический;
  • графический.

Разберемся с математическим способом подсчета. Как уже говорилось в первом подзаголовке, по умолчанию взяли двухскатную равнобедренную крышу. У нас есть возможность рассчитать необходимую высоту если знаем угол уклона и расстояние между скатами. Теперь понадобится таблица Брадиса и калькулятор. В справочной литературе находим величину тангенса нашего угла, а после умножаем ее на половину длины между скатами. В итоге получается высота конька.

Рассмотрим расчет на реальном примере. Предположим что наше строение имеет габариты 7х10 метра. При этом находимся в зоне со средними ветрами, а в роли кровельного покрытия используем металлочерепицу. Обустраивать чердак не планируем, а уклон возьмем равным 20°, чтобы дождевая вода без проблем стекала.

Получается, что длина катета составляет 7/10 = 3,5 метра. Согласно данным таблицы тангенс 20° равен 0,839. Теперь перемножаем получившиеся числа: 3,5*0,839 = 2,94. Значит, высота конька двухскатной крыши, от нижней части мауэрлата, составляет 2,94 метра.

Графический способ подойдет тем, кто имеет под рукой лист бумаги, карандаш и линейку с транспортиром. Все что понадобится это начертить крышу в разрезе, соблюдая масштаб. Для этого начертите горизонтальную линию, отметьте на ней границы основания крыши. Определите середину и прочертите перпендикуляр. С одной из сторон при помощи транспортира начертите линию под нужным углом. Точка пересечения покажет высоту, нужно лишь замерить ее линейкой.

Получившийся результат будет приближенным, к нему нужно еще добавить 2/3 толщины стропильной ноги. Небольшие отклонения допустимы и критически не влияют на эксплуатацию крыши. Эти погрешности складываются из необходимости делать вентиляцию под металлочерепицу и обрешетки.

Для того чтобы отметить нужную высоту в реальности достаточно определить середину здания. Затем прибить вертикальный брусок или жердь на нужной высоте. После того как был сделан расчет, постарайтесь как можно точнее перенести его с бумаги на реальное здание. Тогда крыша прослужит многие годы и не даст течи в самые дождливые дни.

Крыша – важная конструктивная часть дома, выполняющая ряд наиважнейших функций. Она защищает от атмосферных напастей и отводит осадки, обеспечивает изоляцию и вносит солидный вклад в формирование собственного стиля строения. Для того чтобы столь значимое сооружение на «отлично» справлялось с доверенной работой, необходимо досконально продумать проект и скрупулезно разобраться с размерами.

Тщательный разбор и расчет двухскатной крыши требуется и самостоятельным мастерам, и владельцам загородной собственности, прибегающим к услугам строительных организаций. Давайте разберемся, как это правильно сделать.

Крыша, напоминающая в разрезе перевернутую литеру V, неспроста лидирует в списке скатных конструкций. По простоте сооружения и экономичности у двухскатной крыши практически нет соперников. Столетиями проверяемые на практике заложены в основе возведения большинства кровельных сооружений.

Незатейливые скатные плоскости не требуют сложного раскроя покрытия и прочих материалов, результатом которого становится внушительное количество отходов. Не нужны специфические ухищрения для воплощения замысловатых конфигураций. Осадки не задерживаются на наклонных поверхностях, поэтому нет необходимости в усилении гидроизоляции. В итоге устройство двухскатной крыши зачастую обходится дешевле односкатной.

Крыша с двумя скатами может быть самостоятельным объектом или частью комплекса сооружений аналогичной или отличной формы. Самый простой вариант ее не имеет встроенных слуховых окон и навесов над входным крыльцом, т.е. нет дополнительных переломов, хребтов и сопутствующих им ендов.

Отсутствие выпуклых и вогнутых углов лишает мастера «наслаждения» помучиться с рядом затруднительных операций. Опять же хозяева не получат мнимого удовольствия от протечек, нередко появляющихся в стыках скатных элементов крыши.

В принципе, любителям причудливой архитектуры никто не мешает оснастить два ската многочисленными встроенными конструкциями. Правда есть ограничения по климатическим признакам: в областях с высоким объемом зимних осадков возведение крыш с многочисленными составляющими нежелательно. В сформированных излишествами разжелобках создаются благоприятные условия для накапливания снежных залежей. Счищать их придется резвее обычного, а лишнее усердие в сфере удаления снега может стать причиной повреждения покрытия со всеми вытекающими.


Однако приверженцам простых и ясных форм тоже не стоит расслабляться. Конфигурация крыши углом должна быть идеально подобрана и рассчитана, иначе не сможет безупречно выполнять доверенную работу.

Несмотря на обманчивую элементарность, в определении оптимальной формы конструкции есть подвохи. Преодолеть и обойти их невозможно без знания технологических тонкостей, ведь все параметры сооружения взаимосвязаны:

  • Ширина двухскатной крыши зависит от габаритов коробки и вида покрытия, которое в свою очередь влияет на подбор крутизны скатов.
  • Уклон крыши зависит от климатических особенностей района строительства и от типа кровельного материала.
  • Совокупность перечисленных обстоятельств, ширины и уклона, определяет высоту конструкции, которая в итоге может не соответствовать архитектурным требованиям и эстетическим соображениям.

У безукоризненно спроектированной крыши все пропорции подобраны идеально. Ширина и высота ее определяют подъем и уклон, необходимый для отвода осадков в конкретной местности. Ниже нельзя по техническим причинам, выше дорого и неразумно, если этого не требует уникальная архитектура.

Заметьте, что вкупе с увеличением крутизны растет бюджет строительства. Согласно уклону подбирают кровельный материал. Ориентируясь на его вес и специфику, проектируют и рассчитывают стропильный каркас. Расчет стропильного каркаса производят с учетом перечисленных параметров и с учетом нагрузок, действующих извне на конструкцию.

Взаимозависимость пропорций крыши, сложности устройства стропильного каркаса и нюансов подбора покрытия заставляет определять наилучшую форму путем банального подбора. Если что-то не подходит, заменяют или укрепляют несущие конструкции. Благо, и ассортимент на строительном рынке сейчас предостаточный, и для усиления сооружения разработаны всевозможные способы.

Если пугают предстоящие вычисления и перетасовка данных, лучше прибегнуть к беспроигрышному решению – типовому проекту. Не зря же за рубежом все дома одного населенного пункта оснащают крышами равной высоты и покрывают равнозначным по цвету и характеристикам материалом. Типизация позволяет выдержать ландшафтную идентичность и сократить расходы на проектировку.

Однако даже типовое проектное решение – не панацея от технических бед и эстетических недочетов. Нельзя забывать об индивидуальных габаритах коробки, над которой планируется возвести крышу. Соотечественниками отрицается уравниловка в высоте и крутизне, потому нам все же желательно разобраться с пропорциями кровельного сооружения.

