Главная - Самоделки
Что такое конфликт: понятие, виды, структура. Конфликты мотивов Основные источники и мотивы конфликтного поведения

Ведущим видом деятельности подростка является:

учебная деятельность

учебно-профессиональная деятельность

эмоциональное общение

общение со сверстниками
2. Выбрать правильный ответ

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является :

притязание на признание среди подростков

похвала родителей

желание получить хорошую оценку


3. Выбрать правильный ответ

Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:

практический мотив (связь с профессией)

«чтобы быть не хуже других»

мотив получения хорошей оценки

все ответы верны


4. Выбрать 3 правильных ответа

Структурными компонентами учения являются:

аудиальный компонент

мотивационный компонент

операционный компонент

контрольно-оценочный компонент
5. Выбрать 3 правильных ответа

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:

неадекватная самооценка

самосознание через сравнение себя с другими

направленность на будущее

потребность быть взрослым
6. Выбрать 3 правильных ответа

Специфическими особенностями педагогического общения являются:

направленность на нескольких субъектов

ориентированность на субъект

стиль общения

позиция сторон

дистанция
7. Выбрать правильный ответ

Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений - это:

конфликт

борьба


дискуссия
8. Выбрать правильный ответ

Конфликтогены - это:

проявления конфликта

слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта
9. Выбрать 2 правильных ответа.

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу- многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Причинами конфликта в данном случае явились:

неудовлетворительные коммуникации

нарушение трудовой дисциплины

психологические особенности конфликтующих
10. Выбрать правильный ответ

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:

компромисс, критика, борьба

уступка, уход, сотрудничество

борьба, уход, убеждение

сотрудничество, консенсус, уступка
11. Выбрать 3 правильных ответа

Безоценочное отношение к личности ученика помогает:

устанавливать доверительные отношения

контролировать

выстраивать отношения

понимать мотивы поведения
12.Выбрать правильный ответ. Определите мотив поведения.

Вы дали ученику задание. Он демонстративно закрыл тетрадь, сложил руки, отодвинул пенал. Говорит, что все равно ничего не получится. Вы подошли к мальчику, он спокойно открыл тетрадь и приступил к работе. Это...

власть


привлечение внимания

избегание неудачи


13. Выбрать правильный ответ

Определите мотив поведения. Ученица сидит на уроке и громко плачет. Вы подошли к ней. и плач стал громче - это...

власть

привлечение внимания

избегание неудачи
14. Выбрать правильный ответ

Определите мотив поведения. Ученица сидит на вашем открытом уроке и в присутствии комиссии начинает громко плакать. Вы подходите к ней. а она говорит, что ничего не понимает, потому что Вы плохо учите. Это...

месть

власть


привлечение внимания

избегание неудачи


15. Выбрать 3 правильных ответа

В составе личностных УУД могут быть выделены следующие виды действий:

действие смыслообразования

действие нравственно-этического оценивания

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

действие целеполагания


16.Выбрать правильный ответ

Эти универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

регулятивные

личностные

познавательные

коммуникативные

17. Выбрать правильный ответ

Для этого стиля характерно: превосходство одного партнера: деловые, короткие распоряжения, запреты с

угрозой, неприветливый тон. возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения.

демократический

либеральный

партнерский


18. Выбрать правильный ответ.

Этот стиль общения отличает: стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на

партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности.

демократический

либеральный

партнерский


19. Выбрать правильный ответ

Основанием возникновения конфликта является:

мотивы конфликта

позиции конфликтующих сторон

предмет конфликта

стороны конфликта


20. Выбрать правильный ответ

Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является.

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

Конфликты исключительно многообразны по источникам происхождения, движущим силам, которые в известной сте­пени определяют способ их действия, и, наконец, по мотива­ции, жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Любое социальное напряжение может превратиться в со­циальный конфликт при соответствующих условиях, однако ход этого превращения, способ осмысления процесса, харак­тер его представления в сознании действующего субъекта бу­дут развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, выдвижении притязаний и обосновании своих требований.

Линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами кон­фликта, образуют поле мотивации и могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям. Здесь уже не важен вопрос о том, в какой мере конкретное содержание притязаний в ходе развертывания конфликта со­ответствует «действительным» потребностям, интересам и цен­ностям. Дело в том, что если линии аргументации (мотива­ции) возникают и разрабатываются, то они становятся реаль­ностью, выражаемой в мотивировании конфликтной ситуации. В конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противополож­ной стороной. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех уровней мотивации: потребностей, ценностей и интересов.