Пошаговое проведение расчетов

Конфигурацию и габариты любой скатной крыши задает стропильный каркас. На ребра стропильных ног укладываются скаты, образующие двухгранный угол. Сооружают стропильные системы из металлопроката и древесины, используют в строительстве конструкции индустриального изготовления и пиломатериалы.

Давайте рассмотрим варианты, доступные для приложения усилий самостоятельного мастера, т.е. построечный метод возведения каркаса крыши из пиломатериалов.

Этап #1 – выбор вида стропильной системы

Способ сооружения двухскатной крыши связан с размерами опосредованно, но без учета разницы в устройстве конструкций трудно будет разобраться с геометрическими параметрами.

В строительстве двухскатных крыш используются две традиционные технологии:

  • Наслонная , согласно которой у верха и низа стропилин есть прочная точка опоры. Нижней опорой служат стены дома, оснащенные мауэрлатом. Верх наслонных стропильных ног опирается на прогонную балку, формирующую конек. Прогонную балку опираются на сооруженную специально для нее опорную систему, на внутреннюю стену или на каменные фронтоны коробки, возведенные до устройства крыши. Наслонный способ преимущественно используют при обустройстве крупных домов с внутренней несущей стеной или рядом колон.
  • Висячая , согласно которой стропила верхами упираются лишь друг в дружку. Опорой для низа служат стены, как и в предыдущем случае. Висячие стропильные ноги формируют равносторонний треугольник, основание которого называется затяжкой. В совокупности такая система не создает распор, т.е. не передает распирающую нагрузку на стенки коробки. Стропильные треугольники устанавливаются либо в готовом к монтажу, т.е. собранном на земле виде, либо сооружаются из отдельных стропилин на месте. Отсутствие верхней опоры вносит коррективы в сферу использования: висячий метод применяется в обустройстве только небольших строений с малыми пролетами.

Схемы стропильных систем обоих типов включают минимум конструктивных элементов при перекрытии коробок шириной до 8-10м.


При обустройстве пролетов крупнее возникает опасность деформации стропильных ног. Чтобы исключить провисание и прогиб деревянных деталей из пиломатериалов, устанавливают укрепляющие элементы: подкосы, схватки, боковые прогоны и др.

Дополнительные детали обеспечивают жесткость и устойчивость крупного сооружения, но увеличивают нагрузку. Как определяется суммарная нагрузка и производится , мы уже разбирали.

Этап #2 – расчет ширины

Оба типа деревянных стропильных систем сооружаются по балкам перекрытия или по мауэрлату. От типа основы зависит, как вычисляется ширина крыши:

  • При монтаже на балки перекрытия именно они формируют карнизный свес, т.е. определяют габариты крыши.
  • При установке на мауэрлат ширина крыши определяется путем сложения трех величин. Суммировать нужно ширину коробки и две проекции ширины карнизного свеса. Однако в расчетах используется только несущая часть ширины крыши, равная ширине коробки.

Функцию мауэрлата в каркасных постройках выполняет верхняя обвязка, заодно соединяющая разрозненные элементы в единый каркас. В деревянном строительстве мауэрлатом служит верхний венец, сложенный брусом или бревном.

В случае применения «балочной» схемы устройства используются так называемые матицы – брусья или бревна, уложенные под верхним венцом стопы в качестве перекрытия.


Карнизные свесы крыш, установленных на мауэрлат, могут быть сформированы непосредственно стропильными ногами, пришитыми к ним кобылками или кирпичным выступом. Последний вариант, естественно, применяется при возведении кирпичных стен. Выбор ширины свеса продиктован типом кровельного покрытия и материалом, из которого сложены стены.

  • Для шиферной кровли не более 10см;
  • Для битумной черепицы в интервале 30-40см;
  • Для металлочерепицы 40-50см;
  • Для профлиста 50см;
  • Для керамической черепицы 50-60см.

Стены из бревна и бруса требуют усиленной защиты от косых дождей, потому свесы над ними обычно увеличивают на 10-15см. При превышении предельного значения ширины свеса, рекомендованного производителем, необходимо предусмотреть мероприятия по его укреплению.

Возможна установка наружных подкосов на стены или опорных столбов, которые одновременно смогут играть роль конструктивных элементов террасы, крыльца, веранды.

Этап #3 – определение уклона

Углу наклона скатов дозволено варьировать в широчайших пределах, в среднем от 10º до 60º с допустимыми отклонениями в обе стороны. Традиционно обе плоскости двухскатной крыши имеют равные углы наклона.

Даже в несимметричных конструкциях для жилых домов их в основном располагают под равным углом, а эффекта асимметрии добиваются путем сооружения разно-размерных скатов. Чаще всего различия в уклоне основных частей крыши наблюдаются при строительстве дачных домиков и бытовых объектов.

На процедуру определения оптимальной крутизны двухскатной крыши существенное влияние оказывают три фактора:

  • Тип покрытия вкупе с весом предназначенной для него обрешетки. Вид кровельного материала определяет технологию монтажа и способ устройства основания для его крепления. Чем плотнее получается кровля, тем меньшее значение может быть у уклона. Чем меньше нахлестов и стыков между элементами покрытия, тем ниже разрешено быть крыше. И наоборот.
  • Вес кровли вместе с . Расположенное под углом к горизонту тяжелое покрытие давит на основание только своей проекцией. Короче, чем выше уклон, тем меньшая масса передается на перекрытие. Т.е. под тяжелую кровлю нужно строить крутую крышу.
  • Климатическая специфика региона. Высокий уклон способствует быстрому отведению снега и воды, что крайне желательно в областях со значительным уровнем выпадения осадков. Однако высокие скаты очень чувствительны к воздействию ветров, стремящихся их опрокинуть. Потому в регионах с характерными сильными ветрами принято строить пологие конструкции, а в районах с изобильными осадками – крыши с высоким уклоном.

В нормативной документации, применяемой в расчетах углов для возведения двухскатных крыш, встречаются единицы, способные сбить с толку неопытных в кровельном деле домашних строителей. Самая простая величина выражена в безразмерных единицах, самая понятная – в градусах.

Вторая версия передает соотношение высоты крыши к половине ее ширины. Для ее определения проводится линия от центральной точки перекрытия к вершине кровельного треугольника. Реальную линию проводят на схеме дома, воображаемую на объекте. Обозначается величина или в процентах, или в виде математического отношения типа 1: 2,5… 1: 5 и др. В процентах мудренее и неудобней.

Этап #4 – определение высоты конька

У крыши с двумя скатами по желанию хозяина может быть или не быть чердак. В чердачных пространствах двухскатных крыш не положено устраивать полезные помещения. Для этого существует . Однако высота чердака, применяемого для обслуживания и осмотра крыш углом, не является произвольной.

Согласно предписаниям противопожарной службы от вершины до перекрытия должно быть не меньше 1,6м. Верхний предел продиктован эстетическими убеждениями проектировщиков. Они утверждают, что если высота крыши больше высоты короба, то она словно «давит» на постройку.

Высоту расположения коньковой вершины для устроенных по балкам висячих крыш легче всего определить чертежным методом:

  • Чертим схему коробки дома в масштабе.
  • Ищем середину верхнего перекрытия.
  • От середины вверх прокладываем ось симметрии.
  • В любую из сторон от середины откладываем половину ширины крыши – получаем крайнюю точку свеса.
  • С помощью транспортира от крайней точки свеса вычерчиваем прямую под углом, рекомендованным производителем кровельного покрытия. Точка ее пересечения с осью будет вершиной крыши. Измерим расстояние от вершины до перекрытия, получим высоту.

Чтобы получить полную картину, на схеме нужно аналогичным способом вычертить второй скат. Параллельно линиям вычерченных скатов надо провести еще две линии на расстоянии, равном толщине стропильных ног в том же масштабе.

Если не устроит конфигурация крыши, можно «поиграть» с высотой на бумаге, изменяя положение точки вершины и уклон крыши в разумных пределах. Те же манипуляции можно провести в одной из чертежных программ.

При вычерчивании абриса крыши, сооружаемой по наслонной технологии, следует учитывать толщину прогонной балки. При внушительной мощности она несколько сдвинет положение скатов.

Народные умельцы считают, что расчеты элементов стропильной системы для строительства двухскатной крыши можно вообще свести к вычислению только сечения прогона. Это самый нагруженный элемент, все остальные имеют право быть тоньше. К примеру, если расчеты покажут, что для конькового прогона потребуется материал 100×150мм, то для стропилин, опор, подкосов достаточно доски 50×150мм.

Процесс поиска высоты конструкций со свесами, сформированными кобылками, немногим отличается от описанной методы. Просто угол уклона вычерчивается не от крайней точки свеса, а от нижнего узла крепления стропилины к мауэрлату. В любом случае вариации с крутизной и размерами запланированной к строительству двухскатной крыши лучше подобрать на «бумаге», чем на стройплощадке.

Этап #5 – расчет расхода материала

Нормальный хозяин загодя задумывается о бюджете строительства. Правда, в предварительной смете по определению будут неточности. Процесс возведения двухскатной крыши наложит свои коррективы на первоначальный расчет материала, но выяснить объем основных трат поможет.

Предварительная смета должна включать:

  • Брус для устройства мауэрлата. В жилищном строительстве используют пиломатериал сечением от 100×150мм до 200×200мм. Метраж рассчитывается по периметру коробки с 5% запасом на обработку и соединения. Аналогичный материал приобретается для устройства лежня, если он запроектирован.
  • Доска для изготовления стропилин. Чаще всего для изготовления стропильных ног используют материал сечением от 25×150мм до 100×150мм. Метраж определяется путем умножения длины внешнего ребра на количество. Материал приобретают с запасом 15-20%.
  • Доска или брусок для выполнения подкосов, затяжек и опор сечением 50×100, 100×100мм в зависимости от проекта. Тоже нужен запас примерно 10%.
  • Материал для устройства обрешетки. Расход его зависит от типа финишного покрытия. Обрешетку сооружают либо сплошной, если будет производиться , либо разреженной под профнастил, металлочерепицу, обычную черепицу, шифер и пр.
  • Рулонная гидроизоляция, метраж которой определяет вид кровли и крутизна. Высокие крыши покрывают водоизоляционным ковром только вдоль свесов, конька и в выпуклых или вогнутых углах. Пологие покрывают сплошным ковром.
  • Финишное покрытие. Его количество вычисляют, суммируя площади скатов. Если имеются врезанные слуховые окна, то их площади тоже подсчитывают. Только вычисляют как прямоугольник, а не по факту. Количество запаса для укладки рекомендовано производителями покрытия.
  • Материал для обшивки фронтонов и свесов.
  • Уголки, пластины, саморезы, скобы, гвозди. Нужны анкера и шпильки, их количество подскажет проект.

Еще потребуются фасонные элементы для обустройства сквозных проходов через крышу, ендов, свесов, конька. Представленный набросок сметы действителен для холодной конструкции. Для утепленной крыши надо будет приобрести утеплитель и пароизоляционную пленку, брусок для контрообрешетки и материал для обшивки крыши изнутри.

ЗНАТЬ СВОЮ МЕРУ. Северная традиция домостроения

Интервью с мастером деревянного зодчества Игорем Тюленёвым, создающего дома по принципам старых устоев домостроения и саженевого пропорционирования. Интервью проведено специально для читателей газеты «Пашковка».

– В моём сердце нашли глубокий отклик устои нашей русской, Северной Традиции, – делится Игорь Тюленёв. – Постепенно учился воспринимать и понимать и передавать традиции домостроя. И продолжаю учиться. На Руси повсеместно ставили осмерик либо шестерик (дом с восемью либо шестью (как сота в пчелином улье) углами). И это напрямую связано с гармонией восходящих и нисходящих потоков силы: Живы Земной и Яри Небесной (как сейчас модно называть эти потоки – Инь и Янь, а Предки называли – природа Отца и Матери, мужская и женская энергия) с течением их по спирали. Терема и избы преимущественно были круглыми по форме. Всё в домострое имеет определённую важность, и форма тут не исключение.

К примеру, попробуйте, не меняя формы сосуда либо продукта, наполнить спелыми яблоками бутыль из-под минеральной воды. Ничего не выйдет, либо придётся разбить бутыль, либо мелко нарезать яблоки. Для хранения яблок лучше подойдёт корзина, в ней они будут легко дышать, и, соответственно, хорошо храниться, но хранить в плетёной корзине свежий мёд, или зрелый квас, никому не придёт в голову. То есть всему необходимо подобающее вместилище.

Жизнь – это Сила, а форма активизируется той Силой, а дом – наполнение. К примеру, «бензиновый» автомобиль не будет двигаться на дизельном топливе. Таким образом, форма может быть способна или не способна вместить и воспринять ту либо иную энергию, силу. Известное всем выражение: «дом – полная чаша», воспринимается сейчас как дом полный всевозможного «добра» – вещей, мебели, но изначально такой смысл в данное выражение-пожелание, никто не вкладывал. «Дом – полная чаша» – это дом до краёв заполненный гармонично переплетаемыми потоками Земной и Небесной силы, которым для этого нужна определённая форма, здесь и место постановки дома также имеет решающее значение.