Мотивация - система побуждений, вызывающих актив­ность индивида и определяющих ее направленность. Это осоз­наваемые или неосознаваемые психические факторы, побуж­дающие индивида к совершению определенных действий, а так­же совокупность внутренних и внешних условий, вызывающая активность личности.

Мотив - это, с одной стороны, побудительная причина к какому-либо действию, система доводов в пользу чего-либо, с другой - осознанное побуждение к деятельности, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

стресс - нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности, взрыв внутреннего противоборства эмоции и мнений, чувства и разума, реакция на раздражители, которые превышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. Стресс, следовательно, имеет защитно-приспособительный характер, направлен на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Существенным фактором стрессовых состояний и рисков является реакция работников на конфликтные ситуации по месту своей занятости. Можно с полным основанием утверждать, что стрессы непременно сопровождают организационные и социально-трудовые конфликты. Столь же естественно их возникновение в результате эмоциональных срывов в межличностных отношениях, вызываемых бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей, лицемерием и обманом со стороны людей с нечистой совестью. Любое состояние борьбы с чем-то уже есть стресс. Воздействие указанных факторов многократно возрастает, если экономику и социальную сферу страны лихорадит кризис, состояние общества не отличается стабильностью и устойчивостью, падает жизненный уровень населения, политика государства, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не пользуются поддержкой, вызывают недоверие и протест со стороны значительной части граждан. Такой многогранный кризис в настоящее время переживает Россия. Он наносит сильнейшую разрушительную травму психическому здоровью людей, постоянно держит россиян в социальном напряжении, по существу в непрерывно продолжающемся стрессовом состоянии.


57. Методы предупреждения и урегулирования конфликтов

Предупреждение конфликта -- это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники конфликтного взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи.
Она может вестись по четырем основным направлениям:
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе, по-видимому, невозможно. Создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо.
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций – важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов.
3. Устранение социально-психологических причин конфликтов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

В конфликтологии традиционно завершающий этап в динамике конфликта обозначается термином разрешение конфликта. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий: затухание, преодоление, саморазрешение, пресечение, пригашение, урегулирование, устранение, улаживание и т.д. Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.
Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «не конструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Стили разрешения конфликтов (для участников конфликтов):
1. Стиль конкуренции.
При использовании этого стиля необходимо действовать активно и идти к разрешению конфликта собственным путем. Этот стиль рекомендован только в тех случаях, когда решение проблемы имеет для участника конфликта большое значение, когда встает необходимость действовать быстро и решительно, реализовывая стремление удовлетворить в первую очередь свои интересы.
2. Стиль уклонения.
Можно использовать в тех случаях, когда затрагиваемая проблема не имеет приоритетной важности, когда другая сторона имеет больше веса или власти, когда нет полной уверенности в собственной правоте или компетентности, а также, если есть возможность того, что проблема разрешится сама собой. При этом, занимая пассивную позицию, участник конфликта не проявляет стремления удовлетворить собственные интересы, равно как и интересы другой стороны конфликта. Проблема игнорируется, и ответственность за ее решение возлагается на другого человека.
3. Стиль приспособления.
Немного напоминает стиль уклонения, различие заключается в том, что участники действуют совместно, и один из них проявляет готовность идти на уступки и удовлетворять интересы другого участника конфликта. Дает возможность сгладить ситуацию и выиграть время.
4. Стиль сотрудничества.
Наиболее трудный, энерго - и времяемкий стиль разрешения конфликтов. Отстаивая свои интересы, стороны прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту, выражая готовность выслушать противоположную точку зрения и совместно выработать альтернативные варианты решения проблемы.
5. Стиль компромисса.
Каждая из сторон идет на определенные уступки, ограничиваясь частичным исполнением собственных намерений и разрабатывая решение проблемы, которое в наибольшей степени удовлетворило бы интересы обеих конфликтующих сторон.
Для разрешения конфликтов важно обладать способностью быстро и адекватно реагировать на различные варианты развития конфликтной ситуации, иметь в своем распоряжении различные подходы и уметь мим пользоваться, выходить за рамки привычных схем мышления, и в то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

1. Мотивы и цели участников взаимодействия.

2. Стратегии и тактики взаимодействия.

3. Регуляторы конфликтного взаимодействия.

4. Нормативные регуляторы.

5. Модели развития межличностной конфликтной ситуации.

Литература:

1. Анцулов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога - СПб.: Питер, 2000.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2000. -С.209-281.

3. Ложкин Г.В., Повьякель Н.И. Психология конфликта: Теория и современная практика - М.: ИД "Профессионал", 2006.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997..

5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

6. Коряк Н.М. Влияние самооценки на поведение в конфликте // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе. - Новосибирск, 1988.-С. 18-22.

Мотивы и цели участников взаимодействия

Как уже отмечалось, конфликт является биполярным явлением. В динамике конфликта его биполярность проявляется в наличии не менее двух сторон, между которыми происходит взаимодействие. При этом действия этих сторон должны быть направлены друг на друга. Они согласуются в процессе протекания конфликта и координируются в зависимости от того, как он протекает. То есть стороны конфликта регулируют его течение.

Важной психологической стороной конфликтной ситуации является стремление сторон, которые, однако, практически не описаны в психологической литературе. Характеризуя конфликт, исследователи отмечают прежде всего на том, что в нем имеется значительное эмоциональное напряжение, связанное с определенными проблемами.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Если говорить о конфликтах, то в нем мотив является побуждением к вступлению в конфликт. Довольно часто в конфликтном взаимодействии сложно выявить истинные мотивы его участников. Оппоненты скрывают свои мотивы, демонстрируя лишь мотивы участия в конфликте. Однако эти мотивы могут существенно отличаться от тех, какими в действительности руководствуются участники конфликта.

Активность вызывается потребностями, которые определяются как состояние субъекта, который заключается в наличии нужды в определенных ресурсах - материальных или духовных, которые необходимы для существования и развития.

Выделенные нами выше потребности (в безопасности, признании, принадлежности и т.д.) свойственны не только отдельным индивидам, но и социальным группам, сообществам и даже государству.

Обычно поведение участников конфликтной ситуации направлена на то, чтобы удовлетворить определенные интересы. Интересы являются осознанными потребностями, которые обеспечивают направленность на объект конфликта и способствуют реализации конфликтного поведения индивида.

Близкими к интересам также и ценности, которые личность может отстаивать в конфликте: истинность идеи, справедливость принятого решения, чувство собственного достоинства, чести, самооценка.

Мотивы личности часто обусловлены имеющейся ситуацией взаимодействия. Также нестабильность в современном украинском обществе формирует определенное общественное мнение, которое, опосредствуясь в сознании людей через их потребности и интересы, отражается в поступках конкретных людей и групп.

Мотивы участников взаимодействия конкретизируются в их целях. Цель - это осознанный образ предполагаемого результата, на который направлено действие человека. В конфликте целью человека является его представление о конечном результате конфликта. Поскольку цель всегда осознанной, то стоит разделять мотивы-цели и просто мотивы, когда участник конфликта не ставит перед собой определенной осознанной цели. Н.В. Гришина считает, что участник конфликта стремится к тому, чтобы преодолеть противоречие, однако вряд ли станет формулировать свои цели именно в такой системе представлений.

В широком смысле цели человека - это главные, направляющих факторы, определяющие ее образ жизни, выбор тех или иных ситуаций, предпочтение одним возможностям по сравнению с другими.

Конфликт является ситуацией обострения противоречий, которая побуждает индивида к активности, направленной на преодоление противоречия. Следовательно можно утверждать, что целью участника конфликта является изменение ситуации в благоприятный для себя сторону: "сделать по-моему", "принять решение", "получить преимущество", "договориться", "согласовать позиции" и т.п.

Цели в конфликте могут быть стратегического или тактического характера. Поскольку основной целью можно считать стремление овладеть предметом конфликта, то эту цель можно считать стратегической и ей будут подчинены тактические цели. Однако в процессе конфликта такая цель может быть изменена на другую, когда у оппонентов возникает желание нанести максимальный урон друг другу или, наоборот - сохранить хорошие отношения с другой стороной.

Фактически же в конфликте можно выделить три группы целей:

1. Цели, связанные с предметной стороной конфликта, за которыми стоят мотивы получения желаемого результата.

2. Цели участников, связанные с социальными аспектами конфликта (взаимоотношения между участниками конфликта).

3. Цели участников конфликта, связанные с психологической потребностью в обосновании своей позиции и своих действий для себя и для других людей.