Повторюсь, постепенно жилища и другие строения приобрели форму геометрически более «простую», стали квадратными и прямоугольными. В месте пересечения стен образуется прямой угол, силе же свойственно стекать Небесной, и подниматься Земной, Сила, словно вода в реке, под прямым углом не течёт, и поэтому в углах кирпичных, каменных и панельных сегодняшних домов, постоянно скапливается «негатив», там нарушен ток Силы, без движения она «затухает», река превращается в болото. В углу образуется постоянная минусовая точка. Впоследствии для избегания данного процесса в деревянных, уже квадратных домах, стали тесать стены, придавая, таким образом, закругление углам, и давая возможность потокам Силы течь.

– Почему отдавалось предпочтение дереву как строительному материалу?

– Ствол дерева по сути является – свитой (виток, спираль, а Вита – Жизнь) структурой трубчатых систем, так как весь ствол от комля до вершины пронизан животоками – каналами, по которым, пока дерево растёт, течёт сок – от корней вверх по стволу, а овеществлённый солнечный свет от листьев кроны – также по животокам, растекается по всему древу. В зависимости от предназначения дерева: принимать либо отдавать силу, его ствол в процессе роста приобретал левостороннюю либо правостороннюю закрутку, так называемая свиля, и из-за этого срубленное бревно становилось «правым» или «левым».

Избы раньше рубили, сочетая данные брёвна пропорционально, либо осознанно придавая строению те или иные качества, укладывая в сруб преимущественно правосторонне закрученные, либо левосторонне закрученные брёвна. Благодаря способу повенцовой укладки бревна в срубе (комель – вершина) достигался непрерывный ток Живы и Яри по спирали. В чашках (местах перерубов) полюса энергии меняются, осуществляется фазовый переход на 90 градусов – плюса на минус, Сила Отца «становится», наполняется Силой Матери, и наоборот. Но это происходит только в том случае, если не повреждена сердцевина, ядро дерева. Поэтому раньше дома и рубили в охряп – в нижнюю чашу. Сегодня специалисты критикуют такой способ рубки, мол, в нижней чаше скапливается влага, и дерево в срубе больше подвержено гниению, и предлагают срубы, рубленные в крюк – в верхнюю чашу. При этом избегают делать замки – курдюки, не понимая того, что нарушенная в срубе сердцевина дерева в данном случае это медвежья услуга жильцам таких домов.

Крыша замыкает весь контур дома. И тут уже имеет значение угол кровли, вернее углы, так как вариантов их в каноне домостроения множество. С одним углом кровли ставили дом, с другим – овин… Сейчас над этим мало кто задумывается подходя к данному вопросу из понятий эстетики, либо возможности материала, не более того. Дом же призван вместить в себя Жизнь с определёнными качествами. Таким образом, надо учитывать место постановки (слышали же выражение «дом необходимо ставить на камень», это потому что по-другому пересекается ток силы). Не стройте дома на песке, не только потому, что он может разрушиться, а и потому, что песок не является проводником, не будет в таком доме силы.

Также надо учитывать форму дома, и угол кровли, а также материал, из которого построен дом, и тогда дому можно придать любые свойства – Дом Целительный, Дом Ритуальный, Дом Жилой. Все сооружения и дома должны иметь стопроцентное соответствие Формы и Содержания.

Кстати, печь в доме, как его двигатель, должна обязательно опираться на несущие балки пола, а не на самостоятельный фундамент – как зачастую принято сейчас. В зависимости от того, как стоит печь в доме по отношению ко входу, справа, или слева от него, печь может быть Пряхой, и Непряхой соответственно. Вот и в доме у вас, либо «прёт» всё, ладится, либо не очень… Про магию русской печи можно и нужно говорить отдельно, её возможность Родить хлеба, согревать дом и хранить Огонь домашнего очага, сама по себе бесценна.

– Как в старину строили дома?

– Дома в былые времена ставили всей Роднёй, а зачастую всем миром, термин такой был – помочью, все собирались и строили сообща. Печи же были глинобитные, и на «битьё» печи приглашались только непорочные девушки и парни, какую силищу они в печь закладывали! «В родном доме и стены помогают» – так говорят. Раз уж заговорили о доме как понятии, о сути так сказать его предназначения, могу сказать проще: Дом – это место Силы, которое ты создаёшь искусственно. Дом – это инструмент эволюции, данный Родом. Твой дом, универсальный инструмент, с помощью которого ты можешь всё! Это сейчас дом построили, а взаимодействовать с ним не умеем. Я имею в виду с самим домом, с его пространством.

Конечно для того, чтобы дом по настоящему стал твоим, ты должен его построить сам, или, по крайней мере, принять максимальное участие в его строительстве. Структурировать его под себя надо, в процессе рождения дома полить его, где своим потом солёным, а, может, где и малой кровью коли пораниться случится, тем ценнее он для тебя станет, чем больше своей силы ты в него вложишь, в свой дом. Раньше в одной избе жили минимум три поколения сродственников Отец, Мать, Дед с Бабкой да детки. Знания передавались естественным образом. Была преемственность передачи знаний, от деда и отца ко внуку и сыну.

– Слышал, раньше существовало понятие «Строительной жертвы»?

– Да, это так. Перед тем как срубить дерево приносились дары каждому древу и у каждого дерева непосредственно просили разрешение на рубку. Обещая ему продолжение существования в новой форме, в форме Жилища. И если такое разрешение дерево давало, то оно испытывало при этом состояние высшей радости. В результате действия такой высшей эмоции менялась вся молекулярная структура древесины, и теперь она была дружественна к человеку. В новом воплощении – новая мера, это выражение равно ко всем. Срубленное в таком состоянии дерево запечатлеет его навсегда в своём теле, и построенный дом из такого бревна будет этим состоянием радости постоянно делиться с жильцами. А также будет их оберегать от всех напастей.

Сейчас такого практически почти никто не делает. Но что хочу сказать: отношение самого человека к дому, к Жизни может изменить всё вплоть до атомарного уровня. Очень важно, что у тебя внутри, с каким настроением ты живёшь и действуешь. Даже дом, построенный из железнодорожных шпал, пропитанных креозотом, может стать местом истока положительной силы, если в нём живёт светлый человек, полный Радости Жизни…

Дом, Родовое Поместье как артефакт.

Поместье представляет собой не только живую изгородь, сад, огород, лес, поляну, пруд, но и разнообразные постройки – дом, кладовка, сарай, баня, беседка.

Природа и сам человек должны быть образцом и мерой для сооружений, созданных в поместье. Тогда все постройки будут гармоничны и красивы, жизнь будет протекать в них максимально благоприятно для психики и здоровья, и станет возможным раскрытие и реализация многих, заложенных в человеке, способностей.

На сегодняшний день в архитектуре существуют:

1. Поместья и дома, построенные по живым размерам.

Этим домам присуще свойства всех живых существ – они создавались с учетом коэффициента золотого сечения и так называемых вурфных коэффициентов. Вурф – это трехчленное деление человеческого тела (о нем подробнее будет рассказано ниже). Сюда относятся дома, созданные с применением древнерусской системы саженей. Именно так строятся дома для комфортной и приятной жизни.

Основные сажени в метрах:

Городовая 2,848
Большая 2,584
Великая 2,440
Греческая 2,304
Казенная 2,176
Фараона 2,091
Пилецкого 2,055
Царская 1,974
Церковная 1,864
Народная 1,760
Черняева 1,691
Египетская 1,663
Кладочная 1,597
Простая 1,508
Малая 1,424
Меньшая 1,345

Все 16 фиксированных саженей, по которым предлагается проектировать сооружения, вычислены исходя из размеров исторических зданий – памятников культуры. Сажени возрастают в соответствии с коэффициентом гармонии музыкального ряда — 1, 059.
Хочется подчеркнуть, что сажени – это инструмент создания объема, а не только единица измерения длины. Из любого размера можно сделать сажень.

Гармоничные размеры придают зданиям и сооружениям следующие свойства:

1. Красоту;
2. Долговечность;
3. Прочность;
4. Отличная акустика;
5. Оздоровительный эффект для людей;
6. Гармонизация пространства.

До введения проектирования по метрам, не только дома, но и парки, города создавались по саженям, об этом нам напоминает название одной из саженей – городовая.

Земля в поместье изменялась десятинами – 1 десятина – 109 соток. В одной десятине 2400 квадратных саженей. 4,548 кв. м – квадратная сажень.

2,848х1,597=4,548 кв. м;
2,548х1,76=4,548 кв. м;
2,44х1,864=4,548 кв. м;
2,304х1,974=4,548 кв. м;
2,176х2,090=4,548 кв. м;
1,508х2х1,508=4,548 кв. м;

При создании дома по саженям, учитывается то, что в природе не бывает одинаковых фигур – разнообразие радует глаз, умиротворяет психику.

Отмечены также удивительные урожаи на грядах, размеченных по саженям.

Отдельно в поместье стоит тема создания «живого пруда», т.е. такого водоема, где вода максимально самоочищается (не зарастает), все благоприятно для жизни рыб, раков и, по желанию хозяев, для купания. Конечно, для строительства пруда важно в первую очередь наличие источника воды (показателями источника являются зеленая трава, ива, ольха), ложа из глины, расположение берегов по геодезическим линиям. И лишь затем производится разметка пруда по саженям.

Глубина дна должна быть разной, причем желательно, чтобы водоем был на севере глубже, на юге – мельче. Для удобства возможно сооружение 1 или 2 террас вглубь пруда шириной около 0,5 м для посадки водных растений, например кувшинок, камыша. Желательно берега пруда вытянуть по направлению ветра. Важно сочетание естественных форм и геодезических линий. Так, пруд в форме креветки или змейки не будет самоочищаться, если построен на равнине. Но эта форма отлично подходит для водоема у подножия горы или в овраге.

Дорожки в поместье не должны быть прямыми. Энергия идет извилисто. Яркий пример представляют собой улицы старой Москвы. Стоя в начале такой улицы, не увидите ее конца – настолько она кривая. Необходимо следовать природе, а в ней нет прямых линий, особенно – параллельных. Аналогично и с грядами. Лучше, когда длинные гряды расположены в форме меандра или змейки.

2. Мертвые поместья и дома.

Эти сооружения замедляют природные процессы, следовательно, применяются для сохранения неживых продуктов и тел, как холодильники, лабазы, склепы. В основе таких домов лежат правильные геометрические фигуры, не встречающиеся в природе – квадрат, круг, равнобедренный и равносторонний треугольник. Исключение здесь представляет шестиугольник — пчелиные соты, правильная геометрическая фигура, но живая.

Земля измеряется квадратами — квадратный метр, квадратная сотка, квадратный гектар.

Пруды создаются в форме правильных геометрических фигур, независимо от геодезических линий, сторон света и направления ветра.

Дорожки прямые, повороты по четким углам.

3. Остальные сооружения .

Не «живые» и «мертвые» поместья и дома. Такие сооружения создаются дилетантами или предназначены для каких-то неизведанных, космических целей. К ним относятся новострой, городские квартиры. Тема не изучена, можно написать диссертацию….

Используемая литература:


2. Семинар 6-10 июля Зеппа Хольцера в Краметерхофе.
3. Сайт sazheni.ru
4. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html

Обоснование применения саженей

Бог устроил Мир, и в Гармонии Мира отдалено отражается совершенство Бога. Бог дал людям разум и чувства, способные воспринимать Гармонию Мира. Более того, Гармония заложена в самом Человеке. И Человек может не только воспринимать, но и воспроизводить Гармонию Мира в своих произведениях.

Гармония поддается измерению. Одним из мерил Гармонии является человеческая мера – сажень. Создавая что-либо по саженям, Человек придает Красоту и Гармоничность своим произведениям. Насколько Человеку органично жить в природе, созданной Богом, настолько Человеку естественно жить и пользоваться творениями, отражающими эту Гармонию.

Человеку естественно жить в созданной им самим гармоничной среде. Эта так называемая «культурная» среда. Она является вторичной, искусственно созданной Человеком средой обитания. Тем не менее, эта вторичная природа также должна отвечать законам Гармонии, быть благоприятной для человека. Такое соответствие и может обеспечить сажень.

Уникальность системы древнерусских саженей, в том, что «принципиально отсутствует единая для саженей стандартная измерительная единица, а сама система измерения не является евклидовой.

На протяжении многих веков отсутствие единого стандарта не мешало, а более того – способствовало возведению великолепных, эстетически пропорциональных природе сооружений еще и потому, что в древнерусской архитектуре все членения были трехчастными», отмечает в книге «Золотые сажени Древней Руси» А. Ф. Черняев.

Например, пальцы рук, ног, руки (плечо-предплечье-кисть), ноги (бедро, голень, стопа) и т.д.- имеют трехчленное строение. Причем двухчленной конечности в природе не существовало.

Отношение 3-х длин составляют пропорцию, называемую вурфной. Значения вурфа по телу человека варьируется, в среднем составляя 1,31.

Причем коэффициент золотого сечения в квадрате, деленный на два равен вурфу. (1,618х1,618):2=1,31.