Если человек действует в присутствии других, у него возникает два противоположных содержанию пласты:

"Содержание для себя" не требует дополнительных обоснований и мотивировок, кроме того предмета, на который направлена активность индивида, или проблемы, для решения которой он выполняет определенные действия. Выполнение требований "содержания для других" предусматривает наличие по каждому элементу поведения "определенного социально кодифицированного, конвенционального и общедоступного значения" (А. Хараш). На основе этого возникает своеобразный мотив "быть понятным".

В конфликтной ситуации обязательно имеется оправдание своей позиции и своих действий ("содержания для себя»). Каждый участник конфликта уверен в собственной правоте, в том, что он все делает правильно, а другой - "прав". Даже если оказывается готовность признать свою неправоту по отдельным вопросам, одинаково мы считаем себя "более правыми", чем нашего оппонента.

Именно возможность неоднозначной интерпретации ситуации в случае возникновения противоречий усиливает мотив "быть понятным". Это побуждает человека обосновать свои действия в глазах окружающих. Это желание прямо пропорционально возможности неоднозначной оценки его поведения.

Цели участников конфликта является важным регулятором их поведения. Однако они не определяют однозначно характер их взаимодействия в конфликте, выбор стратегии и тактики поведения. Вообще выбор стратегии и тактики поведения становится результатом действия сложной системы факторов, которые образуют даже не комплекс, а амальгаму - регулятор конфликтного взаимодействия.

Обычно мотивы и цели участников конфликта не так легко распознать. Для рассмотрения и анализа доступны прежде пени позиции. Позиция участника конфликта - это система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках. В основном позиции участников конфликтного взаимодействия являются достаточно устойчивыми.

Мотивы конфликта

Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы -- стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.

Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел бы в данной ситуации достичь

Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутри личностные конфликты. Хресс П. и Пиапи Ж. писали в «Экспериментальной психологии»: «Человек, поставленный перед необходимостью выбирать один из двух объектов, может выбрать один из них и, уже приняв решение, воспринимать второй объект как имеющий значительно более высокую ценность (poss-decision conflict). Возможен также конфликт вследствие того, что человек любит или восхищается двумя индивидами, которые не терпят или ненавидят друг друга. Возможны также конфликты познавательного характера, когда человек сталкивается с информацией, противоречащей сложившимся у него взглядам, и т.д.»

Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими мотивационными тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая -- отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.

Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми.

Действия в условиях конфликта

Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели -- то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает противодействия, которые у первой точно также получают негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную», лежащую на поверхности часть, в отличие от «подводной», скрытой от непосредственного наблюдения части,-- зоны разногласий, представлений сторон конфликта осложнившейся ситуации, мотивов и целей их поведения.

Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;

невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;

захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находится во владении другой стороны;

нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации (например, распространение порочащих слухов);

унижающие человеческое достоинства действия (в том числе словесные оскорбления или оскорбительные требования);

угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

физическое насилие.

При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами так не считать и даже подозревать, что действуют против кого-то. Им эти действия могут казаться вполне нормальными, или случайными, или просто необдуманными. Зачастую при откровенном разговоре это становится ясным для другой стороны, и напряженность в отношениях спадает. Но иногда такте оправдания не рассеивают убеждения другой стороны, что действия были намеренно враждебными, специально направленными против нее. И в оправданиях они видят лишь фальшь и хитрость, что еще более ухудшает отношения.

Конфликтное взаимодействие, таким образом, есть борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.

В конфликтной ситуации действия одной стороны оказывает существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать ответные действия. Поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого. Таким образом, конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие.

 


Читайте:



Толкование сна смола в сонниках

Толкование сна смола в сонниках

К чему снится смола по соннику - "Большой универсальный сонник для всей семьи О.Смурова" Смола во сне является символом клеветы, скандалов,...

Заготавливаем семена томатов из своих помидор

Заготавливаем семена томатов из своих помидор

Как правильно собрать и сохранить семена помидоров Как правильно отобрать помидоры или 5 основных ошибок Для получения качественного семенного...

Лейкоз у коров – неизлечимое заболевание, опасное для животного и человека

Лейкоз у коров – неизлечимое заболевание, опасное для животного и человека

Содержание: Коровий лейкоз - болезнь распространенная, не вполне изученная. Известно, что это онкологическое заболевание, которое вызывается...

Насколько вредны и полезны яйца цесарок Цесарка яичная

Насколько вредны и полезны яйца цесарок Цесарка яичная

Можно встретить в продаже довольно редко, однако своими полезными свойствами заслуживают к себе не меньшего внимания, чем куриные или . Выясним,...

feed-image RSS