В настоящее время большинство архитекторов в России незаслуженно забыли методику проектирования по саженям и используют метрическую систему.

Рассмотрим историю возникновения метра. Метр был впервые введён во Франции в XVIII веке и имел первоначально два конкурирующих определения:

Как длина маятника с полупериодом качания на широте 45°, равным 1 c (в современных единицах эта длина равна м).

Как одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году:

Метр - это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.

Получается, метр искусственно выведенная единица измерения, не связанная напрямую, а, соответственно, не отражающая Гармонию Мира и Человека. Метр – эталон, образующий линию. Сажени же являются естественной для Человека мерой. Они образуют трехчастную (3 — сакральное число) систему, по которой гармонично формируется площадь и объём.

Петр Первый, как пишет Д.С. Мережковский в своей работе «Антихрист», отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Не просто так метр вводился во Франции и в России во время революций. Разрушители знали, зачем надо забыть мудрость и традиции предков, уничтожить корни…

Древние люди чувствовали Гармонию интуитивно, не думая о мерках. Но связь с Богом слабела, поэтому и возникли жестко фиксированные размеры саженей, появились правила построения различных сооружений по саженям.

Наши предки бережно хранили и передавали вековую мудрость и красоту, воплощая их в храмах Древней Руси. Жизнь в поместьях и домах, построенных по саженям, позволяла не утратить ощущения Гармонии Мира, напоминала Человеку о Боге.

Теперь мы посещаем чудом сохранившиеся после коллективизации и урбанизации поместья. Например, в Москве около Красной Площади родовое поместье Романовых, где сейчас остался только дом-музей, «Дом бояр Романовых». Сохранились дом-музей и часть поместья художника Васнецова в бывшем Троицком переулке около метро Сухаревское.

На Новом Арбате за высотками прячется кусочек усадьбы и родовой дом Лермонтовых. Каждый знает Болдино – родовое поместье великого русского поэта Пушкина. Очаровательным уголком является поместье художника Поленова в Тарусе, музеем в котором заведуют его потомки.

Родовое поместье «отца русской авиации», мемориальный Дом-музей и усадьба Жуковского находятся в сельце Орехово, что в 30 км от Владимира, на трассе Владимир — Александров. И таких примеров множество.

Возрождение древних традиций создания усадеб и поместий, несомненно, послужит социально-экономическому подъему и оздоровлению жизни в стране, развитию духовных, творческих сил и способностей новых помещиков.

Используемая литература:

  1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».
  2. Форум http://forum.anastasia.ru/topic_47351_90.html
  3. Википедия.

Многообразие саженей

Рассмотрим различные варианты применения саженей при проектировании жилого дома. Общее для всех способов: при построении дома по саженям внешние габариты дома должны иметь разные размеры по 3-м осям координат, причем откладывается только четное количество саженей. Аналогично планируется пространство внутри дома, только берется четное количество полусаженей, локтей, пядей, пястей или вершков.

Такие детали, как округлые сверху окна и двери, высокая крыша, разные террасы и крылечки, ассиметричные элементы и части дома делают его оригинальным и запоминающимся. Отдельная тема – украшение дома резьбой, так называемое «узоречье». Это целый язык различных фигурок, рассказывающий о семье, живущей в доме. Мебель изготавливается в соответствии с размерами дома и хозяев. Дополняет внутреннее пространство дома цвет убранства: шторы, ковры, картины.

Проектирование по 16 фиксированным саженям

По 3-м осям откладывается четное количество саженей, которые должны быть различны и не стоять рядом в списке.

1. Пилецкого 2,055
2. Египетская 1,663
3. Меньшая 1,345
4. Казенная 2,176
5. Народная 1,760
6. Малая 1,424
7. Греческая 2,304
8. Церковная 1,864
9. Простая 1,508
10. Великая 2,440
11. Царская 1,974
12. Кладочная 1,597
13. Большая 2,584
14. Фараона 2,091
15. Черняева 1,691
16. Городовая 2,848

Так, внешние габариты дома могут быть следующими: длина – 6 церковных саженей, высота – 4 царских сажени, ширина – 4 народных саженей. Если дом круглый или многоугольный – то внешний диаметр равен четному числу саженей, например, 4 кладочным саженям.

Сажени по золотым пропорциям хозяина.

Предлагается взять пять последовательных чисел золотого сечения 0,382/0,618/1/1,618/2,618. Данные коэффициенты необходимо умножить на рост хозяина – в результате получается ряд саженей, пропорциональный его росту. Например, при росте 1,764 м, шкала будет следующей: 0,674/1,090/1,764/2,854/4,618 м. Указанный ряд последовательно умножается на 2, 4, 8, 16… – формируется таблица, по которой определяются размеры индивидуальных саженей. Вычисленные данным способом сажени разделяются соответственно на 2, 4, 8 ,16, 32… частей. В результате получаем самостоятельные единицы: полсажени, локти, пяди, пясти, вершки.

Виды «человеческих» саженей.

Самые известные «человеческие» сажени:

— маховая. Это длина вытянутых рук;

— ростовая. Просто рост человека;

— косая. Высота человека с поднятой вверх рукой.

По указанным саженям проектируется дом с учетом размеров хозяина и хозяйки. Внешние габариты дома рассчитываются по размерам хозяина, а внутренние – по размерам хозяйки. Здесь скрыт определенный смысл: подобное соответствие предназначено отражать соотношение ролей мужчины и женщины в семье.

В заключение необходимо отметить, что независимо от единиц длины (расстояние можно измерять в футах, метрах или попугаях) при проектировании по саженям мы создаем «живое», гармоничное Человеку пространство для Любви, творчества и отдыха.

Используемая литература:

1. А. Ф. Черняев «Золотые сажени Древней Руси».

Отзыв хозяйки дома, построенном по системе древнерусских саженей, о своем доме

Мой домик действительно построен по русским саженям. Но только снаружи. Внутри – уж как получилось. Жить в нём комфортно, уезжать из него не хочется – мы воспринимаем его как живое существо, очень приветливое и весёлое.

Причина ли этому сажени, или то, что он построен с Любовью нашим единомышленником, очень чистым и добрым человеком, с большим опытом строительства – трудно сказать.

Чаще всего я слышу про свой домик такие слова: «какой он у тебя ладненький!». Вроде маленький, а вроде – не очень, в меру высок, в меру – широк, крепенький такой – одним словом – ладный. А вот в этом, я думаю, заслуга саженей.

Он приятен глазу своими пропорциями, ну и нарядный, конечно (ведь мы его любим – вот и нарядили). Гости, заходя на минуточку, не уходят часами – так и сидят на ступеньках или террасе. Особенно это заметно по детям, спустит мама малыша на землю, чтобы идти домой, а он опять карабкается по лестнице в дом – и довольный такой.

Спустя полгода после постройки дома побывала на семинаре Черняева в Липецке. Там узнала важную вещь, которую стоит всем учитывать при строительстве дома, даже если строительство не в саженях.

Высота потолка в доме с печным отоплением должна быть как можно больше – перегретый воздух поднимается вверх и висит у потолка. Если потолки 3 метра (Черняев говорит, лучше – 3,20), то всё нормально. Если – ниже, то наша голова всё время находится в зоне дискомфорта.

И правда, в отопительный сезон мой сын не мог спать на верху двухъярусной кровати (высота наших потолков – 2,5 метра) – очень жарко и душно там наверху.

Я – за то, чтобы дома у поселенцев были добротными, красивыми и ладными. Лишние затраты «на красоту» окупаются сторицей – сколько раз попадается мне на глаза мой

Примеры золотого сечения в архитектуре найти можно везде, когда умеешь его видеть. Выяснить это даже школьнику по силам. В 2013 году ученица 10 класса Сивакова Елена провела собственное исследование зданий 19-20 веков. Проследим, как она это сделала, и научимся видеть и определять его в архитектурных сооружениях за 5 минут. После прочтения статьи не останется вопросов о том, что это такое, и можно ли его необычные свойства использовать в своей жизни.

7+ примеров золотого сечения в архитектуре России

Санкт-Петербург

Здания исторического центра Санкт-Петербурга построены в разных , таких как барокко, ампир, эклектика, необарокко, неоготика. Подчиняются ли они золотому правилу?

Исаакиевский собор

Придворный архитектор Александра I Огюст Монферран строил этот собор с 1819 по 1858 гг. Стиль позднего , в котором уже проявлены черты неоренессанса и эклектики. Елена задалась вопросом: «В чём же причина гармонии довольно громоздкого здания?»

Первый ряд определён шириной здания, которая принята за 400 ед. и представляет такие цифры 400, 247, 153, 94, 58…

Если 400 разделим на число ≈1,618, то получим приблизительно 247; повторяем действие со следующим числом: 247: 1.618≈153.

И так находим все числа. Теперь смотрим на рисунок. Основная часть с колоннами вписывается в прямоугольник со сторонами 400 и 247. Поскольку стороны находятся в соотношении Ф≈1.618, то они образуют Золотой прямоугольник.

Следующий ряд представлен высотой здания: 370, 228, 140, 87, 53, 33, 20, 12. Эти размеры заложены в более мелкие детали. По вертикали Исаакиевский собор делится Золотым сечением у основания купола, что делает соотношение основной части и купола гармоничным.

Третий ряд размеров начинается со 113, и являет ширину основания главного купола: 113, 69, 42, 26, 16. Числа этого ряда встречаются в размерах окон, в высотах колонн и других деталей собора.

Золотые прямоугольный и равнобедренный треугольники имеют место в здании Исаакиевского собора, как видно из рисунка.

Кунсткамера

На Университетской набережной Васильевского острова стоит здание Кунсткамеры, заложенное в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови: Петровское барокко, два 3-этажных корпуса и сложная многоярусная купольная башня.

Исследование начинается с главных величин: высоты и длины здания, от которых строится золотой ряд. Длина — 450 ед., далее 277, 170, 105, 65, 40, 24. Такие размеры можно видеть в высоте и широте разных уровней башни, длине корпусов. Сама башенная часть вписана в золотой равнобедренный треугольник от основания до вершины. Золотое сечение просматривается в большей степени именно в этом главном элементе, что правильно с точки зрения архитектуры. Вывод: основа Кунсткамеры подчиняется золотому правилу и сохраняет композиционную гармоничность.

Новый золотой ряд начинает высота здания: 211, 130, 80, 49, 30. Глядя на размеры чертежа, становиться понятно, что выбор трёхэтажного вида корпусов обусловлен соразмерностью с башней.

Торговый дом «Эсдерс и Схейфальс» на пересечении Мойки и Гороховой

Построено в 1907 году по проекту Владимира Александровича Липского и Константина Николаевича де Рошефора (Рошфора). В 1905 г. бельгиец С. Эсдерс и нидерландец Н. Схейфальс подали прошение о разрешении построить пятиэтажное здание с куполом и шпилем на угловой башне для их торгового дома вместо старого.

С длины здания в 671 ед. начинается ряд Золотого сечения, наблюдаемого в размерах: 671, 414, 256, 158, 98, 60, 37, 23. Обращаем внимание на основной элемент — шпиль. Убеждаемся, что композиционное решение завершено гармоничным сочетанием высотных величин.

Построен в 1941г по проекту Ноя Абрамовича Троцкого. Здание советского периода рассматривают как творческую интерпретацию . Центральный портик с четырнадцатью колоннами завершает скульптурный ансамбль на тему строительства социализма и гербом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

По бокам симметрично расположены пятиэтажные корпуса. Длина Дома достигает 1472 ед., из которого методом деления на число Ф получается ряд размеров элементов здания: 1472, 909, 562, 34, 214, 132, 81, 50 (Приложение 21): высоты сооружения, высоты входа и др.

Вершина Золотого равнобедренного треугольника совпадает с вершиной здания, а его стороны проходят через вехние точки главного входа. Прямоугольный золотой треугольник образован вершинами в верхушке здания и в конце внутренней части бокового крыла. Пропорциональность очевидна, хотя и не имеет большой композиционной значимости.

Москва

Московский Государственный Университет на Воробьёвых горах

Над его проектом работал коллектив под управлением Б.М.Иофана, которого позже сместили с должности главного архитектора. Образец послевоенной советской архитектуры выстроен с 1949 по 1953 годы.

Б.М.Иофан предложил композицию из пяти составляющих с центральной башней. В годы строительства это было самое высокое здание в Европе.

Длина здания равна 1472 ед. и начинает ряд: 909, 562, 347, 214, 132, 81, 50. Золотому сечению подчиняются, в основном высотные размеры. Из ширины башни проистекает другой ряд: 538, 332, 205, 126, который видим в широтных размерах.

Золотой прямоугольный треугольник гипотенузой проходит через угол здания и захватывает пристройки.

Таким образом, во всех исследуемых зданиях ученица обнаружила Золотое сечение, сохраняющее гармонию.

5 примеров дополнительно

Чтобы упростить задачу поиска ЗС, можно брать рациональные дроби 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; 89/55; и так дальше. Закономерность ясна: 3+2 =5; 5+3=8; 8+5=13… Или ещё проще. Сделайте себе циркуль для определения пропорции по инструкции в видео. Времени уйдет минут 10. Как пользоваться этим циркулем для определения пропорциональности элементов тоже расскажут и покажут.

Применяя этот способ, находим золотую пропорцию русского зодчего Матвея Казакова в кремлёвском здании сената, да и во всех остальных работах: Пречистенском дворце в Москве, Благородном собрании, Голицынской больнице (им. Пирогова)…

Созданный другим великим архитектором Василием Ивановичем Баженовым дом Пашкова в Москве (Российская государственная библиотека) причисляют к образцам совершенных архитектурных памятников, в котором легко определить ЗС.

Ужасный символ Парижа и золотое сечение

Когда в Париже собирали металлическую Эйфелеву башню, многие французы возмущались. Критики писали о ней, как об «уродстве города», «сраме Парижа», «тощей пирамиде из металлических лестниц». В их числе были Эмиль Золя, Дюма-младший, Ги де Мопассан. Сейчас этот самый посещаемый памятник является гордостью парижан. Может быть виной тому «божественная» пропорция?

Она же наблюдается и самом знаменитом французском соборе Нотр-Дам-Де-Пари.

Вся правда о древних строителях

Интуитивно или сознательно великие архитекторы строили здания с учётом этих пропорций? Античные математики знали о золотом сечении со времён Пифагора. Находятся всё новые подтверждения его применения в архитектурных пропорциях. Однако не найти ни одной древней записи с прямой рекомендацией использовать “божественную пропорцию”. Нет таковой и у Витрувия (I век до н. э.), написавшего «Десять книг об архитектуре», в которых он рассматривал пропорциональности в том числе. Странный факт, не правда ли?

Может все выше приведённые исследования являются подгонкой под известный результат? Не так сложно выбрать из множества архитектурных элементов те, которые подтверждают гипотезу, т. к. абсолютной точности никто не требует. Логично задуматься над вопросом: «Что если греки НЕ применяли золотое сечение?»

Собственно говоря, и для Луки Пачоли, написавшего в 1509 году труд «Божественная пропорция», не столь важно было его прикладное значение. Важно было обосновать её мистическую природу. А применять его осознанно стали только с момента издания книги.

Тайна архитектуры Древней Греции

Красивые и гармоничные объекты всегда отвечают правилу ЗС, а при анализе величин определяется эта пропорциональность. Искусствоведы внимательно изучили греческий Парфенон, возведённый в честь победы над персами — храм богини Афины. Отношение длины храма к ширине даёт золотое число с маленькой погрешностью. Если отнять от длины сооружения 14 см и прибавить к ширине, то получится полное совпадение с математической величиной. Фасад здания немного сужается кверху, отклоняется от прямоугольной формы. Учитывая визуальное восприятие, сделано это строителями сознательно. Поэтому считать его прямоугольником золотого сечения не совсем корректно. Но пропорции соблюдаются, так что логично предположить, что архитекторы Иктин и Калликрат умышленно заложили правило в проект?

Мифы и диковинные факты о пирамиде

Пирамида Хеопса также выстроена с учётом этого условия. Не вдаваясь в математическое доказательство наличия золотой формулы, скажем только, что в нём присутствуют прямоугольный золотой треугольник, сторонами которого являются высота и половина стороны основания строения. Ничего удивительного?

Но тогда возникает вопрос об уровне древнеегипетской математики. Выходит, что теорема Пифагора была им известна за два тысячелетия до рождения самого учёного. Внимание привлекает факт, что наследники Хеопса строили свои пирамиды уже с другими пропорциями. Почему?

Установлено, что сооружения пирамидальной формы с ЗС оказывают на находящихся в них феноменальное воздействие: растения лучше растут, металлы становятся прочнее, вода долго остаётся свежей. Учёные много лет работают с этими загадками, но тайна остаётся.

Замечено, что пирамида приводит структуру пространства в слаженное состояние. Всё, что попадает в зону действия, тоже организуется подобным образом: психоэмоциональное состояние людей улучшается, вредные для человека излучения уменьшаются, исчезают геопатогенные зоны. Интернет утверждает, что если размер фигуры увеличивается в два раза, то влияние пирамиды усиливается в сто раз.

Как же всё-таки построить «Золотой» дом для себя?

Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия Золотого сечения. Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.

Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.

В природе подобная соразмерность встречается везде. Тот, кто чувствует гармонию пространства, создаст пропорциональное здание без специальных для этого усилий.

Например, наши предки строили хоромы соразмерные человеку. Мерили высоту и длину в саженях, локтях, аршинах, пядях. Никто не возражает, что в человеческом теле соблюдена золотая пропорция? Длина руки от кончиков пальцев до подмышки относится к расстоянию от той же точки до локтя как эта величина к размеру ладони.

Известный французский архитектор Ле Корбюзье для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.

5 способов соблюдать правило в интерьере

  1. В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали.
  2. Иногда достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку.
  3. Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.
  4. В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% - оттеняющего, и остальных 10% - усиливающих восприятие тонов.
  5. Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.

Приложение этой нормы в , как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.

О золотом сечении простыми словами

Что же это такое? Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью, десятичное значение которой равно приближённо числу Ф≈1,618 или Ф≈1,62. Другими словами: если берём целое и делим его на две части так, что одна из них составляет 62%, а другая - 38%, получаем Золотую пропорцию.

Золотой прямоугольник: когда длину большей стороны делим на длину меньшей и получаем число Ф. При делении меньшей на большую получается обратное значение φ ≈ 0,618.

Золотой равнобедренный треугольник: если отношение размера одной боковой стороны и размера основания составляет золотое число Ф; угол между равными сторонами равен 36°.

Золотой прямоугольный треугольник Кеплера объединяет в себе теорему Пифагора и ЗС: соотношение квадратов его сторон составляет 1,618.

Смотрите познавательное видео по теме

 


Читайте:



Ссыльный колокол Угличский колокол

Ссыльный колокол Угличский колокол

Город Углич на юго-западе Ярославской области стоит на крутом берегу Волги. Здесь река делает резкий поворот и получается острый угол, отсюда и...

Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт Почему на аничковом мосту лошади

Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт Почему на аничковом мосту лошади

Один из первых и самых известных мостов в Санкт-Петербурге - Аничков мост. Из трех переправ, пересекающих Невский проспект , мост через Фонтанку с...

В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

В Можайском районе проходит фестиваль «День Бородина–2017 Бородинское поле 2 3 сентября

Бородинское сражение стало событием, о котором знают далеко за пределами России. Наполеон считал эту битву своим самым великим...

Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

Тайны древних сокровищ Сокровища тайных

Наверное, в детстве каждый из нас мечтал быть Индианой Джонсом. Было бы здорово отправиться на поиски приключений и затерянных сокровищ, не так ли?...

feed-image RSS